Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 15.03.2021

Статья просмотрена: 961 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, А. О. Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных / А. О. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79211/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

Ключевые слова: воспитательная работа, индивидуальная работа, осужденный, индивидуальный подход, уголовно-исполнительный кодекс, девиантное поведение.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы главным средством исправления осужденных является воспитательная работа. Важность этого направления обусловлена сущностью воспитания в целом.

Конечно, уголовно-исполнительный кодекс не раскрывает понятие воспитательная работа, но в свою очередь регламентирует главные направления этой работы [1]. В соответствии со статьей 109 Уголовно-исполнительного кодекса воспитательная работа направлена на исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня [1]. Таким образом, воспитательная работа направлена на достижение положительных результатов исправительного процесса.

На мой взгляд, из всего многообразия форм воспитательной работы, именно индивидуальная работа с осужденным является наиболее значимой и результативной в процессе исправления.

Во- первых, данный подход позволяет изучить личность осужденного со всех сторон, например, темперамент, интересы, уровень образования осужденного человека.

Во- вторых, индивидуальная работа поможет установить особенности личности, которые нельзя узнать при коллективной воспитательной работе.

Все это обязательно выявит индивидуальный подход к исправлению осужденного, который облегчит его социальную адаптацию в дальнейшем и поможет избавиться от девиантного поведения.

Примером индивидуального подхода в исправлении можно считать создание педагогических ситуаций, которые в соответствии с возможностями и способностями осужденного помогут целенаправленно сформировать или развить его индивидуальные свойства [2]. Самым распространенным стали индивидуальные беседы сотрудника с осужденным в целях формирования и развития социальных навыков или коррекции конкретных индивидуальных проявлений [2].

Стоит заметить, что осужденные это особая категория людей к которым в принципе необходим свой личный подход, но если сотрудник исправительного учреждения будет применять к каждому индивидуальную работу, то исправление в этом случае будет еще более эффективным, что сможет способствовать, к примеру, уменьшению рецидивной преступности. Суть данного подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов исправительного процесса применительно к каждому осужденному и требует принятия комплексных мер правовой, социальной, психологической и других видов помощи и поддержки в отношении конкретного лица, лишенного свободы [3].

Для того чтобы создать условия для индивидуальной работы с осужденным необходимо применять различные методы и техники регенерации характера. К примеру, это могут быть ролевые игры, разнообразные тренинги на общесоциальные темы, консультации специалистов на наиболее важные для осужденных проблемы и вопросы.

Существует специальная система индивидуальной воспитательной работы, которая включает в себя [3]:

1) субъект деятельности и объект индивидуальной воспитательной работы;

2) цель и задачи;

3) планирование;

4) изучение и учет индивидуальных особенностей воспитуемых;

5) выбор оптимальных форм, методов и приемов воздействия;

6) контроль и коррекция воспитательных воздействий [4].

Таким образом, сотрудникам уголовно-исполнительного учреждения необходимо придерживаться данной системы работы с осужденными, для более быстрого и эффективного результата.

Индивидуальной методике принадлежит главная роль в воспитательной работе с осужденными. Самым важным является то, что находясь тет-а-тет с педагогом, специалистом, психологом, осужденные лица откровеннее рассказывают о себе, о своих переживаниях и проблемах. Все это играет важнейшую роль в воспитательном процессе.

Проведенный анализ позволяет разработать следующие рекомендации и нововведения:

  1. Необходимо расширить статью 109 Уголовно-исполнительного кодекса и указать на важность индивидуальной работы с осужденным в процессе воспитательной работы;
  2. Сотрудникам уголовно-исполнительного учреждения необходимо иметь в штате психолога, который будет корректировать действия воспитателей, давать рекомендации и советы для того, чтобы улучшить индивидуальный процесс работы с осужденным;
  3. Стоит разнообразить механизм работы с осужденными. Например, использовать техники, направленные на выявление творческих способностей у осужденных.

В заключении хотелось бы обозначить, что именно индивидуальный подход в воспитательной работе эффективно влияет на исправление осужденных, так как именно через выявление индивидуальных особенностей конкретного человека можно достичь поставленной цели и скорректировать личность человека так, чтобы девиантное поведение никогда не превалировало над социально-приемлемым поведением.

Литература:

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ 1997, № 2.
  2. Э. В. Зауторова, Л. В. Ковтуненко Индивидуальная воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы — Вологда: Учебное пособие, ВИПЭ ФСИН России, 2016.
  3. Э. В. Зауторова, Л. В. Ковтуненко Эффективные формы и методы реализации индивидуального подхода в воспитательной работе с осужденными в местах лишения свободы — Научная статья, 2019.
  4. А. В. Зайцева, Л. Л. Санташова Организация индивидуальных форм воспитательной работы с осужденными в деятельности начальника отряда — Научная статья, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, индивидуальная работа, осужденный, индивидуальный подход, Уголовно-исполнительный кодекс, девиантное поведение, индивидуальная воспитательная работа, исправительный процесс, уголовно-исполнительное учреждение.


Похожие статьи

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

В статье рассматривается влияние семьи на процесс правовой социализации несовершеннолетних; раскрыта взаимосвязь между неблагополучием семьи и криминализацией несовершеннолетних; проанализированы причины семейного неблагополучия.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии

В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...

К вопросу о влиянии родителей на адаптационный процесс школьников среднего звена

Похожие статьи

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Семья как субъект правовой социализации несовершеннолетних

В статье рассматривается влияние семьи на процесс правовой социализации несовершеннолетних; раскрыта взаимосвязь между неблагополучием семьи и криминализацией несовершеннолетних; проанализированы причины семейного неблагополучия.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии

В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...

К вопросу о влиянии родителей на адаптационный процесс школьников среднего звена

Задать вопрос