В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.
Ключевые слова: воспитательная работа, индивидуальная работа, осужденный, индивидуальный подход, уголовно-исполнительный кодекс, девиантное поведение.
На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы главным средством исправления осужденных является воспитательная работа. Важность этого направления обусловлена сущностью воспитания в целом.
Конечно, уголовно-исполнительный кодекс не раскрывает понятие воспитательная работа, но в свою очередь регламентирует главные направления этой работы [1]. В соответствии со статьей 109 Уголовно-исполнительного кодекса воспитательная работа направлена на исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня [1]. Таким образом, воспитательная работа направлена на достижение положительных результатов исправительного процесса.
На мой взгляд, из всего многообразия форм воспитательной работы, именно индивидуальная работа с осужденным является наиболее значимой и результативной в процессе исправления.
Во- первых, данный подход позволяет изучить личность осужденного со всех сторон, например, темперамент, интересы, уровень образования осужденного человека.
Во- вторых, индивидуальная работа поможет установить особенности личности, которые нельзя узнать при коллективной воспитательной работе.
Все это обязательно выявит индивидуальный подход к исправлению осужденного, который облегчит его социальную адаптацию в дальнейшем и поможет избавиться от девиантного поведения.
Примером индивидуального подхода в исправлении можно считать создание педагогических ситуаций, которые в соответствии с возможностями и способностями осужденного помогут целенаправленно сформировать или развить его индивидуальные свойства [2]. Самым распространенным стали индивидуальные беседы сотрудника с осужденным в целях формирования и развития социальных навыков или коррекции конкретных индивидуальных проявлений [2].
Стоит заметить, что осужденные это особая категория людей к которым в принципе необходим свой личный подход, но если сотрудник исправительного учреждения будет применять к каждому индивидуальную работу, то исправление в этом случае будет еще более эффективным, что сможет способствовать, к примеру, уменьшению рецидивной преступности. Суть данного подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов исправительного процесса применительно к каждому осужденному и требует принятия комплексных мер правовой, социальной, психологической и других видов помощи и поддержки в отношении конкретного лица, лишенного свободы [3].
Для того чтобы создать условия для индивидуальной работы с осужденным необходимо применять различные методы и техники регенерации характера. К примеру, это могут быть ролевые игры, разнообразные тренинги на общесоциальные темы, консультации специалистов на наиболее важные для осужденных проблемы и вопросы.
Существует специальная система индивидуальной воспитательной работы, которая включает в себя [3]:
1) субъект деятельности и объект индивидуальной воспитательной работы;
2) цель и задачи;
3) планирование;
4) изучение и учет индивидуальных особенностей воспитуемых;
5) выбор оптимальных форм, методов и приемов воздействия;
6) контроль и коррекция воспитательных воздействий [4].
Таким образом, сотрудникам уголовно-исполнительного учреждения необходимо придерживаться данной системы работы с осужденными, для более быстрого и эффективного результата.
Индивидуальной методике принадлежит главная роль в воспитательной работе с осужденными. Самым важным является то, что находясь тет-а-тет с педагогом, специалистом, психологом, осужденные лица откровеннее рассказывают о себе, о своих переживаниях и проблемах. Все это играет важнейшую роль в воспитательном процессе.
Проведенный анализ позволяет разработать следующие рекомендации и нововведения:
- Необходимо расширить статью 109 Уголовно-исполнительного кодекса и указать на важность индивидуальной работы с осужденным в процессе воспитательной работы;
- Сотрудникам уголовно-исполнительного учреждения необходимо иметь в штате психолога, который будет корректировать действия воспитателей, давать рекомендации и советы для того, чтобы улучшить индивидуальный процесс работы с осужденным;
- Стоит разнообразить механизм работы с осужденными. Например, использовать техники, направленные на выявление творческих способностей у осужденных.
В заключении хотелось бы обозначить, что именно индивидуальный подход в воспитательной работе эффективно влияет на исправление осужденных, так как именно через выявление индивидуальных особенностей конкретного человека можно достичь поставленной цели и скорректировать личность человека так, чтобы девиантное поведение никогда не превалировало над социально-приемлемым поведением.
Литература:
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ 1997, № 2.
- Э. В. Зауторова, Л. В. Ковтуненко Индивидуальная воспитательная работа с осужденными в местах лишения свободы — Вологда: Учебное пособие, ВИПЭ ФСИН России, 2016.
- Э. В. Зауторова, Л. В. Ковтуненко Эффективные формы и методы реализации индивидуального подхода в воспитательной работе с осужденными в местах лишения свободы — Научная статья, 2019.
- А. В. Зайцева, Л. Л. Санташова Организация индивидуальных форм воспитательной работы с осужденными в деятельности начальника отряда — Научная статья, 2017.