В данной статье мы попытались обобщить и придать форму очень большому объему информации на данную тему. Целью статьи является выявление ключевых общих утверждений и пробелов в базе знаний о том, что известно об использовании ИКТ в образовании.
В этой статье мы попробуем ответить на следующие вопросы:
Как на самом деле ИКТ используются в образовании?
Что мы знаем о влиянии ИКТ на обучение студентов?
Что мы знаем о влиянии ИКТ на мотивацию студентов и их вовлеченность в процесс обучения?
Общая информация
Обычно считается, что Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) могут расширить возможности учителей и учащихся, способствовать изменениям и способствовать развитию навыков 21 века, но данные, подтверждающие эти убеждения, все еще ограничены.
Существует широко распространенное убеждение, что ИКТ могут и расширят возможности учителей и учащихся, преобразуя процессы преподавания и обучения так, что они больше не будут в большей степени ориентированы на учителя, а будут ориентированными на ученика. А также то, что это преобразование приведет к улучшению обучения учеников, создавая и обеспечивая возможности для учащихся, чтобы они развивали свои творческие способности, способности решать задачи, навыки информационного мышления, коммуникативные навыки, а также другие навыки мышления более высокого порядка. Однако в настоящее время имеются весьма ограниченные, однозначно убедительные данные, подтверждающие это убеждение.
ИКТ очень редко рассматриваются в качестве центрального элемента общего процесса обучения.
Даже в самых передовых школах стран ОЭСР ИКТ, как правило, не считаются центральным элементом процесса преподавания и обучения.
Постоянная проблема: ставить технологии выше образования.
Одна из постоянных трудностей использования технологий в образовании заключается в том, что специалисты по планированию образования и сторонники технологий сначала думают о технологиях, а затем исследуют образовательные приложения для этих технологий.
Влияние на успеваемость учащихся
Положительное влияние использования ИКТ в образовании не доказано.
В целом, несмотря на тысячи исследований, влияние использования ИКТ на успеваемость учащихся по-прежнему трудно измерить и этот вопрос по-прежнему остается открытым для рассуждений.
Положительное влияние более вероятно, когда оно связано с педагогикой.
Считается, что конкретное использование ИКТ может оказать положительное влияние на успеваемость учащихся, если ИКТ используются надлежащим образом в дополнение к существующей педагогической философии учителя.
Было замечено, что «компьютерное обучение» несколько улучшает успеваемость учащихся при множественном выборе стандартизированного тестирования в некоторых областях.
Было доказано, что компьютерное (или вспомогательное) обучение, которое обычно относится к самостоятельной работе учеников или учебным пособиям на ПК, немного улучшает результаты тестов учеников по некоторым навыкам чтения и математики, хотя вопрос о том, коррелирует ли такое улучшение с реальным улучшением обучения учеников, является спорным.
Потребность в четких целях.
ИКТ считаются менее эффективными (или неэффективными), когда цели их использования не ясны. Хотя такое утверждение может показаться самоочевидным, конкретные цели использования ИКТ в образовании на практике часто определяются лишь очень широко или довольно слабо.
Существует важное противоречие между традиционной и «новой» педагогикой и стандартизированным тестированием.
Традиционная педагогика рассматривается как более эффективная в подготовке к стандартизированному тестированию, которое имеет тенденцию измерять результаты таких педагогических практик, как более «конструктивистские’ педагогические стили.
Несоответствие между методами измерения эффективности и типом продвигаемого обучения.
Во многих исследованиях может наблюдаться несоответствие между методами, используемыми для измерения эффектов, и характером обучения, стимулируемого конкретным использованием ИКТ. Например, некоторые исследования были направлены только на совершенствование традиционных процессов преподавания и обучения и овладение знаниями, а не на поиск новых процессов и знаний, связанных с использованием ИКТ. Возможно, что более полезный анализ воздействия ИКТ может появиться только тогда, когда методы, используемые для измерения достижений и результатов, будут более тесно связаны с учебной деятельностью и процессами, стимулируемыми использованием ИКТ.
ИКТ по-разному используются в различных школьных предметах.
Было доказано, что использование ИКТ для моделирования и моделирования в естественных науках и математике является эффективным, как и обработка текстов и коммуникационное программное обеспечение (электронная почта) в развитии языковых и коммуникативных навыков студентов.
Доступ за пределами школы влияет на воздействие.
Отношения между использованием компьютера учеником в классе, использованием компьютера учеником вне класса и достижениями ученика неясны. Однако учащиеся в странах ОЭСР, сообщающие о наибольшем количестве использования компьютеров вне школы, как показывают некоторые исследования, имеют достижения ниже среднего (предполагается, что высокий уровень использования компьютеров вне школы непропорционально связан с компьютерными играми).
Ученики считают, что ИКТ имеют положительное значение.
В исследованиях, которые в основном опираются на самоотчет, большинство участников считают, что использование ИКТ делает их более эффективными учениками.
Влияние на мотивацию учеников
ИКТ мотивируют преподавателей и учеников.
По-видимому, существует общее мнение о том, что и учителя, и учащиеся считают, что использование ИКТ в значительной степени способствует повышению мотивации учащихся к обучению.
Доступ за пределами школы влияет на уверенность пользователей.
Учащиеся, пользующиеся компьютером дома, также используют его в школе чаще и с большей уверенностью, чем учащиеся, не имеющие домашнего доступа.
Использование ИКТ в образовании
Размещение компьютеров оказывает свое влияние.
Размещение компьютеров в классах, а не в отдельных компьютерных лабораториях, позволяет значительно шире использовать ИКТ для развития навыков «более высокого порядка». Более того, меньшее количество компьютеров в классах может обеспечить более эффективное использование, чем большее количество компьютеров, расположенных в отдельных компьютерных классах). С этим связано все большее внимание, уделяемое как преподавателями, так и учениками, использованию ноутбуков, а также, в гораздо меньшей степени, использованию персональных цифровых помощников и других мобильных устройств.
Модели успешной интеграции использования ИКТ в школьное и внешкольное время.
Существует несколько успешных моделей интеграции использования компьютера учащимися дома или в других «неформальных условиях» за пределами школьных помещений с использованием в школе.
Вопрос о подходящем возрасте для ознакомления учеников с компьютерами горячо обсуждается.
Вообще говоря, соответствующий возраст для использования ИКТ учениками в целом неясен. Однако ясно, что некоторые виды использования более или менее уместны, учитывая возраст и способности учащихся. Новые исследования предостерегают от широкого использования в более молодом возрасте.
ИКТ могут способствовать развитию самостоятельности учащихся.
Существуют данные, свидетельствующие о том, что использование ИКТ может повысить самостоятельность некоторых учащихся.
«Пилотный эффект» может стать важным фактором позитивного воздействия
Целенаправленные мероприятия, связанные с ИКТ в образовании, которые вводят новый инструмент преподавания и обучения, могут демонстрировать улучшения только потому, что эффекты, связанные с такими мероприятиями, побуждают учителей и учащихся делать «больше» (потенциально отвлекая энергию и ресурсы от других видов деятельности).
Общие замечания
Обзор исследований, посвященных влиянию ИКТ на успеваемость учащихся, дает мало убедительных утверждений, как за, так и против использования ИКТ в образовании. Для каждого исследования, которое приводит к значительному положительному влиянию, другое исследование обнаруживает небольшое или полное отсутствие такого положительного влияния.
Многие исследования, которые обнаруживают положительное влияние ИКТ на обучение учащихся, опираются на самоотчет (который может быть открыт для различных позитивных предубеждений).
Литература:
- Оценка влияния технологий на преподавание и обучение [Johnston 2002]
- Разработка и использование показателей использования ИКТ в образовании [ЮНЕСКО 2003]
- ИКТ и достижения: обзор исследовательской литературы [Cox 2003]
- Окупаемость обучения на наших инвестициях в образовательные технологии — обзор результатов исследований [WestEd 2002]
- Технологии, инновации и образовательные изменения — глобальная перспектива [Kozma 2003]