У детей с двигательными нарушениями отмечается своеобразие развития мыслительной деятельности, которое выражается в неравномерном формировании всех ее компонентов — регулятивного, мотивационного и операционального.
Степень тяжести двигательных и интеллектуальных нарушений, сторонность поражения — вся эта клиническая картина заболевания влияет на особенности мыслительной деятельности детей с ДЦП.
Мышление характеризуется недостаточной последовательностью, вязкостью, инертностью. Дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей. Обобщающие понятия формируются дольше.
Отличительной особенностью мыслительных процессов детей с ДЦП является взаимосвязь недостаточности как содержательной, так и организационной стороны мышления. Для развития организационной стороны мышления необходимо сформированность операций планирования и самоконтроля, а также определенный запас знаний и умений. Без специального обучения эти предпосылки не развиваются
Недостатки в развитии мыслительной деятельности у детей с ДЦП могут быть частично или полностью исправлены в ходе целенаправленной коррекционно-развивающей работы.
При создании программы, которая будет направлена на коррекцию и развитие мышление детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, необходимо знать все особенности таких детей. Коррекционную работу необходимо проводить одновременно с познавательной и с двигательной сферами, а также с развитием речи.
Одно из важнейших направлений в работе с таким ребенком- формирование у него устойчивой мотивации, овладение операциями саморегуляции в процессе работы.
В работе обязательно учитываются — степень тяжести двигательного нарушения; комплексность дифференцированной коррекционно-развивающей работы, пошаговость в предъявлении материала, дозированность.
Для занятий была создана картотека игр:
– на развитие всех сторон словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
– на развитие двигательной сферы (графомоторных навыков, мелкой моторики);
– речевые задания.
Структура занятия :
- Организационный этап. Настройка на занятие. Включает двигательное задание. (10 минут).
- Основной этап. Задания и упражнения на развитие всех сторон словесно-логического мышления (25 минут).
- Подведение итогов. Оценивается работа детей. (5 минут).
Коррекционная программа рассчитана на 40 занятий: 2 раза в неделю, по 40 минут.
Основная цель: развитие интеллектуальных компетенций, а именно мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
– формирование интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
– развитие связной речи;
– развитие точных движений пальцев и кистей рук;
– формирование устойчивой мотивации, овладение операциями саморегуляции в процессе работы.
Тематическое планирование программы «Логические ступеньки» (10 занятий)
№ зан. |
Содержание занятия |
Цель упражнения |
Кол-во мин. |
1. |
1. Упражнение «Придумываем слова» 2. Упражнение «Играем на пианино» 3. Упражнение «Подбери слова» 4. Упражнение «Назови одним словом» 5.Упражнение «Сравнение предметов» |
Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики; Развитие операции обобщения; Развитие операции синтеза; Развитие операции сравнения. |
40 мин. |
2. |
1. Упражнение «Придумываем слова» 2. Упражнение «Подними флажки» 3. Упражнение «Сгруппируй буквы» 4. Упражнение «Подбери слова» 5. Задачи на сравнение |
Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики; Развитие операции классификации; Развитие операции обобщения; Развитие операции сравнения. |
40 мин. |
3. |
1. Упражнение «Придумываем слова» 2. Упражнение «Перекрестные движения» 3. Упражнение «Почему так» 4.Упражнение «Слова –невидимки 5. Упражнение «Анаграмма» 6.Упражнение «Закончи предложения». 7. Упражнение. «Найди окончание» |
Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики; Развитие операции обобщения; Развитие операции анализа; Развитие операции синтеза. |
40 мин. |
4. |
1. Упражнение «Придумываем слова» 2. Упражнение «Перекрестные движения» 3. Упражнение «Сравнение предметов» 4. Задачи на сравнение 5. Упражнение. «Анаграмма» 6. «Загадки-описания» 7.Упражнение. «Найди окончание» |
Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики; Развитие операции сравнения; Развитие операции анализа и синтеза; Развитие умения строить умозаключения. |
40 мин. |
5. |
1. Упражнение «Придумываем слова» 2. Упражнение «Подними флажки» 3. Упражнение «Пословицы и поговорки». 4. Упражнение«Подбери следующее». 5. Упражнение«Прочти спрятанное предложение» 6. Упражнение«Закончи предложение». |
Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики; Развитие понимания причинно-следственных связей; Развитие операций анализа и синтеза. |
40 мин. |
6. |
1. Упражнение «Придумываем слова» 2. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» 3. Упражнение Перепутанный рассказ 4. Игра «Пословицы» 5. Упражнение«Ну-ка, отгадай!» |
Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики; Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; Развитие операции обобщения. |
40 мин. |
7. |
1. Упражнение «Придумываем слова» 2. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» 3.Упражнение«Дорисуй фигуры» 4.Упражнение «Слова –невидимки 5.Упражнение «Кто кем будет?» 6. Упражнение «Укрась ковер» |
Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики; Развитие речевой активности; Развитие операции анализа. |
40 мин. |
8. |
1. Упражнение «Придумываем слова» 2.Упражнение «Играем на пианино» 3. Упражнение «Исключение лишнего слова». .4. Упражнение «Смысловые задачки» 5.Упражнение «Волшебный ряд букв» |
Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики; Развитие логического мышления; Развитие наглядно-образного мышления; |
40 мин. |
9. |
1. Упражнение «Придумываем слова» 2. Упражнение «Ухо-нос» 3. Упражнение. «Составление предложений» 4. Упражнение «Назови лишнее слово» 5. Упражнение «Слова-невидимки» 6. Упражнение «Слова-близнецы» |
Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики; Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; Развитие операции обобщения. |
40 мин. |
10. |
1. Упражнение «Придумываем слова» 2. Упражнение «Мельница» 3. Упражнение «Определения» 4. Упражнение «Поиск аналогов» 5. Упражнение «Сокращение» |
Развитие активного словаря; Развитие мелкой моторики; Развитие умения выделять существенные связи сравнения. |
40 мин. |
Таким образом, развитие словесно-логического мышления является важным направлением работы специалистов с детьми с ДЦП. При учете всех особенностей развития детей с двигательными отклонениями можно говорить о предполагаемой эффективности данной коррекционной работы.
Литература:
- Данилова Л. А. Из опыта коррекционной работы при обучении детей, страдающих церебральным параличом в условиях школы-интерната Текст. / Л. А. Данилова // Пятая научная сессия по дефектологии. — М., 1967. -362 с.
- Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6.
- Калижнюк Э. С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом и задержкой психического развития Текст. / Э. С. Капижнюк. М., 1978.
- Левченко, И.Ю., Приходько, О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст. / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М., 2001.
- Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии Текст. / И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2003.
- Твардовская А. А. Система развития интеллектуальных компетенций у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом 2012 г. / ред кол: Л. А. Дружинина, В. А. Бородина, А. А. Лысова. — Челябинск, 2012. — С. 190–194.