В настоящее время иностранные языки играют важную роль в жизни каждого человека. На сегодняшний день языки изучают как ученики и студенты, так и взрослые люди, которые уже имеют определенную специальность, профессию. Для чего же люди учат иностранные языки? Почему современные родители с детства хотят приучить ребенка ко второму языку?
Основания для изучения языков могут быть не только личными, но и профессиональными. Все больше людей хотят работать за рубежом или же иметь престижные профессии, такие как переводчик, стюардесса, менеджер, юрист, журналист. Многие родители рано задумываются о том, какие возможности для дальнейшего развития может иметь их ребенок, как он может реализоваться в будущем. Прежде всего, они связывают возможные перспективы со знанием иностранных языков и стараются с раннего детства «ввести» ребенка в языковую среду, обучить иностранному языку.
На сегодняшний день существует множество методик, благодаря которым процесс познания ребенком языка может стать более эффективным, продуктивным. В целом, все методики изучения иностранного языка для детей основаны на 5 главных принципах.
- Принцип естественности, непринужденности. Для того, чтобы ребенок прогрессировал быстрее, необходимо, чтобы процесс усвоения новой информации происходил в комфортной для самого ребенка обстановке.
- Принцип последовательности или очередности. Безусловно, начинать нужно с азов, то есть дать ребенку базу, основные правила. Уделять равное внимание нужно всем аспектам одновременно: грамматике, разговорной практике, чтению.
- Принцип интересности — один из самых важных принципов в изучении языка. Что же важнее всего в каждой методике? Конечно, интерес ребенка! Необходимо пробудить у ребенка интерес к языку, к его культуре, народу. В противном случае, у малыша сформируется стереотип, что любой другой язык — это скучно, нудно и трудно. Следовательно, это приведет к бессмысленной работе и родителей, и педагогов.
- Принцип настойчивости. Несомненно, ребята зачастую своенравничают, отвлекаются и не хотят делать того, о чем им говорят. Именно в таких ситуациях необходимо проявить жесткость.
- Принцип игровой формы. Главный вид деятельности для ребенка — игра. С ее помощью начать изучение языка детям проще всего [1, с.226].
Согласно данным принципам, выделяют 5 основных методик преподавания иностранного языка для детей. Остановимся подробнее на каждой из них.
1. Методика Зайцева.
Данная методика предназначена для детей, достигших 3-летнего возраста. Она состоит в том, что малышам для игры даются кубики, на которых написаны не буквы, а слоги или даже слова. Однако кубики не должны быть одинаковыми: они должны отличаться по размеру, объему, весу, цвету. Это помогает детям уже в столь раннем возрасте освоить элементарные грамматические, синтаксические правила, научиться соблюдать порядок слов в предложении, грамотно составлять иноязычные конструкции, словосочетания, предложения. Овладев этой базой, развив данные навыки в раннем возрасте, ребенок не только сможет с легкостью освоить первые уроки школьной программы, но и накапливать определенный словарный запас. Также очень важно, что благодаря этой игре ребенок может параллельно развивать свои речевые навыки.
2. Игровой метод.
Эту методику можно применять для детей более раннего возраста — от 1 года. Данная методика заключается в том, что преподаватель показывает ребятам карточки с животными, профессиями или другими базовыми понятиями, кладет их на стол. Затем он называет их на иностранном языке, четко произнося каждый звук, дети же повторяют за ним. После этого, дети рисуют одно животное или предмет, изображенный на картинке, и пытаются вспомнить его название. Когда ребенок запоминает примерно половину названий предметов, учитель пытается построить с ним простейший, базовый диалог. Таким образом дети постепенно осваивают произношение и устную речь.
3. Проектная методика.
Данная методика предназначена для детей от 4 лет. Она напоминает школьные уроки лишь с той разницей, что преподаватель выбирает тему, исходя из ее интересности для детей. Так проходят несколько уроков, после которых ученики пишут тестовое задание по теме. Благодаря данной методике дети не только учатся усидчивости, подготавливают себя к школе, но и учат слова, обогащают свой лексикон, что, безусловно, пригодиться им в будущем.
4. Методика Домана.
Данный метод изучения иностранного языка подходит для детей, старше 5–6 лет. Американский врач-нейрофизиолог призывал к тому, чтобы обучение детей начиналось с самого детства: «Начинайте как можно раньше — чем меньше ребенок, тем легче его всему научить». Методика Домана основана на использовании зрительной памяти детей. Ребенку показывают карточки, на которых изображен предмет и его название. Для начала следует показать ребенку около 5 карточек, четко произнося слова. Перед каждым последующим уроком необходимо перемешивать карточки. В течение нескольких дней следует добавлять по 5 карточек в день таким образом, чтобы ребенок проговаривал слова в разном порядке. Так, по мнению нейрофизиолога, детям проще запоминать новые слова. Обучение по данным карточкам ведется 5 дней. После этого меняется тема.
5. Комбинированная методика.
Возраст детей при данной методике варьируется от 1 года до 5–6 лет, в зависимости от сложности выполняемых заданий. Занятия по данному методу проходят в форме урока и включают в себя формы и методы всех вышеперечисленных методик. Так, дети работают над грамматикой, играют, рисуют, разговаривают, общаются. С таким подходом уроки становятся разнообразнее и динамичнее, включают в себя разные виды деятельности, а детям это нравится.
Кроме того, существуют некоторые рекомендации, которые позволяют выстраивать занятие таким образом, чтобы ребенок быстрее усваивал предоставляемую информацию:
- Чтобы ребенок освоил иностранный язык быстрее, нужно создать для него комфортную обстановку;
- Делайте упор на визуальные образы. Так малыш быстрее запоминает слова и грамматические конструкции;
- Не перегружайте ребенка грамматикой. Детское восприятие устроено таким образом, что закономерности выстраиваются сами собой. Поэтому, если хотите научить ребенка говорить на другом языке, просто окружите его этим языком, больше беседуйте;
- Также рекомендуется убрать из поля зрения ребенка все, что ассоциируется со школой: тетради, ручки, пеналы, линейки. Нужно сделать уроки интересными, занимательными. А школа, зачастую, ассоциируется с противоположными по смыслу понятиями;
- Не сравнивайте успехи ребенка с прогрессом других детей. У всех разные способности к изучению языков, разная мотивация. Логично, что у кого-то заговорить по-английски или по-немецки получается быстрее.
Научно доказано, что изучить язык проще всего, если ребенка приучают к нему с 3–4 лет. Однако если этот момент упущен, отдельные методики предусматривают работу с детьми вплоть до дошкольного возраста. Поэтому необходимо выбирать методику с учетом характера малыша, его индивидуальных, личностных особенностей: общительному ребенку понравятся групповые занятия, а стеснительному — уроки один на один с преподавателем, активному малышу придутся по душе игровые формы, а спокойному — что-то более медитативное. Разнообразие методик позволяет учесть эти моменты и подобрать подходящую конкретному ребенку форму обучения.
Однако большинство детских методик изучения иностранных языков основаны именно на игровой активности детей, ведь игра — это инструмент развития ребенка, с помощью которого он познает мир. Поэтому весьма логично, даже необходимо использовать игру для изучения английского, немецкого, французского и других иностранных языков. Лучшие методики изучения иностранного языка для детей включают в себя игровые ситуации разных типов. С их помощью ребенок сможет развить нужные навыки быстро и весело.
Литература:
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — Москва: Академия, 2004. — 312с.
- Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. — Минск: ТетраСистемс, 2004. — 175с.
- Методика обучения иностранным языкам в начальной и общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В. М. Филатова. Ростов н/Д: АНИОН, 2003. — 416 с.
- Панов Е. М. Основы методики обучения иностранным языкам. — Москва: Просвещение, 1998. — 122с.