Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 15.03.2021

Статья просмотрена: 2228 раз

Библиографическое описание:

Ткач, Н. А. Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования / Н. А. Ткач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79252/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается работа тьютора в инклюзивном образовании по сопровождению обучающегося с особыми образовательными потребностями при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Ключевые слова: образовательная организация, образовательный процесс, учащийся, индивидуальный образовательный маршрут, образовательная среда, процесс обучения.

В настоящее время в России специальность «тьютор» внесена в реестр профессий «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 августа 2009 г.№ 593).

В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который сопровождает образовательную деятельность учащегося с особыми образовательными потребностями (ООП) и способствует созданию условий для его успешного включения в среду образовательной организации [4].

Особые образовательные потребности — это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения [3].

Особые образовательные потребности определяют особую логику построения образовательного процесса, находят свое отражение в структуре и содержания образования.

Статья 34 Федерального закона № 273 РФ «Об образовании в Российской Федерации»подтверждает «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи…», а так же «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся».

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ), утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 № 1958, построение образовательного процесса для таких обучающихся, предполагает возможность разработки индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов.

При этом под индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) ребенка с ООП в образовательной организации понимается система конкретных совместных действий администрации, педагогов, междисциплинарной команды, специалистов сопровождения, родителей в процессе включения ребенка с ООП в образовательный процесс.

ИОМ для учащихся с ООП разрабатывается ППК образовательной организации, реализуется командой специалистов, которые тесно взаимодействуют друг с другом, при этом определяется «ведущий специалист», который отвечает за реализацию индивидуального образовательного маршрута и координирует деятельность всей команды.

Педагог-психолог оказывает помощь в адаптации, развитие учебно-познавательных интересов и мотивации, пространственно-временных представлений, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности.

Учитель-логопед корректирует и развивает все компоненты речи, проводит профилактику нарушений чтения и письма.

Учитель-дефектолог осуществляет коррекцию и развитие познавательной деятельности, развитие мыслительных операций на основе изучаемого программного материала.

Принцип индивидуализации в работе тьютора позволяет определить потребности отдельного ученика с ОПП, адаптировать учебный материал, разработать и подобрать учебные задания, сформировать точные инструкции для дальнейшей индивидуальной работы.

В профессиональном стандарте (ПС) за тьютором закреплены следующие трудовые функции:

— Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов [5].

— Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов [5].

— Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов [5].

На каждом этапе проектирования, разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ООП, реализует различные трудовые действия, на основе полученных знаний и умений.

Деятельность тьютора в рамках сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями (ООП) предполагает:

— анализ среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития личности ребенка и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития,

— определение психологических критериев эффективного обучения и развития личности,

— приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат [5].

Работа тьютора начинается с беседы, в ходе которой можно выявить важные стороны образовательной направленности, как мотивация обучающегося, его познавательную активность, интересы, способы достижения поставленных целей.

Вторым шагом может быть наблюдение за учеником во время урока, в ходе которого выявляется индивидуальный стиль обучения, где учитывается:

1) темп обучения на уроке

2) оптимальный способ обучения:

— по уровню развития мышления — наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический

— по модальности восприятия — аудиальный, визуальный, кинестетический

— по способу закрепления- письменный, устный, схематический, эмоциональный

— по форме обучения- индивидуальный, групповой, в мини-группе

3) свойства памяти

4) особенности активности и работоспособности

5) аффективные особенности- реакция на неудачу и успех

По завершению этих этапов можно выделить сильные и слабые стороны учащегося, ведущие и второстепенные проблемы, которые должны учитываться при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Результатом такой диагностики может стать ресурсная карта обучающегося. Ресурсная карта — это наглядное представление того, что может помочь ученику в реализации ИОМ.

Диагностика индивидуальных особенностей ребенка поможет решить следующие задачи:

— проектирование индивидуальной образовательной траектории учащегося с ОПП и разработки программы психолого-педагогического сопровождения, работу специалистов и контроль за динамикой обучения и развития ребенка.

— даст рекомендации учителю класса и педагогам дополнительного образования по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с ребенком.

В разработке и реализации ИОМа детей с ООП можно выделить следующие этапы:

— Подготовительный этап

На подготовительном этапе образовательная организация разрабатывает нормативно- правовую базу, создает локальные акты для успешного включения в образовательный процесс школы «индивидуального маршрута ученика».

На данном этапе тьютор обеспечивает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, разрабатывает и подбирает им такие методические средства, которые будут способствовать альтернативной коммуникации между ними.

— Этап определения образовательных потребностей обучающегося

Перед разработкой индивидуального маршрута тьютор проводит диагностический этап своей работы, на этом этапе он знакомится с ребенком, с семьей. В ходе беседы тьютор выделяет индивидуальные особенности ученика, его потребности, способности, интересы. Родители могут рассказать какие трудности могут возникнуть у ребенка в процессе обучения.

Тьютор смотрит какие ресурсы образовательной среды он может задействовать в своей работе с учеником и обеспечивает координацию всех участников данного процесса.

— Уточняющая диагностика

Изучив документы психолого-педагогической диагностики специалистов, определив возможности образовательной среды, а так же возможности нашего ученика тьютор определяет ресурсы, которые он может задействовать в своей работе.

Ресурсы можно разделить на внешние и внутренние.

Самый главный ресурс — это внутренний ресурс ребенка. Его способности, увлечения, мотивация к обучению. Это все максимально будет задействовано в образовательном пространстве ученика, в той среде, которая создаст организация.

К внешним ресурсам мы можем отнести желание семьи, их мотивацию в дополнительном развитии ребенка, это те секции, кружки, в которые будет ходить ученик во внеурочное время. Образовательная среда при реализации коррекционной направляющей может использовать возможности сторонних организаций, других школ, центров детского творчества, спортивных секций в предоставлении дополнительных услуг.

— Этап предварительного планирования

В этот период проектируется индивидуальный способ обучения, выбираются приемы и способы обучения, дидактический материал.

Каждый участник обозначает свою зону ответственности, педагоги и специалисты определяют объем работы, периодичность встреч, а также формы активности, долю ответственности обучающегося и родителей.

— Этап реализации

На этапе реализации тьютор ведет своего ученика с особыми образовательными потребностями к конечной цели. Конечная цель, это достижение результата в урочной и неурочной деятельности.

В своей работе тьютор выполняя трудовые действия должен реализовать все меры, для создания комфортных условий для обучения. Только в комфортных условиях, наш ученик реализует свой потенциал и способности.

В процессе работы тьютор будет искать и выстраивать альтернативные способы коммуникации, вводить ребенка в коллектив, налаживать способы взаимодействия между всеми участниками процесса, семьей, педагогами, специалистами.

Тьютор строит свое сопровождение с учетом возрастных особенностей ребенка, его ведущей деятельности, в рамках работы создавая необходимый климат и благоприятную обстановку.

В ходе работы с ребенком тьютор шаг за шагом реализует потребности самого ученика, ведет его от цели к цели, решая на своем пути возникшие задачи.

Тьютор учит анализировать ученика свои ошибки, рефлексировать над результатами своей работы, хвалить и поддерживать его.

Совместно с педагогами тьютор будет выстраивать такую деятельность, которая будет комфортна ребенку, осуществляя взаимодействие в рамках учебного процесса, адаптируя материал и применяя щадящие методы обучения.

— Завершающий(диагностический) этап

На данном этапе подводятся итоги по ИОМ и определяется его результативность. Этот этап позволяет педагогам, тьютору и ученику подвести итоги проделанной работы за определенной период времени. Посмотреть, какие намеченные цели были выполнены, а какие еще предстоит выполнить.

Результатом работы тьютора будет индивидуальная образовательная программа, которая поможет ученику, его родителям, специалистам четче представить цели и задачи учебного процесса.

Для детей с ООП разработка индивидуального образовательного маршрута дает целый перечень преимуществ, при котором их обучение будет успешным в образовательном учреждении:

— реализуем право ребенка и его семьи на достижения личностно-значимых результатов,

— дадим возможность ребенку выбрать и реализовать тот вид деятельности, который будет учитывать его мотивы и потребности,

— соединим в единый инструмент все компоненты обучения, такие как целевой, содержательный и технологический,

— ребенок научится воспроизводить «социально приемлемые» формы поведения,

— в процессе обучения сможет пользоваться альтернативными способами коммуникации, расширяя свои базовые учебные и метапредметные знания,

— войти в коллектив сверстников, социализироваться в нем и усвоить нормы поведения,

— научится принимать помощь взрослого и своих сверстников.

Литература:

  1. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы — 2ое издание, переработанное дополненное. — М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. — 116 с.
  2. Карпенкова И. В., Самсонова Е. В.,Алехина С. В., Кутепова Е. Н..Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования/ под ред. Е. В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2017. — 173 с.
  3. Котова С. А., Цветков В. В./Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута./Школьные технологии,№ 3.-2017
  4. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Вишнякова Е. А. — Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. — 66 с.
  5. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный образовательный маршрут, образовательная организация, образовательная среда, образовательный процесс, ребенок, потребность, процесс обучения, работа, ученик, этап.


Похожие статьи

Организация подготовки учителей иностранного языка для работы в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности учителя иностранного языка, чтобы организовать их работу в условиях инклюзивного образования.

Роль тьютора в процессе профессионального самоопределения обучающихся основной школы

В данной статье рассматривается одна из важнейших проблем — организация тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы.

Тьютор — новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения)

В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения.

Модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса

В статье автор описывает модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса

Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

Адаптация участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии

В статье рассматривается вопрос адаптации участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО

В статье рассматривается актуальность проектно-исследовательской деятельности как инновационной технологии вовлечения обучающихся в учебный процесс.

К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности

В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.

Сущность профессиональной адаптации молодого специалиста в образовательной организации

В статье рассматривается процесс профессиональной адаптации как основное условие закрепления молодого специалиста в образовательном учреждении.

Похожие статьи

Организация подготовки учителей иностранного языка для работы в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности учителя иностранного языка, чтобы организовать их работу в условиях инклюзивного образования.

Роль тьютора в процессе профессионального самоопределения обучающихся основной школы

В данной статье рассматривается одна из важнейших проблем — организация тьюторского сопровождения профессионального самоопределения обучающихся основной школы.

Тьютор — новая должность в ДОУ (из опыта психолого-педагогического сопровождения)

В статье рассматривается проблема организации тьюторской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны и представлены условия и особенности реализации программы психолого-педагогического сопровождения.

Модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса

В статье автор описывает модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса

Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

Адаптация участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии

В статье рассматривается вопрос адаптации участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО

В статье рассматривается актуальность проектно-исследовательской деятельности как инновационной технологии вовлечения обучающихся в учебный процесс.

К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности

В статье представлен опыт управления дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности.

Сущность профессиональной адаптации молодого специалиста в образовательной организации

В статье рассматривается процесс профессиональной адаптации как основное условие закрепления молодого специалиста в образовательном учреждении.

Задать вопрос