В статье рассматривается работа тьютора в инклюзивном образовании по сопровождению обучающегося с особыми образовательными потребностями при разработке индивидуального образовательного маршрута.
Ключевые слова: образовательная организация, образовательный процесс, учащийся, индивидуальный образовательный маршрут, образовательная среда, процесс обучения.
В настоящее время в России специальность «тьютор» внесена в реестр профессий «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 августа 2009 г.№ 593).
В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который сопровождает образовательную деятельность учащегося с особыми образовательными потребностями (ООП) и способствует созданию условий для его успешного включения в среду образовательной организации [4].
Особые образовательные потребности — это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения [3].
Особые образовательные потребности определяют особую логику построения образовательного процесса, находят свое отражение в структуре и содержания образования.
Статья 34 Федерального закона № 273 РФ «Об образовании в Российской Федерации»подтверждает «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи…», а так же «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся».
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО ОВЗ), утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 № 1958, построение образовательного процесса для таких обучающихся, предполагает возможность разработки индивидуальных учебных планов и образовательных маршрутов.
При этом под индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) ребенка с ООП в образовательной организации понимается система конкретных совместных действий администрации, педагогов, междисциплинарной команды, специалистов сопровождения, родителей в процессе включения ребенка с ООП в образовательный процесс.
ИОМ для учащихся с ООП разрабатывается ППК образовательной организации, реализуется командой специалистов, которые тесно взаимодействуют друг с другом, при этом определяется «ведущий специалист», который отвечает за реализацию индивидуального образовательного маршрута и координирует деятельность всей команды.
Педагог-психолог оказывает помощь в адаптации, развитие учебно-познавательных интересов и мотивации, пространственно-временных представлений, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности.
Учитель-логопед корректирует и развивает все компоненты речи, проводит профилактику нарушений чтения и письма.
Учитель-дефектолог осуществляет коррекцию и развитие познавательной деятельности, развитие мыслительных операций на основе изучаемого программного материала.
Принцип индивидуализации в работе тьютора позволяет определить потребности отдельного ученика с ОПП, адаптировать учебный материал, разработать и подобрать учебные задания, сформировать точные инструкции для дальнейшей индивидуальной работы.
В профессиональном стандарте (ПС) за тьютором закреплены следующие трудовые функции:
— Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов [5].
— Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов [5].
— Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов [5].
На каждом этапе проектирования, разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ООП, реализует различные трудовые действия, на основе полученных знаний и умений.
Деятельность тьютора в рамках сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями (ООП) предполагает:
— анализ среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития личности ребенка и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития,
— определение психологических критериев эффективного обучения и развития личности,
— приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат [5].
Работа тьютора начинается с беседы, в ходе которой можно выявить важные стороны образовательной направленности, как мотивация обучающегося, его познавательную активность, интересы, способы достижения поставленных целей.
Вторым шагом может быть наблюдение за учеником во время урока, в ходе которого выявляется индивидуальный стиль обучения, где учитывается:
1) темп обучения на уроке
2) оптимальный способ обучения:
— по уровню развития мышления — наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический
— по модальности восприятия — аудиальный, визуальный, кинестетический
— по способу закрепления- письменный, устный, схематический, эмоциональный
— по форме обучения- индивидуальный, групповой, в мини-группе
3) свойства памяти
4) особенности активности и работоспособности
5) аффективные особенности- реакция на неудачу и успех
По завершению этих этапов можно выделить сильные и слабые стороны учащегося, ведущие и второстепенные проблемы, которые должны учитываться при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Результатом такой диагностики может стать ресурсная карта обучающегося. Ресурсная карта — это наглядное представление того, что может помочь ученику в реализации ИОМ.
Диагностика индивидуальных особенностей ребенка поможет решить следующие задачи:
— проектирование индивидуальной образовательной траектории учащегося с ОПП и разработки программы психолого-педагогического сопровождения, работу специалистов и контроль за динамикой обучения и развития ребенка.
— даст рекомендации учителю класса и педагогам дополнительного образования по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с ребенком.
В разработке и реализации ИОМа детей с ООП можно выделить следующие этапы:
— Подготовительный этап
На подготовительном этапе образовательная организация разрабатывает нормативно- правовую базу, создает локальные акты для успешного включения в образовательный процесс школы «индивидуального маршрута ученика».
На данном этапе тьютор обеспечивает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, разрабатывает и подбирает им такие методические средства, которые будут способствовать альтернативной коммуникации между ними.
— Этап определения образовательных потребностей обучающегося
Перед разработкой индивидуального маршрута тьютор проводит диагностический этап своей работы, на этом этапе он знакомится с ребенком, с семьей. В ходе беседы тьютор выделяет индивидуальные особенности ученика, его потребности, способности, интересы. Родители могут рассказать какие трудности могут возникнуть у ребенка в процессе обучения.
Тьютор смотрит какие ресурсы образовательной среды он может задействовать в своей работе с учеником и обеспечивает координацию всех участников данного процесса.
— Уточняющая диагностика
Изучив документы психолого-педагогической диагностики специалистов, определив возможности образовательной среды, а так же возможности нашего ученика тьютор определяет ресурсы, которые он может задействовать в своей работе.
Ресурсы можно разделить на внешние и внутренние.
Самый главный ресурс — это внутренний ресурс ребенка. Его способности, увлечения, мотивация к обучению. Это все максимально будет задействовано в образовательном пространстве ученика, в той среде, которая создаст организация.
К внешним ресурсам мы можем отнести желание семьи, их мотивацию в дополнительном развитии ребенка, это те секции, кружки, в которые будет ходить ученик во внеурочное время. Образовательная среда при реализации коррекционной направляющей может использовать возможности сторонних организаций, других школ, центров детского творчества, спортивных секций в предоставлении дополнительных услуг.
— Этап предварительного планирования
В этот период проектируется индивидуальный способ обучения, выбираются приемы и способы обучения, дидактический материал.
Каждый участник обозначает свою зону ответственности, педагоги и специалисты определяют объем работы, периодичность встреч, а также формы активности, долю ответственности обучающегося и родителей.
— Этап реализации
На этапе реализации тьютор ведет своего ученика с особыми образовательными потребностями к конечной цели. Конечная цель, это достижение результата в урочной и неурочной деятельности.
В своей работе тьютор выполняя трудовые действия должен реализовать все меры, для создания комфортных условий для обучения. Только в комфортных условиях, наш ученик реализует свой потенциал и способности.
В процессе работы тьютор будет искать и выстраивать альтернативные способы коммуникации, вводить ребенка в коллектив, налаживать способы взаимодействия между всеми участниками процесса, семьей, педагогами, специалистами.
Тьютор строит свое сопровождение с учетом возрастных особенностей ребенка, его ведущей деятельности, в рамках работы создавая необходимый климат и благоприятную обстановку.
В ходе работы с ребенком тьютор шаг за шагом реализует потребности самого ученика, ведет его от цели к цели, решая на своем пути возникшие задачи.
Тьютор учит анализировать ученика свои ошибки, рефлексировать над результатами своей работы, хвалить и поддерживать его.
Совместно с педагогами тьютор будет выстраивать такую деятельность, которая будет комфортна ребенку, осуществляя взаимодействие в рамках учебного процесса, адаптируя материал и применяя щадящие методы обучения.
— Завершающий(диагностический) этап
На данном этапе подводятся итоги по ИОМ и определяется его результативность. Этот этап позволяет педагогам, тьютору и ученику подвести итоги проделанной работы за определенной период времени. Посмотреть, какие намеченные цели были выполнены, а какие еще предстоит выполнить.
Результатом работы тьютора будет индивидуальная образовательная программа, которая поможет ученику, его родителям, специалистам четче представить цели и задачи учебного процесса.
Для детей с ООП разработка индивидуального образовательного маршрута дает целый перечень преимуществ, при котором их обучение будет успешным в образовательном учреждении:
— реализуем право ребенка и его семьи на достижения личностно-значимых результатов,
— дадим возможность ребенку выбрать и реализовать тот вид деятельности, который будет учитывать его мотивы и потребности,
— соединим в единый инструмент все компоненты обучения, такие как целевой, содержательный и технологический,
— ребенок научится воспроизводить «социально приемлемые» формы поведения,
— в процессе обучения сможет пользоваться альтернативными способами коммуникации, расширяя свои базовые учебные и метапредметные знания,
— войти в коллектив сверстников, социализироваться в нем и усвоить нормы поведения,
— научится принимать помощь взрослого и своих сверстников.
Литература:
- Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы — 2ое издание, переработанное дополненное. — М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. — 116 с.
- Карпенкова И. В., Самсонова Е. В.,Алехина С. В., Кутепова Е. Н..Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования/ под ред. Е. В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2017. — 173 с.
- Котова С. А., Цветков В. В./Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута./Школьные технологии,№ 3.-2017
- Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Вишнякова Е. А. — Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. — 66 с.
- Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)