В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности. Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста на текущий момент выступает одной из основных тем в дошкольном образовании.
Ключевые слова: гендер, гендерные представления, младшие дошкольники, игровая деятельность.
Половое различие в природе выступает как биологическая данность, которая дифференцирует людей согласно их репродуктивной системе, поведенческих признаков, строения организма и тела на мужчин и женщин. Человек с самого раннего детства способен осознавать свою половую принадлежность, однако различия на ранних этапах взросления не совсем ясны, в сознании нет четкого различия между мужским и женским родом. Более четкое представление о гендерных различиях формируется у ребенка к 5–6-ти годам, дети в данном возрасте уже имеют четкое представление о своем поле и особенностях мужского и женского поведения.
Половая идентичность представляет собой достаточно сложный социально-биологический процесс, при котором согласовываются гормональные, хромосомные, социальные и морфологические факторы, отвечающие ха определение здорового развития у индивида чувств половой идентичности [1, c. 29].
Вопросам половой (гендерной) идентичности посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследований, однако, до настоящего времени так и не появилось единой научной точки зрения при определении данного понятия. Большинство ученых (В. Е. Каган, З Фрейд, Дж. Стоккард, М. Джонсон, Л. Колберг, Н. М. Аксарина, Н. В. Королева) при определении пола («гендера» — от англ. род) опираются на биологические различия, данное определение дополняется другими учеными, которые помимо биологического аспекта выделяют социальную составляющую, включающую полоролевое поведение индивида в обществе.
Понятие «гендерное представление» рассматривается как осознание человеком своего биологического пола и роли в социальном пространстве. Проблема гендерной идентификации способствовала развитию множества психологических теорий, в которых ученые рассматривали сущность формирования гендерного восприятия индивида. Представители психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Юнг, Е. Маккоби, И. С. Клецина) рассматривали основным процессом развития гендерной идентичности является общение ребенка с родителями. Теория когнитивного развития подразумевает, что формирование знаний о собственном поле имеет прямую взаимосвязь с интеллектуальным развитием ребенка, а также от социальных норм, в которых он существует [5, c. 26].
В формировании гендерных представлений игра занимает ведущее место. В игре ребенок примеряет на себя роль взрослого, имитируя его действия, взятые из повседневной жизни, отождествляет себя с определенной профессией, которая присуща людям его пола. Таким образом, ведущей игрой, способствующей формированию гендерных представлений, является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра направлена на развитие психических сторон и качеств личности, способствует переходу к наглядно-образному мышлению, воздействуя на воображение. Исследованием влияния игры на формирование и развитие гендерных представлений занимались многие отечественные ученые, среди них Д. Б. Эльконин, Н. М. Аксарина, Н. В. Королева, Л. С. Выготский и др. Ученые сошлись во мнении, что ролевые игры в своей основе содержат элементы окружающей действительности ребенка. Дети в дошкольном возрасте строят игры на своем воображении, они воспроизводят то, что их происходит в обыденной жизни вокруг них, то, что наиболее интересно и привлекательно в их возрасте. Родители и воспитатели могут только контролировать игру, задавая ее ход [6, c. 40].
В дошкольном возрасте у детей появляются психологические новообразования, связанные с половой идентификацией. В связи с этим, в игре дети в основном используют сценарий идентификации определенного вида деятельности человека и его взаимоотношения в социуме, проигрываются гендерные роли, которые закрепляются в сознании ребенка. Так, в игре в больницу в роли врача может выступать как девочка, так и мальчик, в то время как при игре в семью роли имеют четкие гендерные различия, таким образом в зависимости от сюжета игры, дети выбирают роли, учитывая гендерную идентификацию. По мнению Лисиной, игровая деятельность детей дошкольного возраста содержательно характеризует его семейное воспитание, взаимодействие со взрослыми и воспитателями, которые выступают своеобразной базой для закрепления социальных ролей [5, с. 16].
Таким образом, дошкольный возраст является основным этапом формирования гендерных представлений у ребенка, так как именно в этом возрасте формируются все важнейшие личностные качества ребенка. Ориентация ребенка на ценности и нормы поведения присущие его половой принадлежности формируются не только в семье, но и в детском саду, где ребенок проводит большую часть своего времени. К концу старшего дошкольного возраста у ребенка уже в полной мере сформирован Я-образ, который подразумевает здоровое представление о собственной половой принадлежности и гендерных особенностях поведения. Частично дети осознают свою половую принадлежность наблюдая за родителями, в дальнейшем они стараются подражать их поведению и оценивают реакции взрослых на собственные поступки. В связи с этим можно отметить, что приобщение к полу происходит также посредством вербального общения и активное участие в сюжетно-ролевых играх, следовательно, половая идентификация происходит в процессе социального познания.
С целью определения развития гендерных представлений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности было проведено экспериментальное исследование среди воспитанников МБДОУ «Детский сад № 89 «Журавленок» г. Улан-Удэ. В эксперименте приняли участие дети младшего дошкольного возраста. С целью оценки сформированности гендерных представлений были определены следующие методики исследования: методика «Выбор игрушки», Н. П. Царёва; методика «Назови, чьи вещи», Я. С. Коломинский; «Кто Я?», А. И. Захаров; «Половозрастная идентификация», Н.Л Белопольская.
Результаты показали, что критерий сформированности гендерных представлений у дошкольников находится на среднем уровне, преобладает гендерная установка «независимость» и «индифферентность», такие характеристики как феминность и маскулинность отсутствуют, критерий «соотнесенность со своим образом «Я»» имеет средний уровень, преобладает соотнесение себя со своими интересами и увлечениями, критерий половозрастной идентификации в целом сформирован, однако присутствует некоторый процент непонимания изменения себя во времени. Также у детей в игровой деятельности наблюдается разделение на «девичьи» и «мальчиковые» группы, в связи с этим общения между девочками и мальчиками в игре становится меньше.
В связи с данным аспектом была разработана и проведена психолого-педагогическая программа, направленная на развитие гендерных представлений и становление гендерной идентичности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности и семейном воспитании, по результатам которой уровень гендерных представлений у детей заметно изменился: количество испытуемых с высоким уровнем увеличилось в среднем на 20 %, со средним уровнем — на 15 %, показатели свидетельствующие о низком уровне развития сократились в среднем на 30 %.
Литература:
- Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе / В. В. Абраменкова. — М.: КНОРУС, 2017. — 60 с.
- Агеев B. C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. — 2017. № 2. С. 152–158.
- Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2013. — 120 с.
- Козлова С. А. Социализация детей в дошкольном возрасте / С. А. Козлова. — М.: Гриф УМО ВО, 2020. — с. 280 с.
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 276 с.
- Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. — М.: ЭКСМО, 2014. — 67 с.