В статье исследуется влияние упражнений изотерапии на психологическое и эмоциональное состояние детей. В процессе опытно-экспериментальной работы проанализировано изменение состояния детей и выявлено положительное влияние метода изотерапии. Полученные результаты подтверждают, что средства изотерапии обладают значительным потенциалом коррекции психоэмоциональных состояний детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова : арт-терапия, психоэмоциональное состояние, влияние изотерапии, изобразительное искусство.
Появление арт-терапии, находящейся на пересечении искусства и психотерапии, стало ответом на потребность людей в решении жизненных проблем. В последнее время в России и за рубежом возрос интерес к использованию метода изотерапии в работе с младшими школьниками. Данный метод активно применяется в сфере педагогики и психологии. Но действительно ли он так эффективен?
Философы во все времена отмечали, что человек не может не созидать. Творчество человека направлено в первую очередь на познание себя и своего места в окружающей действительности, а также на желание человека заглянуть за невидимую сторону бытия, окунуться в бессознательное и таким образом проявить себя.
Психологи и психотерапевты используют в своей практике изо- терапию как лечение искусством. Они утверждают, что такой метод помогает восстановить свое эмоциональное состояние, справиться со стрессом и физической болью.
Л. Д. Лебедева утверждает, что при арт-трепевтическом процессе у детей происходит самопознание, рефлексия, принятие и понимание себя, контроль своих эмоций и возможность самоактуализации личности [1].
Л. А. Аметова в своих работах рассматривает арт-терапию не только как способ формирования всесторонне развитой личности, но и как средство коррекции психологических нарушений, сохранение здоровья ребенка и защита его от агрессивного воздействия извне [1].
В данном контексте изотерапию можно рассматривать, как терапевтический метод. Но, как отмечал В. Н. Никитин, художественный образ, созданный человеком, приобретает терапевтические свойства только в том случае, если он обладает качеством «яркой выразительности» [1, с. 143].
Под этим понимается:
- Рефлексия. Главной целью изотерапии выступает достижение человеком состояния рефлексии в процессе рисования. Создаваемые образы более значимы для субъекта рисования, чем для окружающих, так как он отражает свои внутренние переживания и состояния, которые понятны только ему.
- «Вчувствование». Композиция образов и цвета, выраженная на листе бумаги, является не только отражением своего отношения к прошлому, настоящему и будущему. Человек наделяет создаваемые образы особыми качествами и отражает чувственное отношение к этим объектам.
- «Неявное знание». Майкл Полани выдвинул концепцию «неявного знания», под которой он подразумевал те знания, которые есть в нас, но которые мы не можем выразить словами. То есть человек не знает, на чем основывается его отношение к чему-либо, так как он воспринимает объект в системе целостного мира. И это «неявное» может быть выражено только с помощью его изображения.
Целью проведенного исследования является проверка эффективности использования метода изотерапии для самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний младших школьников.
Проведение опытно-экспериментальной работы было направлено на детей 9–10 лет. Участникам было предложено выполнить 3 упражнения изотерапии и проследить за изменением своего состояния, каким оно было до упражнений, и каким стало после.
1. Упражнение «Что я чувствую?» [5].
Целью данного упражнения является нахождение контакта между внутренним и внешним миром, знакомство со своими чувствами и эмоциями.
Примеры выполнения этого упражнения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результат выполненного упражнения «Что я чувствую?»
Изображение |
Описание состояния |
|
1. |
|
«Задание определенно обострило то, что я старалась замаскировать. Поэтому твердо могу сказать, что упражнение позволило сконцентрироваться на проблемах и заботах и распланировать дальнейшую деятельность. До выполнения присутствовала растерянность и хаос, после выстроилась четкая картина действий». |
2. |
|
«Чувства, которые изображены на рисунке: тревога, запутанность, увлеченность, живость. Смотря на рисунок, я чувствую расслабленность, удовольствие и радость. Я хочу сесть и порисовать ещё и пообщаться с семьёй и друзьями. На своей картинке я изобразила свои переживания по поводу семьи и обучения. Это упражнение помогло мне отвлечься, посмотреть на ситуацию с другой стороны, это помогло мне найти несколько путей решения. До выполнения упражнения я была растерянной и скучающей. После я стала оживлённой, удовлетворённой, веселой». |
3. |
|
«Я изобразила боль, одиночество, страх и неизвестность. Это упражнение помогло мне отвлечься и расслабиться. Проблемы не было, было много навалившихся задач. Это упражнение помогло понять, как действовать дальше. Сначала мое состояние было нестабильное, а после все нормализовалось, и я почувствовала облегчение». |
4. |
|
«Спираль передает мои внутренние переживания: запутанность в себе, своих мыслях, поиске решений. Данное упражнение помогло мне увидеть решения своих проблем в нечеткой форме, скорее помогло направить мысли в нужное русло. До выполнения упражнения мои состояние было подавленным с чувством бессилия и нежелания что-либо делать. После выполнения — настроение улучшилось». |
Проанализировав результаты данного упражнения, можно отметить, что всем детям оно помогло отвлечься и расслабиться, а некоторым — увидеть решение проблем. До выполнения упражнения дети чувствовали растерянность и подавленное состояние. После выполнения упражнения состояние улучшилось в положительную сторону.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данное упражнение улучшает эмоциональное состояние детей, помогает прийти к психическому равновесию, благодаря расслаблению и пониманию своих чувств и эмоций.
2. Упражнение «Карта счастья» [5].
Целью данного упражнения является осознанное восприятие своих чувств и понимание способов улучшения своей жизни.
Примеры выполнения этого упражнения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результат выполненного упражнения «Карта счастья»
Изображение |
Описание состояния |
|
1. |
|
«Задание лишний раз напомнило, что действительно в моей жизни приносит радость. Точнее сказать упражнение осветило те источники счастья, которые в настоящий момент не совсем доступны или на них не хватает времени. До выполнения упражнения настроение было упадническое, после — появилась мотивация и желание уделить время себе». |
2. |
|
«Это упражнение напомнило, что мне действительно важно. Я постараюсь играть на гитаре чаще, чтобы выучить больше мелодий, которые мне нравятся. До выполнения упражнения я была подавленной, раздражённой и уставшей. На данный момент я чувствую оптимизм, счастье, удовольствие и комфорт». |
3. |
|
«Упражнение дало понять, как тяжело сейчас в сложившейся ситуации в мире, как мало живого общения, которого сильно не хватает. До упражнения состояние было нейтральное, а после позитивное». |
4. |
|
«Данное упражнение помогло вспомнить, чему стоит уделять больше времени. В данном упражнении меня заинтересовал сам список привычек для счастья. Я нарисовала те, которые близки мне, но перечисленные привычки, скорее всего, попробую ввести в свою жизнь. До начала упражнения я испытывала негативные эмоции, а после — облегчение, расслабление и умиротворение». |
Проанализировав результаты данного упражнения, можно отметить, что всем детям оно напомнило о тех вещах, которые дарят радость и приносят счастье. У большинства детей настроение до выполнения упражнения было негативным, а после выполнения оно изменилось на позитив и радость, а также некоторые дети почувствовали мотивацию и увлеченность.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данное упражнение изменяет состояние детей в лучшую сторону, дарит позитив и мотивацию, так как напоминает о том, что приносит счастье в жизни.
3. Упражнение «Произвольное рисование» [4].
Целью данного упражнения является выявление подсознательного на основе увиденных образов для решения существующих проблемных ситуаций.
Примеры выполнения этого упражнения представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результат выполненного упражнения «Произвольное рисование »
Изображение |
Описание состояния |
|
1. |
|
«Мой рисунок напоминает подпись, чем-то схоже с траекториями движения. Это упражнение подтвердило то, что иногда нужно расслабляться и творить. До выполнения присутствовали смутные чувства: смятение, озадаченность. После выполнения — появилось приподнятое настроение и желание рисовать». |
2. |
|
«До выполнения упражнения я была скучающей, уставшей и раздражённой. После выполнения я стала более оживлённой, увлечённой и позитивной». |
3. |
|
«В это упражнение я вложила все моции, которые я испытываю в последнее время. Мне нравится данное упражнение. Я часто применяю его для выброса эмоций. Состояние до — злое, гневное, после — расслабленное, спокойное». |
4. |
|
«У меня получилось увидеть странные образы, которые я никак не могу связать с жизнью. До начала упражнения была в предвкушении процесса. После — озадаченность». |
Проанализировав результаты данного упражнения, можно увидеть, что большинству детей оно помогло выплеснуть свои эмоции и расслабиться. До выполнения упражнения многие дети чувствовали усталость, а после — появилось желание рисовать и увлеченность процессом.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что упражнение «Произвольное рисование» способствовало расслаблению за счет выплеска эмоций без осмысленных образов и появлению увлеченности рисованием.
Сущность вышеизложенного сводится к тому, что каждое упражнение положительно влияет на состояние ребенка: расслабляет, дарит радость или мотивацию, что подтверждает эффективность изотерапии в улучшении психоэмоциональных состояний детей.
Помимо этого у каждого упражнения есть разнообразные цели, как, например, помочь в решении проблемы (упражнение 1), напомнить о моментах счастья в жизни (упражнение 2) или расслабить и успокоить свои эмоции (упражнение 3). Со своими задачами упражнения справляются в полной мере.
В заключение следует отметить, что изобразительное искусство является не только способом выражения себя, но и инструментом для открытия новых знаний о себе самом и окружающем мире. Анализ результатов исследования позволяет говорить о высокой эффективности применения средств изотерапии, которые обладают значительным коррекционным потенциалом в отношении психоэмоциональной сферы детей, что может быть подтверждено на примере краткосрочных результатов использования изо-терапевтических упражнений.
Литература:
- Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / Копытин А. И., Свистовская Е. Е. — Москва: Когито-Центр, 2007. — 197 с. — ISBN 5–89353–211–2. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5893532112.html (дата обращения: 10.03.2021). — Режим доступа: по подписке.
- Никитин, В. Н. Арт-терапия: учебное пособие / Никитин В. Н. — Москва: Когито-Центр, 2014. — 328 с. (Университетское психологическое образование.) — ISBN 978–5–89353–423–8. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785893534238.html (дата обращения: 13.03.2021). — Режим доступа: по подписке.
- Рубин, Д. А. Искусство арт-терапии: Учебное пособие / Рубин Д. А., Костин И. — Москва:ИОИ, 2016. — 302 с.: ISBN 978–5–94193–882–7. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/940168 (дата обращения: 11.03.2021). — Режим доступа: по подписке.
- Голубева, М. В. Арт-терапия: виды работы со взрослыми, описание и техники / М. В. Голубева. — Текст: электронный // Советы психолога: [сайт]. — URL: https://psychologist.tips/3337-art-terapiya-vidy-raboty-so-vzroslymi-opisanie-i-tehniki.html (дата обращения: 17.02.2021).
- Поцепун, Л. Арт-терапия в действии. Примеры упражнений / Л. Поцепун. — Текст: электронный // Цветы жизни: [сайт]. — URL: https://tsvetyzhizni.ru/tvorcheskaya-minutka/art-terapiya-v-dejstvii-primery-uprazhnenij.html (дата обращения: 17.02.2021).