Влияние изотерапии на психоэмоциональное состояние младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 20.03.2021

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Ахматова, Н. В. Влияние изотерапии на психоэмоциональное состояние младших школьников / Н. В. Ахматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 233-237. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79331/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье исследуется влияние упражнений изотерапии на психологическое и эмоциональное состояние детей. В процессе опытно-экспериментальной работы проанализировано изменение состояния детей и выявлено положительное влияние метода изотерапии. Полученные результаты подтверждают, что средства изотерапии обладают значительным потенциалом коррекции психоэмоциональных состояний детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова : арт-терапия, психоэмоциональное состояние, влияние изотерапии, изобразительное искусство.

Появление арт-терапии, находящейся на пересечении искусства и психотерапии, стало ответом на потребность людей в решении жизненных проблем. В последнее время в России и за рубежом возрос интерес к использованию метода изотерапии в работе с младшими школьниками. Данный метод активно применяется в сфере педагогики и психологии. Но действительно ли он так эффективен?

Философы во все времена отмечали, что человек не может не созидать. Творчество человека направлено в первую очередь на познание себя и своего места в окружающей действительности, а также на желание человека заглянуть за невидимую сторону бытия, окунуться в бессознательное и таким образом проявить себя.

Психологи и психотерапевты используют в своей практике изо- терапию как лечение искусством. Они утверждают, что такой метод помогает восстановить свое эмоциональное состояние, справиться со стрессом и физической болью.

Л. Д. Лебедева утверждает, что при арт-трепевтическом процессе у детей происходит самопознание, рефлексия, принятие и понимание себя, контроль своих эмоций и возможность самоактуализации личности [1].

Л. А. Аметова в своих работах рассматривает арт-терапию не только как способ формирования всесторонне развитой личности, но и как средство коррекции психологических нарушений, сохранение здоровья ребенка и защита его от агрессивного воздействия извне [1].

В данном контексте изотерапию можно рассматривать, как терапевтический метод. Но, как отмечал В. Н. Никитин, художественный образ, созданный человеком, приобретает терапевтические свойства только в том случае, если он обладает качеством «яркой выразительности» [1, с. 143].

Под этим понимается:

  1. Рефлексия. Главной целью изотерапии выступает достижение человеком состояния рефлексии в процессе рисования. Создаваемые образы более значимы для субъекта рисования, чем для окружающих, так как он отражает свои внутренние переживания и состояния, которые понятны только ему.
  2. «Вчувствование». Композиция образов и цвета, выраженная на листе бумаги, является не только отражением своего отношения к прошлому, настоящему и будущему. Человек наделяет создаваемые образы особыми качествами и отражает чувственное отношение к этим объектам.
  3. «Неявное знание». Майкл Полани выдвинул концепцию «неявного знания», под которой он подразумевал те знания, которые есть в нас, но которые мы не можем выразить словами. То есть человек не знает, на чем основывается его отношение к чему-либо, так как он воспринимает объект в системе целостного мира. И это «неявное» может быть выражено только с помощью его изображения.

Целью проведенного исследования является проверка эффективности использования метода изотерапии для самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний младших школьников.

Проведение опытно-экспериментальной работы было направлено на детей 9–10 лет. Участникам было предложено выполнить 3 упражнения изотерапии и проследить за изменением своего состояния, каким оно было до упражнений, и каким стало после.

1. Упражнение «Что я чувствую?» [5].

Целью данного упражнения является нахождение контакта между внутренним и внешним миром, знакомство со своими чувствами и эмоциями.

Примеры выполнения этого упражнения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результат выполненного упражнения «Что я чувствую?»

Изображение

Описание состояния

1.

«Задание определенно обострило то, что я старалась замаскировать. Поэтому твердо могу сказать, что упражнение позволило сконцентрироваться на проблемах и заботах и распланировать дальнейшую деятельность.

До выполнения присутствовала растерянность и хаос, после выстроилась четкая картина действий».

2.

«Чувства, которые изображены на рисунке: тревога, запутанность, увлеченность, живость. Смотря на рисунок, я чувствую расслабленность, удовольствие и радость. Я хочу сесть и порисовать ещё и пообщаться с семьёй и друзьями.

На своей картинке я изобразила свои переживания по поводу семьи и обучения. Это упражнение помогло мне отвлечься, посмотреть на ситуацию с другой стороны, это помогло мне найти несколько путей решения. До выполнения упражнения я была растерянной и скучающей. После я стала оживлённой, удовлетворённой, веселой».

3.

1 фленина.jpg

«Я изобразила боль, одиночество, страх и неизвестность. Это упражнение помогло мне отвлечься и расслабиться. Проблемы не было, было много навалившихся задач. Это упражнение помогло понять, как действовать дальше. Сначала мое состояние было нестабильное, а после все нормализовалось, и я почувствовала облегчение».

4.

1.1.jpg

«Спираль передает мои внутренние переживания: запутанность в себе, своих мыслях, поиске решений. Данное упражнение помогло мне увидеть решения своих проблем в нечеткой форме, скорее помогло направить мысли в нужное русло. До выполнения упражнения мои состояние было подавленным с чувством бессилия и нежелания что-либо делать. После выполнения — настроение улучшилось».

Проанализировав результаты данного упражнения, можно отметить, что всем детям оно помогло отвлечься и расслабиться, а некоторым — увидеть решение проблем. До выполнения упражнения дети чувствовали растерянность и подавленное состояние. После выполнения упражнения состояние улучшилось в положительную сторону.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что данное упражнение улучшает эмоциональное состояние детей, помогает прийти к психическому равновесию, благодаря расслаблению и пониманию своих чувств и эмоций.

2. Упражнение «Карта счастья» [5].

Целью данного упражнения является осознанное восприятие своих чувств и понимание способов улучшения своей жизни.

Примеры выполнения этого упражнения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результат выполненного упражнения «Карта счастья»

Изображение

Описание состояния

1.

«Задание лишний раз напомнило, что действительно в моей жизни приносит радость. Точнее сказать упражнение осветило те источники счастья, которые в настоящий момент не совсем доступны или на них не хватает времени. До выполнения упражнения настроение было упадническое, после — появилась мотивация и желание уделить время себе».

2.

«Это упражнение напомнило, что мне действительно важно. Я постараюсь играть на гитаре чаще, чтобы выучить больше мелодий, которые мне нравятся. До выполнения упражнения я была подавленной, раздражённой и уставшей. На данный момент я чувствую оптимизм, счастье, удовольствие и комфорт».

3.

2 фленина.jpg

«Упражнение дало понять, как тяжело сейчас в сложившейся ситуации в мире, как мало живого общения, которого сильно не хватает.

До упражнения состояние было нейтральное, а после позитивное».

4.

2.2.jpg

«Данное упражнение помогло вспомнить, чему стоит уделять больше времени. В данном упражнении меня заинтересовал сам список привычек для счастья. Я нарисовала те, которые близки мне, но перечисленные привычки, скорее всего, попробую ввести в свою жизнь. До начала упражнения я испытывала негативные эмоции, а после — облегчение, расслабление и умиротворение».

Проанализировав результаты данного упражнения, можно отметить, что всем детям оно напомнило о тех вещах, которые дарят радость и приносят счастье. У большинства детей настроение до выполнения упражнения было негативным, а после выполнения оно изменилось на позитив и радость, а также некоторые дети почувствовали мотивацию и увлеченность.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что данное упражнение изменяет состояние детей в лучшую сторону, дарит позитив и мотивацию, так как напоминает о том, что приносит счастье в жизни.

3. Упражнение «Произвольное рисование» [4].

Целью данного упражнения является выявление подсознательного на основе увиденных образов для решения существующих проблемных ситуаций.

Примеры выполнения этого упражнения представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результат выполненного упражнения «Произвольное рисование »

Изображение

Описание состояния

1.

«Мой рисунок напоминает подпись, чем-то схоже с траекториями движения. Это упражнение подтвердило то, что иногда нужно расслабляться и творить.

До выполнения присутствовали смутные чувства: смятение, озадаченность. После выполнения — появилось приподнятое настроение и желание рисовать».

2.

«До выполнения упражнения я была скучающей, уставшей и раздражённой.

После выполнения я стала более оживлённой, увлечённой и позитивной».

3.

3 фленина.jpg

«В это упражнение я вложила все моции, которые я испытываю в последнее время. Мне нравится данное упражнение. Я часто применяю его для выброса эмоций. Состояние до — злое, гневное, после — расслабленное, спокойное».

4.

3.3.jpg

«У меня получилось увидеть странные образы, которые я никак не могу связать с жизнью. До начала упражнения была в предвкушении процесса. После — озадаченность».

Проанализировав результаты данного упражнения, можно увидеть, что большинству детей оно помогло выплеснуть свои эмоции и расслабиться. До выполнения упражнения многие дети чувствовали усталость, а после — появилось желание рисовать и увлеченность процессом.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что упражнение «Произвольное рисование» способствовало расслаблению за счет выплеска эмоций без осмысленных образов и появлению увлеченности рисованием.

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что каждое упражнение положительно влияет на состояние ребенка: расслабляет, дарит радость или мотивацию, что подтверждает эффективность изотерапии в улучшении психоэмоциональных состояний детей.

Помимо этого у каждого упражнения есть разнообразные цели, как, например, помочь в решении проблемы (упражнение 1), напомнить о моментах счастья в жизни (упражнение 2) или расслабить и успокоить свои эмоции (упражнение 3). Со своими задачами упражнения справляются в полной мере.

В заключение следует отметить, что изобразительное искусство является не только способом выражения себя, но и инструментом для открытия новых знаний о себе самом и окружающем мире. Анализ результатов исследования позволяет говорить о высокой эффективности применения средств изотерапии, которые обладают значительным коррекционным потенциалом в отношении психоэмоциональной сферы детей, что может быть подтверждено на примере краткосрочных результатов использования изо-терапевтических упражнений.

Литература:

  1. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / Копытин А. И., Свистовская Е. Е. — Москва: Когито-Центр, 2007. — 197 с. — ISBN 5–89353–211–2. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5893532112.html (дата обращения: 10.03.2021). — Режим доступа: по подписке.
  2. Никитин, В. Н. Арт-терапия: учебное пособие / Никитин В. Н. — Москва: Когито-Центр, 2014. — 328 с. (Университетское психологическое образование.) — ISBN 978–5–89353–423–8. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785893534238.html (дата обращения: 13.03.2021). — Режим доступа: по подписке.
  3. Рубин, Д. А. Искусство арт-терапии: Учебное пособие / Рубин Д. А., Костин И. — Москва:ИОИ, 2016. — 302 с.: ISBN 978–5–94193–882–7. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/940168 (дата обращения: 11.03.2021). — Режим доступа: по подписке.
  4. Голубева, М. В. Арт-терапия: виды работы со взрослыми, описание и техники / М. В. Голубева. — Текст: электронный // Советы психолога: [сайт]. — URL: https://psychologist.tips/3337-art-terapiya-vidy-raboty-so-vzroslymi-opisanie-i-tehniki.html (дата обращения: 17.02.2021).
  5. Поцепун, Л. Арт-терапия в действии. Примеры упражнений / Л. Поцепун. — Текст: электронный // Цветы жизни: [сайт]. — URL: https://tsvetyzhizni.ru/tvorcheskaya-minutka/art-terapiya-v-dejstvii-primery-uprazhnenij.html (дата обращения: 17.02.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, выполнение упражнения, выполнение, описание состояния, большинство детей, изобразительное искусство, опытно-экспериментальная работа, последнее время, психоэмоциональное состояние детей, эмоциональное состояние детей.


Похожие статьи

Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии

В статье представлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...

Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики с...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Похожие статьи

Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии

В статье представлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...

Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики с...

Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения

В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможно...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков

Статья исследует влияние мобильных игр на эмоциональную сферу детей и подростков. Авторы провели психологическое исследование, чтобы выявить как игровой контент влияет на эмоциональное состояние детей. Значимым для исследования является выявление осо...

Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников

В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...

Задать вопрос