Ключевые слова: тяжелое нарушение речи, сопровождение обучения, ограниченные возможности здоровья, младшие школьники.
Для большинства детей с тяжелым нарушением речи овладение полноценным образованием без своевременной системы сопровождения обучения становится задачей из разряда трудновыполнимых и даже невозможных. Сопровождение обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья является значимым на ступени начального общего образования, поскольку именно там формируются предпосылки для овладения дальнейшей школьной программой.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для младших школьников с тяжелым нарушением речи создаются специальные условия на базе образовательных организаций общего или специального типа [3].
Обучение детей c речевой патологией с сегрегацией их в специализированных учреждениях накладывает отпечаток на процесс успешной социализации. Устоявшаяся система порождает противоречие: в подобных условиях для детей нет повсеместных эталонов правильной речи и примеров для подражания. Основное время дети проводят друг с другом, что отражается на их способности к эффективной коммуникации.
Недостаточная разработанность и практическая значимость проблемы определила выбор темы и цели исследования, обозначенная нами на данном этапе как теоретическое исследование проблемы сопровождения обучения младших школьников с тяжелым нарушением речи. Знания теоретических аспектов в этой области дают возможность применения их в образовательной практике при построении и внедрении нацеленных на конкретный результат программ сопровождения.
Итак, при моделировании образовательной практики неотъемлемым компонентом выступает психолого-педагогическое сопровождение обучения. В российском образовании сложилось нормативное представление, закрепленное на законодательном уровне, что психолого-педагогическое сопровождение определяется деятельностью психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций [1]. В зарубежной педагогической практике сопровождение обучения школьников с тяжелым нарушением речи рассматривается с точки зрения различных моделей (командная, «two-teacher arrangement», сопровождение с помощью ассистента, включение нормотипичных сверстников в процесс сопровождения) [4].
Сопровождение обучения помимо использования традиционных форм и технологий задействует и информационно-компьютерные, учитывающие общие закономерности и уникальность детей с особенностями психофизического развития, что позволяет преодолевать развитие вторичных симптомов нарушения и, в конечном итоге, снижать риск социальной дезадаптации младших школьников. Очевидно, что информационно-компьютерные технологии не могут решать весь спектр задач, которое несет в себе сопровождение обучения, однако, являются многофункциональным средством их реализации и, принимая во внимание принцип «здесь и сейчас», архиактуальными.
Для выяснения механизмов, которые запустили развитие трудностей в процессе обучения у младших школьников с тяжелым нарушением речи, необходим тщательный системный анализ состояния высших психических функций с помощью применения нейропсихологического подхода, позволяющего спрогнозировать пути дальнейшего психосоциального развития ребенка и выстроить рациональное дефекту обучение. По мнению ученых, в основе школьной неуспешности детей начальных классов с тяжелым нарушением речи могут лежать как когнитивный и моторный дефициты, так и слабость регуляторных функций, а также трудности общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Экспериментально доказано, что при отсутствии своевременной коррекции этих проблем в условиях повышенных энергозатрат, которые накладывает начальное школьное обучение, нейродинамический дефицит у детей только возрастает [2].
Методы диагностики и коррекции описанных выше состояний должны быть доступны и педагогу и психологу, создавая возможность их полноценного взаимодействия. В то же время это позволяет говорить на понятном языке с родителями и делать их активными соучастниками процесса сопровождения.
Таким образом, теоретический анализ проблемы сопровождения обучения младших школьников с тяжелым нарушением речи позволил нам сделать следующие выводы:
- Задачи социализации и интеграции в общество обучающихся с тяжелым нарушением речи решаются при условии обязательного учета их особых образовательных потребностей и организации сопровождения обучения.
- Сопровождение обучения младших школьников с тяжелым нарушением речи реализуется посредством применения разнообразных методов и технологий, в том числе и информационно-компьютерных, способствующих гармоничному сочетанию формирования компетенций учащегося и развития его личности.
- Сопровождение обучения должно быть обязательно направлено на психические процессы, которые непосредственно участвуют в образовании речевого дефекта, что позволяет сделать своевременно и квалифицированно примененный нейропсихологический подход, целью которого выступает признание и актуализация равенства обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с нормативными сверстниками.
В перспективе исследовательская работа будет продолжена в направлении совершенствования и поиска новых методов и форм сопровождения с учетом анализа сложившихся тенденций и практик в системе обучения младших школьников с речевыми расстройствами, что будет способствовать преодолению возникающих в ходе обучения трудностей и предоставлению возможности эффективной организации процесса коррекционного образования.
Литература:
- Польшина М. А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения / М. А. Польшина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № S23. — С. 52–56. — Текст: непосредственный.
- Потанина А. Ю. Нейропсихологические и социальные факторы трудностей обучения в начальной школе и их коррекция: специальность 19.00.04: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Потанина А. Ю. — Томск, 2012. — 23 c. — Текст: непосредственный.
- Приказ Министерства образования и науки от 19.12.2014. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. — Текст: электронный. — https://fgos.ru (дата обращения 20.12.2020)
- Makoelle Т. М. Pedagogy of Inclusion: A Quest for Inclusive Teaching and Learning / Т. М. Makoelle // Mediterranean Journal of Social Sciences. — 2014. — Vol. 5, № 20. — p. 1259–1267. — DOI:10.5901/mjss.2014.v5n20p1259 (дата обращения 14.12.2020).