О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с ограниченными возможностями указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства.
Процесс осознания себя, развития ребенка как субъекта культуры в художественной деятельности невозможен без проявления индивидуальности и творчества. Художественная деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития». Творчество как деятельность детей представляет новые возможности для их развития.
Терапевтический процесс с помощью искусства (арт-терапии) заключается в обеспечении психологического здоровья средствами искусства, через художественную деятельность, а также в создание новых позитивных переживаний.
Термин « арт-терапия» ( Art Therapy ) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Сочетание слов «арт-терапия» (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как воздействие средствами искусства на ребенка. Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Сегодня арт-терапия насчитывает большее количество видов методик: библиотерапию, сказкотерапию, оригами, музыкотерапию, песочную терапию, игротерапию и т. д. Все виды арттерапии можно использовать специалистам на своих занятиях.
Основным методом арт-терапии наряду с другими, является рисуночная терапия (изотерапия).
Изотерапия — это реабилитационный метод, основанный на применении средств искусств и используемый психологами, дефектологами педагогами и другими специалистами в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями.
В своей коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП я использую метод изотерапии.
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям психологической, педагогической, логопедической помощи, обеспечение максимально полной социальной адаптации.
Дети с церебральным параличом так же, как и нормально развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности. Несмотря на тяжелые двигательные расстройства дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из самых интересных занятий. Однако продукция их деятельности весьма несовершенна, а общепринятые способы рисования должного эффекта не дают.
Дети с ДЦП в рисовании испытывают большие трудности. Их графическая деятельность носит характер черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями даже стараясь воспроизвести заданный рисунок хаотически чертят, выходя за пределы листа. Большие трудности испытывают при проведении ровных горизонтальных и вертикальных линий. Изображая предмет на пространстве листа, дети не соединяют его части между собой. При удержании карандаша наблюдается чрезмерное напряжение или наоборот вялость пальцев. Кроме нарушений опорно-двигательного аппарата характерно наличие вторичных дефектов — зрения, интеллекта, речи, и т. п., что в свою очередь затрудняет развитие целенаправленных практических действий.
Рисование карандашами требует хорошего владения техникой рисования, сформированных навыков. Отсутствие этих навыков у ребенка с ДЦП быстро отвращает его от рисования. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям почувствовать свою успешность
Данные техники наиболее доступны детям с ДЦП развивают творчество, мелкую моторику, способствуют развитию эмоционального состояния, дарят чувство успешности.
Работа с выбранными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности вызывает радостное настроение снимает страх перед рисованием, способствует повышению уровня зрительно-моторной координации
Для изотерапии не важны художественные способности. Главное, чтобы ребенок смог через рисунок выразить свое состояние, ощущения, переживания.
Изотерапия не должна быть похожа на обучение. Дети рисуют для удовольствия и очень важно поощрять любое творчество детей.
Изотерапия с использованием нетрадиционных техник в работе с детьми с ДЦП помогает созданию благоприятных условий для налаживания эмоционально положительной атмосферы, в которой дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, нуждаются в большей степени по сравнению с другими детьми.
Помимо этого, изотерапия с данными техниками корректирует моторные нарушения у детей, способствует развитию сенсорного восприятия, чувства цвета; воспитанию эмоциональной отзывчивости на прекрасное, а также развитию познавательных(когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне.
Коррекционно-развивающие занятия с использованием арт-терапевтических техник должны отвечать определенным требованиям:
– учитывать специфику нарушения в развитии ребенка;
– материал должен быть различной степени трудности;
– активизировать самостоятельные проявления детей в творчестве;
– использовать в занятиях с детьми разные виды помощи взрослого;
– использовать на занятиях разные виды опор (наглядную, звуковую, словесную, тактильную и т. д.).
При проведении коррекционных и развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата могут использоваться следующие нетрадиционные приемы и изобразительные техники изображения: рисование пластилином, рисование пальцами и ладошками, монотипии, рисование предметами окружающего пространства.
Рисование пластилином
Данную технику хорошо использовать с гиперактивными детьми, т. к. эта техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания.
Техника «Монотипия»
На гладкой поверхности, не пропускающей воду, (пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге) делается рисунок гуашью, акварелью. Сверху накладывается лист бумаги (или лист бумаги складывается пополам) и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
Рисование пальцами, ладошками
Такой вид рисования (разрешённая игра с «грязью»), благодаря особым тактильным ощущениям, не бывает безразличен ребенку.
Рисование предметами окружающего пространства
Дети могут рисовать кубиками, зубными щетками, мятой бумагой, ластиками, чем угодно. Это развивает воображение и повышает настроение.
В заключении хотелось бы сказать, что ребенок с проблемами развития, через изотерапию, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества.
Использование методов арт-терапии, в частности, изотерапии в работе с детьми с ОВЗ дает возможность осознать личностные переживания и пробудить творческие силы у таких детей, помогает им адаптироваться в социуме.
Литература:
- Андреева Н. Р. Изучение готовности дошкольников с тяжелой двигательной патологией к изобразительной деятельности/ Н. Р. Андреева, Г. Р. Шамарданова / Коррекционная педагогика: теория и практика. № 5 С.22
- Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи (Текст)/Л. Щ. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимошина. М
- Кузнецова Г. В. особенности изобразительной деятельности детей с церебральным параличом (Текст)/ Г. В. Кузнецова // Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. М.
- Жукова О. Нетрадиционные техники рисования в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста/ Жукова О., Плюхин В. У. /// Коррекционно-развивающее образование.
- Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Текст) И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М
- Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. /Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 246 с.
- https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnik-risovaniya-v-razvitii-detey-s-detskim-tserebralnym-paralichom-dtsp