В статье авторы рассматривают вопросы влияния социокультурной среды на развитие личности ребенка, ее воспитательный потенциал.
Ключевые слова: социокультурная среда, развитие, воспитание.
Социальные процессы, происходящие в российском обществе XXI века, не могут не повлиять на развитие личности ребенка. Развитие личности — сложный процесс, включающий в себя этапы эволюционного развития (появление нового по сравнению с предыдущим этапом — новообразования возрастных периодов), инволюционные изменения (утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место ранее), особенности гетерохромного развития (проявление психических качеств в различное время: одни функции опережают в развитии другие функции), особенности биологического развития (наследственные и врожденные факторы), социального развития (под влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов), а также специального развития (развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки) [1].
Мы можем отметить, что социальные процессы оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка, а также на уровень его социальной адаптации. Это связано с тем, что человек является важнейшей составляющей социокультурной среды: под влиянием деятельности человека изменяются окружающая среда, создается социокультурная среда, соответствующая определенному периоду в развитии общества, отдельного человека. Социокультурная среда как совокупность макро- и микро- условий, по мнению Б. П. Черника, выступает как конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества [4, с.18].
Современное социальное пространство в условиях развития информационного общества — общества XXI века, это пространство, в котором под воздействием процессов информатизации и компьютеризации происходит постоянное изменение социокультурной среды, изменение условий социализации людей, в том числе и детей. Особенностью развития системы российского образования последних лет, связанной с совершенствованием современных технологий, информатизацией, компьютеризацией и развитием цифрового общества, является то, что социализация личности ребенка происходит в условиях постоянных социальных изменений. Например, появление и технологизация современных гаджетов как устройств, предназначенных для облегчения и совершенствования жизни людей в различных сферах общества (медицины, образования, авиации и т. д.) становится неотъемлемым атрибутом социализации ребенка, его развития, воспитания и личностного становления. Социокультурные изменения, происходящие в современном социальном пространстве под воздействием процессов информатизации, порождают исследования, связанные со становлением личности человека с целью формирования новых культурных потребностей и интересов, активизации его адаптационных механизмов, расширения поиска адекватных коммуникативных практик.
Проблемы развития социокультурной среды изучаются представителями различных наук: социологами, философами, этнологами, педагогами, психологами и др. Множественность определения «социокультурная среда» объясняется именно этим. Мы будем придерживаться понимания того, что социокультурная среда — это совокупность общепринятых норм, ценностей, правил, законов, технологий и научной информации, которая имеется у социума и человека как части социума для активного взаимодействия с жизненной средой.
Современная образовательная среда как субсистема, важная составляющая социокультурной среды, должна способствовать развитию ребенка, воспитанию у него личностных качеств, формированию определенных черт личности. Но всегда ли изменения, происходящие в обществе, связанные с изменением технологий и технологических процессов, в том числе в системе образования, несут в себе воспитательный потенциал, способствуют эффективному развитию ребенка?
Проведенные в сентябре 2020 года Фондом общественного мнения социологические исследования на тему изучения опыта дистанционного обучения школьников, приобретенного в период пандемии — как одного из вызовов современной социокультурной среды российского общества, — наглядно демонстрируют общественный взгляд на проблему готовности отечественной системы образования к подобным изменениям в обществе [3].
Респондентам, в чьих семьях есть дети школьного возраста, были заданы вопросы, связанные с их отношением к процессу дистанционного обучения школьников в период пандемии. Так, на вопрос «На ваш взгляд, в целом учителя справились с преподаванием в дистанционном формате скорее успешно или скорее неуспешно?» 43 % ответили, что скорее успешно, 36 % — скорее неуспешно, 21 % затруднялись ответить или давали другой ответ.
Следующий вопрос «Как вы считаете, по каким причинам учителя не справились с преподаванием в дистанционном формате?», задавался тем респондентам, кто участвовал ранее в опросе, и кто считал, что учителя не справились с преподаванием в дистанционном формате (36 % из числа опрошенных ранее). Из данного числа респондентов 7 % считает, что плохо, недостаточно объяснялся материал, у школьников возникла необходимость обучаться самостоятельно, 6 % ответили, что к новому формату обучения учителя не были готовы, 4 % отметили отсутствие непосредственного общения с обучающимися, 4 % высказались о неотработанной системе преподавания, по 3 % респондентов обратили внимание на затрудненное восприятие материала детьми и их, как следствие, невысокие результаты обучения, проблемы с интернетом, отрицательное отношение к дистанционному обучению, низкую обеспеченностью школьников компьютерами, ослабление самоконтроля детей и их мотивации к учебе в домашних условиях, недостаточное владение компьютерами детьми и учителями, 2 % отметили недостаточный контроль со стороны учителей, по 1 % респондентов отметили увеличение нагрузки на родителей в период дистанционного обучения, неготовность к такому формату обучения всех субъектов образовательного процесса (детей, родителей и учителей), трудности при осуществлении образовательного процесса в дистанционном режиме и др.
Проведенные исследования наглядно демонстрируют, что, по мнению большинства опрошенных, в современных социокультурных условиях, связанных с использованием дистанционных образовательных технологий в системе общеобразовательной школы существуют проблемы во взаимодействии с детьми: отсутствует непосредственное общение педагогов с детьми, затруднено восприятие учебного материала детьми, в домашних условиях у детей ослабевает самоконтроль, мотивация к учебе, отсутствует действенный контроль со стороны родителей и учителей.
Таким образом, можно заметить, что варианты ответов респондентов сводятся к тому, что ни дети, ни сами учителя не готовы к продолжительному по времени взаимодействию посредством использования только дистанционных образовательных технологий, взаимодействия детей и учителей посредством только в виртуальной информационной среды.
Обращаясь к трудам отечественного педагога И. Ф. Харламова, следует отметить, что воспитание — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитанников по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями [3, с. 275].
Наши наблюдения позволяют нам сделать вывод, что в условиях пандемии посредством виртуального общения педагога и воспитанников организовать активную деятельность детей по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями, становится крайне проблематично в связи с тем, что, как мы отмечали ранее, в домашних условиях у детей ослабевает интерес к учению, ослабевают регулятивные функции (самоконтроль, саморегулирование), мотивация как средство познания нового и т. д.
Таким образом, становится очевидным вопрос об использовании в новых социокультурных условиях таких методов и форм воспитательного воздействия на обучающихся, которые бы способствовали повышению степени взаимодействия участников воспитательного процесса, достижению наивысшей степени взаимодействия — сотрудничества, устанавливали бы такой порядок конкретных действий, процедур, которые бы были направлены на решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.
Например, использование учителями в системе преподавания начальной школы в условиях дистанционного обучения образовательных платформ, созданных на базе научного, системного, деятельностного подходов, элементов игрофикации, исследовательских, творческих методов обучения, существенным образом будет способствовать проявлению интереса детей к тому, что они изучают, повышению их мотивации к учебной деятельности, и как следствие — пробуждению ослабленных регулятивных функций.
Исследуя проблему влияния социокультурной среды на воспитание личности ребенка, мы можем сделать вывод, что социокультурная среда с ее общепринятыми нормами, правилами, технологиями и др. непременно несет в себе воспитательный потенциал, способствует включению ребенка в различные социальные процессы и его взаимодействию с социальной средой. Вовлечение детей в современную социокультурную среду как активных членов существующего социального пространства, требует от учителей и родителей новых подходов к построению образовательного пространства, использования новых форм и методов работы с детьми.
Литература:
- Антонова Е. В. Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе /Е. В. Антонова, Ю. В. Брыкин, И. З. Сковородкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015.– № 21 (101). — С.761–764. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22893/ (дата обращения: 10.03.2021).
- Педагогика: учебник для студ.учреждений сред. проф. Образования / И. З. Сковородкина, С. А. Герасимов. — М.:Издательский центр «Академия», 2018. — 640 с.
- Престиж профессии учителя. — Текст: электронный // ФОМ: [сайт]. — URL: Престиж профессии учителя / ФОМ (fom.ru) (дата обращения: 10.03.2021).
- Черник, Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках / Б. П. Черник. — Новосибирск, 2001. — 132 c.