В статье рассматривается вопрос совершенствования уровня физической подготовки воспитанников довузовских военных учебных заведений Министерства обороны, приводится анализ уровня физического подготовленности, ввиду направленности заведений, данные не разглашаются.
Ключевые слова: сравнительный анализ, атлетическая подготовка, военная служба, коррекционная направленность, профессионально-прикладная направленность, учебно-воспитательный процесс, физическая культура, физическая подготовка, физическая подготовка военнослужащих, подготовка военнослужащих, преодоление препятствий, класс, упражнение.
Физическая подготовка военнослужащих — это процесс овладения и освоения человеком специальными способностями и возможностями своего организма для последующего решения жизненно важных задач и достижения жизненно важных целей в критических ситуациях. Так и наряду с этим выводом можем сказать, что и подготовка будущих защитников — это процесс воспитания будучи подготовленных воинов, которые еще обучаются в Суворовском военном училище или кадетском корпусе, но для обывателя ассоциируются с человеком. Который носит погоны и готов уж встать на защиту Отечества. Результаты научных исследований, которые проводятся, не реже раз в пять лет, с целью обоснования соответствующих средств и методов физической подготовки военнослужащих, а также совершенствованию нормативно-правовой базы при подготовке военнослужащих, показывают следующие результаты — что целью определения содержания физической подготовки недостаточно разработанного проекта «Типовой учебной программы дисциплины «Физическая культура».
Для обучаемых «Суворовцев», «Нахимовцев», «Кадет» необходимо внедрение специальной подготовки в направлении «Физическая культура» для 5–11 классов, в основу содержания которой должны быть положены физические упражнения и нормативные требования, предъявляемые к курсантам 1-го курса обучения в военных училищах.
В ходе последних исследований были опробованы и отобраны наиболее эффективные физические упражнения, которые в течение учебного года изучаются в образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, всего апробировано 57 физических упражнений, 5 спортивных и 13 подвижных игр. Внедрение и изучение данных упражнений проводятся с учетом возрастных особенностей обучаемых, строгим соблюдением мер безопасности и гигиены. Наиболее содержательными уроками по физической культуре являются: гимнастика и атлетическая подготовка; легкая атлетика; лыжная подготовка; плавание; преодоление препятствий; спортивные единоборства и рукопашный бой; спортивные и подвижные игры. Повышение уровня физической подготовленности воспитанников носит особое место в разработке теоретических и практических направлений формирования потенциала подготовки военнослужащих, наряду с этим включены в данный аспект направления успешной социально-психологической адаптации обучаемых, которые решают задачи по разработке и поэтапное включение психолого-педагогических мер адаптации воспитанников к нормативам и нагрузкам военно-профессиональной деятельности.
Вопрос создания напряженных психологических ситуаций в сочетании со специальными нагрузками, которые по своей специфичности способствуют хорошему физической выносливости и формированию необходимого физического потенциала воспитанников. Вопросы дозирования таких нагрузок для юношей 14–17 лет, представляющих быстро развивающуюся физическую массу. В настоящее время решаются дифференцированным подходом к воспитаннику, к группе, в зависимости от стоящих задач физического развития на данном этапе. Здесь можно отметить, что данные вопросы решаются в отдельном направлении деятельностью ряда учебных заведений и педагогическим составом, осуществляющим конкретную подготовку обучаемых к различным видам специализации, и в первую очередь педагогов-наставников, и педагогов по оптимизации учебно-воспитательного процесса. В этом аспекте можно выделить активную разработку вопросов, направленных на совершенствование системы физической подготовки воспитанников с учетом особенностей обучаемого контингента. Таким образом, реализация данных направлений в рамках учебно-воспитательного процесса довузовских военных училищ и кадетских корпусов позволяет на современном этапе повышать уровень психологической подготовки в физическом направлении, и создает устойчивый уровень подготовленности воспитанников на начальном этапе профессиональной подготовленности к военной службе.
Коллегия педагогов кадетских корпусов выступает с рекомендацией о проведении занятий профессионально-прикладной направленности, согласно учебной программе, 1 раз в неделю, а занятий коррекционной направленности — 3 раза в неделю длительностью 20 минут каждое. Такая методика, по их мнению, обусловлена тем, что после проведения педагогического эксперимента состояние опорно-двигательного аппарата (а именно сводов стопы) кадет, обучающихся в 9–10 классах, улучшилось. Но это говорит сегодня лишь о том, что ранее профессионально-прикладная направленность на уроках физической культуры применялась слабо, либо вообще отсутствовала. Об этом они судят по результатам тестирования уровня сформированности профессионально-прикладных умений и навыков, и показателей физической подготовленности обучающихся. Введение упражнений коррекционной направленности в структуру занятий по физическому воспитанию кадет, а также применение разработанных комплексов во внеучебное время оказало положительный реабилитационный эффект при условии регулярного длительного применения [6].
Предлагаю ознакомиться с анализом оценки успеваемости воспитанников довузовских учебных заведений Министерства обороны. Из представленных данных мы видим, что средний уровень физической подготовки учащихся оценивается на «хорошо», но эта картина представлена в общем формате и за наглядность представлены данные довузовских заведений, показавших лучшие результаты.
Сравнительный анализ по классам с лучшими результатами:
Сравнительный анализ по средней оценке за классы:
Примерно 40–50 лет назад уровень оценки воспитанников был выше. Необходимость заниматься упражнениями, которые непосредственно были бы ориентированы на выполнение задач военной направленности и приближены к конкретным направлениям дает наилучший результат. Эти же вопросы решались и ранее в Советском союзе при создании специальных военных школ (прототипов современных кадетских корпусов и Суворовских Училищ) и еще ранее в дореволюционную эпоху, когда физическая подготовка была представлена в основном гимнастикой и полностью решала все требования военных. Проводимые военные учения последних 5 лет показывают удручающие данные, конечно, на международные учения едут всегда лучшие, но в самих войсках и воинских частях уровень призывной молодежи и военнослужащих контрактной службы невысок, самая высокая оценка подразделениям это «удовлетворительно».
Масштабные изменения в военных структурах и ведомствах, в которых есть военная служба, несмотря на тенденции к стабилизации, продолжают негативно влиять на подготовку военнослужащих. Системный подход к выполнению физических упражнений специальной направленности с частотой 3–4 раза в неделю, особенно проведение комплексных занятий по атлетической подготовке, преодолению препятствий и развитию выносливости, наибольшим образом способствует развитию воспитанников. А проведение ежедневных спортивных занятий в старших классах повысит уровень подготовки в 2 раза, таким образом, что на выпуске каждый воспитанник мог сдать нормативы на уровне I спортивного разряда.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № 328 «Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах».
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 2009 г. № 11–01 — р).
- Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 134-р).
- Приказ от 30 октября 2004 г. № 352 «Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации».
- Боброва Г. В. Военно-профессиональная составляющая в системе физической подготовки воспитанников кадетского училища // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика: материалы 4 Международной научно-практической конференции, Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
- Сорокин В. П., Калмыков А. А. Формирование направленности личности учащихся кадетских классов общеобразовательных школ // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. СПб., 2013. № 1(19).