В данной статье приведены результаты исследования на тему: «Основания для привлечение к налоговой ответственности». В ходе работы были рассмотрены основания для привлечение к налоговой ответственности. Такие основания, как сам факт совершения налогового правоотношения и умысел, как основание налогового правоотношения.
Ключевые слова: налоговые правоотношения, налоги и сборы, ответственность за налоговые правоотношения, умысел, факт правоотношения, уклонение от уплаты налогов и сборов.
This article presents the results of a study on the topic: «Grounds for tax liability». In the course of the work, the grounds for bringing to tax liability were considered. Such grounds as the fact of committing a tax legal relationship and intent as the basis of a tax legal relationship.
Keywords: tax relations, taxes and fees, liability for tax relations, intent, fact of legal relations, tax evasion.
Для начала нужно разобраться с тем, что же можно считать налоговым правонарушением. Определение данного понятия даётся в пункте 2 статьи 110 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Налоговым правонарушением признается совершённое умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). [1, Ст. 110]
Ответственность за совершение налогового правонарушения, то есть за неуплату или неполную уплату сумм налога или сбора предусмотрена статьёй 112 НК РФ. [2, С.33]
Теперь можно собственно перейти к основаниям привлечения к налоговой ответственности. Первым основанием нужно сказать о наличие события налогового правонарушение. Если нет события правонарушения, то собственно нет и самого правонарушения. Установление самого факта правонарушения является не достаточным, так как требуется вступившее в силу решение налогового органа. Об этом нам говорит статья 108 НК РФ. [2, С.34]
Нужно отметить то, что налоговое законодательство предусматривает наступление ответственности для должностных лиц организаций. Если организация совершила налоговое правонарушение, то организация привлекается к налоговой ответственности, а сами должностные лица данной организации, которые ответственны за совершенное налогового правонарушение, привлекаются к административной. Но бывает и такое, что в некоторых случаях могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Привлечение к ответственности должностных лиц организаций рассматривается в судебном порядке, налоговые органы, как показывает практика, обычно передает дело в суд.
Говоря о нарушении, которое осуществлено в рамках действия договора инвестирования, то к ответственности будут привлекать то лицо, которое является ответственным за ведение учета налоговых вопросов. Однако существуют ситуации, когда ответственности подвергается тот участник договора, который совершил нарушения в налоговой сфере. Касается это ситуаций, когда не уплачиваются налоги на прибыль организации или НДФЛ от плательщиков, полученных в рамках договора инвестирования.
Ещё одним основанием привлечения к налоговой ответственности будет являться умысел. НК РФ разделяет действия налогоплательщика на неосторожные, когда допущена неосмотрительность при выборе контрагента и умышленные.
Уклонение от уплаты налогов и сборов, страховых взносов может быть совершено только с прямым умыслом. [3, П. 8] Об этом нам говорит Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления», а именно пункт 8 данного постановления.
По результатам налоговой проверки поступки налогоплательщика, которые квалифицируются по пункту 1 статьи 122 НК РФ как неосторожные, а в соответствии с пунктом 4 статьи 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц.
Подводя итог нашей статьи, хочется сказать, что налоги и государство — явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение.
Единственным нормативным правовым актом, устанавливающим основания, порядок и меры налоговой ответственности, является Налоговый кодекс РФ. А основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // Собрание законодательства РФ, N 32, ст. 3340. — Ст.112
- Шишкин, Р. Н. Методика доказывания умысла на неуплату налогов. Стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации / Р. H. Шишкин. — Москва: Юстицинформ, 2020. — 112 с. — С. 32–42
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления». — П.2