Образовательная среда начальной школы в системе личностного развития одарённых детей: теоретический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 24.03.2021

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Дундина, Т. В. Образовательная среда начальной школы в системе личностного развития одарённых детей: теоретический аспект / Т. В. Дундина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79333/ (дата обращения: 20.12.2024).



В современной школе, начиная с 1–4 классов, выделяют два фундаментальных понятия: детская одарённость и одарённые дети. В любом случае педагоги выделяют определённые группы детей, значительно опережающие в своём развитии сверстников. Для их оптимального развития в образовательной среде школы необходимо создавать условия, которые смогут привести одарённого ребёнка к качественному проявлению его неординарных способностей, проявлению его генетически заложенного потенциала и созданию возможностей проявления выдающихся достижений в будущем.

Н. С. Лейтес определяет три категории одарённых детей: с ранним проявлением одарённости, с ярким проявлением способностей в различных видах одарённости, с допустимыми признаками одарённости.

Всем этим категориям обучающихся требуется не только индивидуальный педагогический подход, но и соответствующая образовательная среда, являющаяся важным фактором повышения продуктивности и развития одарённости младшего школьника [2, с. 86].

Примечательно, что относительно недавнее понятие образовательной среды рассматривается практически во всех отраслях знаний. В логике нашего исследования рассмотрим его в психолого-педагогическом аспекте.

Практика её проектирования в системе развивающего обучения показывает, что под образовательной средой в данном контексте подразумевают процесс жизнедеятельности конкретного образовательного учреждения (А. А. Веряев, Т. А. Осипова, И. К. Шалаев и др.). Исследователи подтверждают этот тезис наличием пространственно-предметных, материальных и общественно-личностных компонентов.

В этой связи Т. П. Беликова подчёркивает значимость влияния образовательной среды, и особенно её микросреды (образовавшиеся в ней социальные группы, сообщества, общественные организации и пр.), на процесс формирования и становления личности ребёнка, взаимное дополнение и взаимообогащение друг друга.

О. С. Газман, в отличие от технологического подхода, считает, что образовательная среда именно начальной школы — это реальный психолого-педагогический мир, объединение уже выработавшихся временем культурно-образовательных традиций, личностных воздействий педагогов, детей и их родителей, специально организованных ситуаций, устремлённых к сотворению внутреннего мира обучающихся и условий для развития личности ребёнка.

Психологи предлагают рассматривать образовательную среду начальной системы образования с позиций общего круга условий, которые находит ребёнок в окружающей его школьной действительности как внутри, так и во вне школы (внутренняя и внешняя среда). Так, многие учёные рассматривают её как:

— часть социокультурного пространства, созданного для личностного взаимодействия детей и взрослых (Н. Б. Крылова);

— как среда, где младший школьник приобретает первые опыты социализации и возможность проявления своих способностей (Г. Ю. Беляев);

— совокупность факторов, влияющих на расширение психологических, общественных, пространственно-предметных и межличностных компонентов развития обучающихся (Н. А. Спичко).

В педагогической науке понятие «образовательная среда» получило широкое распространение и достаточно активно изучается в различных аспектах.

Например, И. Г. Шендрик считает, что образовательная среда — это окружение школьника и условия, при которых он может взаимодействовать с этим окружением, а специально организованная педагогическая деятельность в целях создания условий для самореализации личности ребёнка, является возможностью для ребёнка понимать и познавать эту среду, поскольку в ней заложены прообразы культуры и образования [6, с. 84].

Образовательную среду необходимо целенаправленно проектировать под те задачи, которые задаются начальной школе социальным заказом общества, утверждает В. И. Слободчиков, а содержание и практика начальной школы должны оказывать формирующее воздействие на ребёнка и порождать в нём желание совершенствоваться и развивать свои способности. Исследователь считает характерными признаками развивающей образовательной среды согласованность действий всех участников учебно-воспитательного процесса, образовательных программ, содержания процесса обучения и воспитания и соответствующий уровень подготовки педагогов и управленческого персонала.

Если рассматривать роль образовательной среды в развитии одарённых обучающихся, то следует отметить позицию И. К. Шалаева, который опираясь на принципы теории развивающего обучения, характеризует её следующими показателями:

— потенциальные ресурсные возможности образовательной среды;

— способы и средства организации и структурирования образовательной среды;

— интегративность взаимодействия всех участников образовательного процесса с его педагогическими условиями;

— вариативность образовательной среды и обеспечение возможностей для полноценного личностного развития детей, воплощения в жизнь их интеллектуальных ожиданий и творческой самореализации.

Именно эти критерии должны учитываться при создании условий для дальнейшего развития одарённых школьников.

В. С. Кукушин считает, что в образовательной среде начальной школы, ориентированной на работу с обычным контингентом и одарёнными детьми, должны в полной мере сочетаться педагогические условия обучаемости, развития, воспитания, информативности, экологичности, эстетичности, диалоговости, гуманизма и одухотворения.

Значительный вклад в понимание образовательной среды начальной школы внесли работы Б. Д. Богоявленской, которая выделила структурные компоненты исследуемого феномена. Рассмотрим их.

1. Пространственно-семантический компонент предполагает:

— организацию жизненного пространства в классных и рекреационных аудиториях и помещениях;

— пространство для размещения герба, гимна, традиций, информации о деятельности начальной школы и т. д.;

— возможность эстетическо-оформительских модификаций имеющихся помещений под конкретные запросы участников образовательного процесса.

2. Содержательно-методический компонент, определяющий:

— наличие разработанных и научно обоснованных концепции школы, образовательной программы развития, учебной программы, современных дидактических средств обучения, комплексных программ воспитания;

— практическое апробирование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

3. Коммуникационно-организационный компонент, учитывающий:

— статусность и особенности (половозрастные, ценностные, национально-культурные) всех участников образовательного процесса;

— сложившееся стилевое поведение педагогов и обучающихся;

— организационно-технические условия и культуру управленческого менеджмента;

— возможности внеурочной и внеклассной деятельности, работы различных инициативных групп, творческих и иных объединений [3, с. 84].

Образовательная среда начальной школы, позволяющая продуктивно работать с детьми, которые выказывают признаки одарённости, строится на доминантах систем развивающего обучения В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина, которые в своих научных трудах и методических рекомендациях сформулировали определение, принципы и задачи развивающей образовательной среды. Так, Л. В. Занков определяет её как комплекс психолого-педагогических условий, требующихся для реализации образовательного процесса, к которым относятся оптимальная пространственно-временная организация обучения и воспитания, обеспеченная разнообразными дидактическими материалами и информационно-игровыми средствами.

Д. Б. Эльконин сформулировал реперы комплексного подхода к моделированию личностно развивающей образовательной среды начальной школы через такие принципы, как:

— многофункциональность;

— рациональность;

— взаимосвязь и взаимодополнение;

— психолого-педагогическая целесообразность.

Из работ В. В. Давыдова по начальному общему образованию, в свою очередь, можно сгруппировать основные задачи образовательной среды школы, адекватной запросам личностного развития одарённых детей. К ним относится постановка следующих задач:

  1. Организация образовательной среды для обучающихся в начальных классах, которая создаёт условия для формирования компетенций, связанных с самореализацией и саморазвитием ребёнка.
  2. Обеспечение результативного освоения основной образовательной программы и образовательной успешности каждому ребёнку на своём уровне.
  3. Создание открытого и общественно значимого уклада функционирования начальной школы, интегрированного в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

А. И. Савенков сформулировал компоненты образовательной среды, способствующей личностное развитие одарённых младших школьников. Это следующие компоненты:

1. Содержательный:

— обеспечение такого уровня содержания, в основу которого положено целеполагание интеллектуального и творческого развития ребёнка;

— обеспечение возможностей моделировать и изменять содержание обучения и воспитания потребностями современной ситуации.

2. Методический:

— наличие учебных программ различного уровня;

— предоставление возможностей самостоятельного выбора образовательных маршрутов в рамках определённого учебного заведения;

— реализация инновационных образовательных программ и наличие средств их выполнения;

— доминирование современных способов предоставления и восприятия учебной и социальной информации.

3. Коммуникативный:

— удовлетворённость всех участников образовательного процесса результатами и способами их достижения в основной деятельности;

— позитивный морально-психологический климат в коллективе;

— участие всех участников образовательного процесса в его моделировании и приведения к оптимальному результату;

— возможности диалоговой коммуникации [4, с. 121].

Отталкиваясь от условно выделенных Л. С. Выготским категорий одарённых школьников (интеллектуальная, художественно-творческая, коммуникативно-социальная, общефизическая), Д. И. Фельдштейн рассматривает следующие принципы педагогической деятельности по развитию личности одарённых обучающихся младшего школьного возраста в образовательной среде начальной школы:

а) предельного многообразия предоставленных возможностей для личностного становления ребёнка;

б) расширения методов внеурочной и внешкольной деятельности в аспекте многовекторного развития детей, индивидуализации и дифференциации учебной деятельности;

в) организации самостоятельной работы каждого обучающегося в процессе коллективной деятельности, свободы предпочтений в дополнительных услугах, тьюторстве, индивидуальной помощи, способах презентации полученных результатов;

г) интеграции основного и дополнительного образования на основе создания проектно-исследовательских, спортивных и творческих кластеров;

д) мониторинга выявления, обучения, развития и педагогического сопровождения одарённых детей [5, с. 713].

Таким образом, анализ роли образовательной среды начальной школы в системе личностного развития одарённых детей показывает, что данный феномен выступает в детерминации одарённости младших школьников как одно из фундаментальных средств раскрытия всего круга интересов и способностей обучающихся. Именно образовательная среда позволяет создать условия для личностного развития и саморазвития ребёнка, выступает в роли консультативного центра для родителей одарённых детей, выступает общим фоном развития их интеллектуального, физического и творческого потенциала. Скорость и продуктивность процесса развития личности одарённого младшего школьника детерминированы возможностями и педагогическими условиями образовательной среды начальной школы.

Литература:

  1. Богоявленская, Б. Д. Одарённость: понятие, виды, методы идентификации / Б. Д. Богоявленская. М.: Кнорус, 2017. — 123 с.
  2. Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость школьников /Н. С. Лейтес. — М.: Академия, 2001. — 320 с.
  3. Кукушин, B. C. Теория и методика обучения / B. C. Кукушин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2015. — 474с.
  4. Савенков, А. И. Психология детской одарённости / А. И. Савенков. — М.: Юрайт, 2017. — 440 с.
  5. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды/ Д. И. Фельдштейн. 2-е изд. — М.: МПСИ Флинта, 2004. — 670 с.
  6. Шендрик, И. Г. Теоретические основы проектирования образовательного пространства субъекта / И. Г. Шендрик // Педагогика. — 2004. — № 4. — С.36–42.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, начальная школа, образовательный процесс, личностное развитие, развивающая образовательная среда, развивающее обучение, ребенок, младший школьник, образовательная среда школы, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Психологические особенности личности ребёнка в дошкольном возрасте и социально-педагогические технологии: синкретичная корреляция

Фольклор как средство духовно-нравственного развития дошкольников: специфика интеграционного подхода

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного учреждения: европейский и российский опыт

Культурная социализация городской и сельской студенческой молодёжи: пути и особенности формирования

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности формирования и развития

К вопросу о структуре культуры здорового образа жизни молодого человека: педагогический аспект

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства)

Похожие статьи

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Социальные и педагогические технологии: сущность и взаимосвязь

Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста. Психологические особенности личности ребёнка в дошкольном возрасте и социально-педагогические технологии: синкретичная корреляция

Фольклор как средство духовно-нравственного развития дошкольников: специфика интеграционного подхода

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного учреждения: европейский и российский опыт

Культурная социализация городской и сельской студенческой молодёжи: пути и особенности формирования

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности формирования и развития

К вопросу о структуре культуры здорового образа жизни молодого человека: педагогический аспект

Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой

Взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника: теория и опыт

Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства)

Задать вопрос