В статье автор пытается определить стратегические направления совершенствования миграционной политики в России.
Ключевые слова: миграционная политика, процесс, стратегическая часть, сфера миграции, направление.
Сегодня является актуальным и справедливым утверждение, что государствам не избежать миграционных процессов, они все равно будут иметь место, и лучшим для любой страны является воздействие на миграцию по тем направлениям, которые соответствуют нормам соблюдения прав человека и дают наилучшие результаты с точки зрения социальных и экономических условий, как для мигрантов, так и для общества принимающей страны.
Современное восприятие миграции в значительной степени обусловлено рядом факторов. Среди основных из них следует обратить внимание на следующие: повышение роли государства в управлении тенденциями в сфере миграции; усиление взаимозависимости между миграцией и развитием национальной экономики страны и попытками мобилизовать человеческий и финансовый капитал диаспоры в целях развития; борьба с незаконной миграцией, которая вызывает серьезную обеспокоенность российского общества.
Анализ опыта реализации миграционной политики свидетельствует о том факте, что управление легальной миграцией и борьба с ее нелегальными формами является важной задачей. Стратегия его решения предусматривает реализацию комплекса мероприятий, который направлен на интеграцию иностранцев в общественной жизни, и основывается на признании того, что интеграционные процессы осуществляются во встречных направлениях. Ядром этой стратегии долгие годы было убеждение, что многие миграционные проблемы должны решаться путем последовательных шагов в различных областях, в частности, таких, как экономика, предоставление политического убежища, ликвидация различий в правовых режимах различных групп населения или репатриация [1]. В настоящее время такой путь более не приемлем, а стратегия миграционной политики в России должна быть единой и долговременной.
Как указывает К. Г. Кислая, многие положения в миграционной политике устарели [1] и поэтому она нуждается в реформации, о чем в марте 2020 года говорил Владимир Путин [2]. В частности было предложено улучшение институтов постоянного проживания и гражданства РФ, усовершенствование системы управления трудовой миграции, улучшение системы безопасности и правопорядка в миграционной сфере, информатизация и др.
С целью эффективного использования потенциала и усиления эффективности концепции управления миграционными процессами, представляется целесообразным формирование стратегии государственной миграционной политики, основой которой являются современные тенденции развития миграционных процессов.
Анализ тенденций современной миграции позволил сформулировать основные задачи регулирования миграционных процессов:
сокращение масштабов нелегальной трудовой миграции населения;
обеспечение социальной защищенности российских работников за рубежом;
обеспечение возвратности внешних трудовых поездок;
недопущение нелегальной миграции (прежде всего транзита нелегальных мигрантов из стран третьего мира через территорию РФ) [3].
Безусловно, регулирования миграционных процессов должно осуществляться системно, то есть в соответствии с заранее принятой стратегией — документа, который закрепляет перечень долгосрочных действий.
Данные положения обуславливают необходимость формирования концепции стратегии миграционной политики (рис. 1).
Рис. 1. Концепция стратегии миграционной политики
Разработка стратегии осуществляется поэтапно, каждый из которых по-своему является важным, а потому требует создания предпосылок для его успешного прохождения [4].
Реализуя эти планы, возможно получить в итоге результативное государственное управление миграционными процессами, стабильное развитие страны в демографическом и социально-экономическом плане; укрепления национальной безопасности; избежать неконтролируемых миграционных процессов, а также защиту граждан России, находящихся за рубежом в социальном и правовом плане.
Данный процесс должен быть основан на следующих принципах:
принцип сбалансированности интересов всех субъектов государственной политики;
принцип гуманизма;
принцип солидарности;
принцип интеграции в законодательной сфере:
принцип системности;
принцип концептуального подхода формирования государственных, региональных программ развития, обеспечения скоординированной деятельности власти, общества [1].
В основном прерогатива управления в сфере миграции осуществляется правительством. Однако это должно сочетаться с партнерством, в котором задействован широкий круг других участников. На общем уровне это включает самих мигрантов и социальных партнеров — работодателей, профсоюзы, организации мигрантов.
Анализ европейского опыта позволяет утверждать, что основной причиной просчетов в миграционной политике было отсутствие настоящей координации между участниками в процессе разработки миграционной стратегии.
Как следствие этого, проблемы часто рассматривались в отрыве от контекста и без учета мнения всех заинтересованных сторон, что приводило, в свою очередь, к нежелательным побочным последствиям при осуществлении конкретных политических мер [5].
Следует обратить внимание на характеристику основных вызовов и угроз, стоящих перед Россией, адекватные ответы на возможные в условиях усиления регулирования миграционных процессов в стране.
Стратегическая часть определяет ключевые стратегические цели, основные стратегические приоритеты, определяет направления, механизмы и возможные варианты решения проблемы, содержит формулировки ключевых мероприятий по практическому внедрению стратегии. Стратегия должна основываться на том, что Россия является страной с постоянным перемещением населения.
Среди основных стратегических направлений следует отметить следующие:
противодействие нелегальной миграции (как нелегальной эмиграции российских граждан, так и нелегальной иммиграции граждан других стран);
обеспечение социальной защищенности российских граждан в странах — реципиентах;
смягчение действия факторов, которые стимулируют выезд на работу за границу;
активная иммиграционная политика [6].
В процессе изменения социально-экономической, политической ситуации в стране (мире) и учитывая результативность проводимых мероприятий, в разработанную стратегию вносят коррективы (в том числе по ее целям или механизмам реализации), направленные на устранение новых вызовов и обеспечение максимального использования имеющихся возможностей.
Стоит отметить, что стратегия должна стать основополагающим документом при разработке и реализации программ по отдельным направлениям миграционной политики и социально-экономического развития страны. Результатом реализации стратегии должно стать утверждение в России стратегической миграционной модели, направленной на экономическое и социальное развитие страны, повышение эффективности использования интеллектуального потенциала страны, ее человеческих ресурсов и т. д. Реализация стратегии создаст возможности для успешного продвижения России по пути развития экономики и общества, основанных на соблюдении интересов мигрантов.
Литература:
- Кислая К. Г. Современные проблемы иммиграционной политики России: состояние и пути решения // Молодежный научный форум. № 1, 2020, стр. 33–38.
- Перечень инструкций по реализации «Концепции национальной миграционной политики на 2019–2025 годы» // Официальный сайт «Президента России». Сайт: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960 (дата обращения: 7 апреля 2020 г.)
- Модернизация иммиграционной политики в Российской Федерации / И. Зеров Н., Катаев О. В., Ряпухина И. А. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1. С.18–24.
- Рыбаковский О. Л., Таюнова О. А. Цели стратегии миграционного развития России // Народ. 2018. Т. 21. № 1. С. 22–30.
- Исаян Г. Д. Современная государственная политика Российской Федерации в области адаптации к миграции: направление и реализация // Гуманитарные, социально-экономические и социальные науки. 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-gosudarstvennaya-politika-rf-v-sfere-adaptatsii-migrantov-napravleniya-i-realizatsiya/viewer
- Подольский А. В. Развитие системы миграционного менеджмента в современной России // Вестник МГУ МВД России. 2017. № 5. С.116–120.