Использование уравнения массы транспортного средства при проектировании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование уравнения массы транспортного средства при проектировании / Д. А. Свечников, В. И. Малий, В. И. Протасов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79404/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье предлагается методика использования уравнений массы автомобиля в абсолютной и относительной формах для определения его полной массы на начальном этапе проектирования.

Ключевые слова: массовая компоновка, проектирование автомобиля, уравнение массы.

Массовая компоновка — наиболее рациональное размещение масс автомобиля с точки зрения его функционирования и эксплуатации. Теоретической основой массовой компоновки автомобиля является его массовое уравнение, которое устанавливает зависимость между полной массой автомобиля и массами его составных частей.

Уравнение массы в абсолютной форме имеет вид

,(1)

где m 0 — полная масса машины (агрегата) с грузом, кг; m р -масса рамы (корпуса) с учетом несущих элементов(лонжеронов), поперечных связей, бамперов и буксирных устройств, рамных кронштейнов, кабин управления и оперения, кг; m ка масса колесных агрегатов с учетом массы шин, ободьев и ступиц с подшипниковыми узлами, системой центральной накачки и воздуха в шинах, кг; m а масса системы подрессоривания с учетом массы направляющих, упругих и гасящих элементов, а также системы регулирования и стабилизации корпуса, кг; m упр масса элементов управления машины с учетом рулевого управления с гидроусилителем руля, тормозной системы с колесными тормозами, воздушными ресиверами и т. п., кг; m Т масса топлива с учетом топливных баков и топливной аппаратуры, размещенной вне двигателя, кг; m оп масса опор вывешивания машины с учетом домкратов, опорных плит, поперечных балок и механизмов опор, кг; m доп масса дополнительного оборудования с учетом электрооборудования, ЗИП, лебедки и другой неучтенной массы, кг; m су масса силовой установки с учетом массы двигателя, обслуживающих его систем, охлаждающей жидкости и масла, кг; m тр масса трансмиссии с учетом колесных редукторов и приводов управления, кг; m п масса полезной нагрузки с учетом кузова или грузовой платформы, а также технологического оборудования и технических систем для обслуживания груза, кг.

Массовое уравнение в абсолютной форме широко используется в проверочных расчетах автомобиля.

Для удобства анализа и расчета характеристик массы на этапе проектирования запишем уравнение (1) в относительных параметрах, разделив левую и правую части уравнения на полную массу машины m 0 . Тогда

,(2)

где — относительные массы элементов правой части уравнения (1).

На основании анализа данных статистики и опыта проектирования автомобилей все элементы уравнения массы можно разделить на три основные группы.

К первой группе относятся элементы, масса которых не зависит или практически не зависит от принятой в расчет энерговооруженности машины, а определяется в основном уровнем проходимости, допустимыми перегрузками, используемыми материалами и качеством проектирования.

Ко второй группе относятся элементы, масса которых существенно зависит от энерговооруженности машины.

К третьей группе относятся элементы, составляющие полезную нагрузку машины, в том числе собственно груз и оборудование для его установки и обслуживания.

Первую группу элементов объединим суммой

. (3)

Вторую группу элементов выразим через удельные параметры:

; (4)

, (5)

где — удельные приведенные массы силовой установки и трансмиссии соответственно, кг/кВт; N уэ удельная эффективная (реализуемая на колесах) энерговооруженность машины, кВт/кг.

Разрешив уравнение (2) относительно полезной нагрузки с учетом уравнений (3), (4) и (5), получим

. (6)

При проектировании автомобиля или любого другого подвижного агрегата в исходных данных обязательно указываются полная масса полезной нагрузки или ее составляющих, а также габаритные размеры и положение центров масс.

Если абсолютная масса полезной нагрузки задана и имеются зависимости для определения составляющих уравнения (3) и удельных приведенных масс в уравнениях (4) и (5), то при любой желаемой или заданной энерговооруженности N уэ может быть найдена относительная масса полезной нагрузки по формуле (6), после чего определяется полная масса машины

, кг, (7)

а затем и все составляющие элементы конструкции

, кг. (8)

Накопленный статистический материал по характеристикам массы отдельных элементов конструкции, использование моделей этих элементов, а также некоторые зависимости между параметрами машин позволяют синтезировать аналитические выражения для расчета относительных масс элементов машин, пригодных для практического использования на этапе проектирования.

Литература:

  1. Антонов А. С., Кононович Ю. А. и др. Армейские автомобили. Теория. — М.: Военное издательство МО СССР, 1970, 526 с.
  2. Степанченко Э. П., Фалалеев П. П. Технологическое оборудование. — М.: МО СССР, 1986, 364 с.
  3. Свечников Д. А. Проектирование автомобилей и тракторов: Учебное пособие. — Серпухов: филиал ВА РВСН им. Петра Великого, 2017, 183 с.
Основные термины (генерируются автоматически): полезная нагрузка, масса, полная масса машины, абсолютная форма, группа элементов, массовая компоновка, массовое уравнение, полная масса, проектирование автомобиля, силовая установка.


Ключевые слова

массовая компоновка, проектирование автомобиля, уравнение массы

Похожие статьи

Обзор методов и средств для создания системы измерения угла отклонения аэродинамических поверхностей самолета

В статье приводится обзор современных методов оценки геометрических параметров аэродинамических поверхностей самолета. Предлагаются и оцениваются возможные реализации систем измерения угла отклонения руля высоты и выбирается наиболее оптимальный. Пре...

Задача линейного планирования в технической диагностике автотранспортных средств

В статье представлена возможность применения оптимальной теории в области технической диагностики вообще и технической диагностики транспортных средств в частности посредством постановки и решения задачи линейного программирования.

Проектирование и оптимизация сборки радиоэлектронных средств с гиперслучайными показателями

В данной статье рассмотрены комплексные показатели оптимальных конструкций радиоэлектронной аппаратуры, отображающие основные функциональные и конструктивные характеристики её устройств в виде системы критериальных уравнений, полученных методами теор...

Ключевые факторы системы управления транспортными потоками

В статье рассмотрены факторы системы управления транспортными потоками. Обосновывается необходимость использования прогноза при определении характеристик транспортного потока и расчета воздействий с упреждением и минимальными затратами времени.

Оптимальные системы управления: классификация и методы синтеза

В статье рассматриваются методы решения задач оптимального управления с точки зрения применимости отдельных методов синтеза оптимальных САУ в зависимости от структуры и характеристик системы.

Экспериментальное определение угловой поперечной жёсткости кузова на подвеске относительно опорных колёс автомобиля

В статье предлагается методика определения угловой поперечной жёсткости подвески автомобиля с включением стабилизаторов и без стабилизаторов путем эксперимента.

Особенности обучения конструированию и моделированию технических устройств в системе начального профессионального образования

В статье определены методические особенности обучения учащихся конструированию и моделированию технических устройств (на примере разработки конструкции печи на отработанном масле).

Параметры моделирования процессов эксплуатации и установления величины упреждающего допуска тормозных систем

В статье рассмотрены и установлены параметры тормозов подлежащих моделированию, эффективность системы контроля элементов и узлов тормозной системы. Разработана математическая модель определения упреждающего допуска элементов тормозов.

Методы оптимизации дальности полета летательного аппарата

В статье сформулирована задача оптимизации дальности полета летательного аппарата, рассмотрены классы методов оптимизации и выбраны пригодные для решения поставленной задачи. Рассмотрены алгоритмы выбранных методов.

Моделирование процесса уплотнения грунта

Даны указания по моделированию процесса уплотнения грунта. Представлена реологическая модель уплотнения грунта. Представлены дифференциальные уравнения описывающие процесс уплотнения грунта.

Похожие статьи

Обзор методов и средств для создания системы измерения угла отклонения аэродинамических поверхностей самолета

В статье приводится обзор современных методов оценки геометрических параметров аэродинамических поверхностей самолета. Предлагаются и оцениваются возможные реализации систем измерения угла отклонения руля высоты и выбирается наиболее оптимальный. Пре...

Задача линейного планирования в технической диагностике автотранспортных средств

В статье представлена возможность применения оптимальной теории в области технической диагностики вообще и технической диагностики транспортных средств в частности посредством постановки и решения задачи линейного программирования.

Проектирование и оптимизация сборки радиоэлектронных средств с гиперслучайными показателями

В данной статье рассмотрены комплексные показатели оптимальных конструкций радиоэлектронной аппаратуры, отображающие основные функциональные и конструктивные характеристики её устройств в виде системы критериальных уравнений, полученных методами теор...

Ключевые факторы системы управления транспортными потоками

В статье рассмотрены факторы системы управления транспортными потоками. Обосновывается необходимость использования прогноза при определении характеристик транспортного потока и расчета воздействий с упреждением и минимальными затратами времени.

Оптимальные системы управления: классификация и методы синтеза

В статье рассматриваются методы решения задач оптимального управления с точки зрения применимости отдельных методов синтеза оптимальных САУ в зависимости от структуры и характеристик системы.

Экспериментальное определение угловой поперечной жёсткости кузова на подвеске относительно опорных колёс автомобиля

В статье предлагается методика определения угловой поперечной жёсткости подвески автомобиля с включением стабилизаторов и без стабилизаторов путем эксперимента.

Особенности обучения конструированию и моделированию технических устройств в системе начального профессионального образования

В статье определены методические особенности обучения учащихся конструированию и моделированию технических устройств (на примере разработки конструкции печи на отработанном масле).

Параметры моделирования процессов эксплуатации и установления величины упреждающего допуска тормозных систем

В статье рассмотрены и установлены параметры тормозов подлежащих моделированию, эффективность системы контроля элементов и узлов тормозной системы. Разработана математическая модель определения упреждающего допуска элементов тормозов.

Методы оптимизации дальности полета летательного аппарата

В статье сформулирована задача оптимизации дальности полета летательного аппарата, рассмотрены классы методов оптимизации и выбраны пригодные для решения поставленной задачи. Рассмотрены алгоритмы выбранных методов.

Моделирование процесса уплотнения грунта

Даны указания по моделированию процесса уплотнения грунта. Представлена реологическая модель уплотнения грунта. Представлены дифференциальные уравнения описывающие процесс уплотнения грунта.

Задать вопрос