Правовой режим муниципальных предприятий: особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 24.03.2021

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Тумбасов, П. Д. Правовой режим муниципальных предприятий: особенности / П. Д. Тумбасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79424/ (дата обращения: 15.11.2024).



Прогресс в развитии российской экономики обусловлен, главным образом, финансово-экономическими показателями деятельности предприятий как субъектов хозяйствования. Ключевой особенностью правового режима МУП представляется малая доля таких предприятий среди всех зарегистрированных российских организаций и важность разработки единого закона о муниципальном участии в корпоративно-коммерческих отношениях.

Ключевые слова: предприятие, режим, право, муниципалитет, особенность, банкротство, статус, федеральный, приоритет, норма, унитарный, закон, законность.

Progress in the development of the Russian economy is mainly due to the financial and economic performance of enterprises as economic entities. A key feature of the legal regime of municipal unitary enterprise is the small share of such enterprises among all registered Russian organizations and the importance of developing a single law on municipal participation in corporate-commercial relations.

Keywords: enterprise, regime, law, municipality, peculiarity, bankruptcy, status, federal, priority, norm, unitary, law, legality.

Характерной особенностью гражданско-правового статуса МУП отмечено установление ст. 113 ГК РФ [1] общих элементов статуса МУП: базовых элементов МУП и других элементов статуса МУП. Непосредственное влияние на появление признаков банкротства могут оказывать полномочия органа управления МУП коммерческого, имущественного и финансового характера, которые предусмотрены нормами пунктов 1, 2, 3, 5, 7 ст. 113 ГК РФ. Общие элементы гражданско-правового статуса МУП и базовые требования к имущественно-договорной деятельности МУП установлены ГК РФ. Так нормы ст. 113 ГК РФ определяют основы правового статуса унитарного предприятия (МУП):

1) базовые элементы статуса унитарного предприятия, которые согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ включают:

— коммерческий характер деятельности МУП, направленный на получение прибыли, что отражает соответствующий коммерческий элемент статуса МУП;

— отсутствие права собственности на имущество МУП, закрепленного собственником имущества, что формирует имущественно-правовой элемент материальной зависимости МУП от его учредителя в размере стоимости уставного фонда МУП;

— условие неделимости имущества МУП и запрета на выделение из него доли работников предприятия, что определяет экономический элемент имущественной стабильности МУП в части уставного фонда;

— установление двух видов формы — ГУП и МУП, что характеризует классификационный элемент наличия двух основных форм унитарных предприятий в зависимости от вида учредителя;

— возможность образования по закону на базе ГУП, МУП казенного предприятия, отражающую квалифицированный элемент возможной трансформации МУП в особую форму казенного предприятия;

2) имущественно-управленческий элемент статуса МУП (п. 2 ст. 113 ГК РФ) — нахождение имущества предприятия в муниципальной собственности в рамках права хозяйственного ведения (оперативного управления), при этом детализация имущественных прав МУП определяется другими нормами ГК РФ и отраслевым Федеральным законом № 161-ФЗ от 2002 года [2];

3) учредительно-уставный элемент статуса МУП (п. 3 ст. 113 ГК РФ) — определение устава МУП его учредительным документом, который должен утверждаться соответствующим учредителем (государством или муниципалитетом) или субъектом, установленным законом; при этом обозначены обязательные компоненты устава МУП (фирменное наименование, место нахождения МУП; предмет, цели деятельности МУП; размер уставного фонда, если это не казенное предприятие);

4) индивидуальный элемент фирменного наименования МУП, включающего согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ указание на учредителя (собственника имущества) и на казенный тип МУП (при его наличии);

5) организационно-управленческий элемент установления в порядке п. 5 ст. 113 ГК РФ органом управления МУП руководителя предприятия, который назначается органом, уполномоченным собственником имущества МУП, если другое не определено законом; при этом обозначена подотчетность руководителя МУП такому уполномоченному органу;

6) обязательственно-субсидиарный элемент ответственности МУП всем своим имуществом по собственным обязательствам с тремя правилами субсидиарной ответственности (п. 6 ст. 113 ГК РФ):

— отсутствие субсидиарной ответственности МУП по обязательствам учредителя (собственника имущества МУП);

— отсутствие субсидиарной ответственности учредителя (собственника имущества МУП) по обязательствам МУП, если предприятие не является казенным;

— установление субсидиарной ответственности учредителя (собственника имущества) казенного МУП, если для ответственности по обязательствам недостаточно имущества казенного МУП;

7) регламентный элемент установления согласно п. 7 ст. 113 ГК РФ правового положения МУП нормами ГК РФ и Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года;

8) реорганизационный элемент определения в соответствии с п. 8 ст. 113 ГК РФ порядка реорганизации МУП нормами двух видов законов (Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года и приватизационных законов).

То есть, характерной особенностью гражданско-правового статуса МУП следует отметить установление ст. 113 ГК РФ общих элементов статуса МУП: базовых элементов МУП (коммерческого, имущественно-правового, экономического, классификационного и квалифицированного содержания) и других элементов статуса МУП (имущественно-управленческого, учредительно-уставного, индивидуального, организационно-управленческого, обязательственно-субсидиарного, статусного и реорганизационного характера).

Следует полагать, что все обозначенные элементы статуса МУП прямо или косвенно влияют на формирование, реализацию денежно-финансовых отношений МУП и на образование соответствующих признаков банкротства. В частности, непосредственное влияние на появление признаков банкротства могут оказывать полномочия органа управления МУП коммерческого, имущественного и финансового характера, которые охватываются базовым коммерческим элементом статуса МУП, а также имущественно-управленческим, учредительно-уставным, организационно-управленческим и регламентным элементами статуса МУП, предусмотренными нормами пунктов 1, 2, 3, 5, 7 ст. 113 ГК РФ.

Значит, опосредованное влияние на формирование признаков банкротства МУП могут оказывать нормы о его статусе, установленные пунктами 4, 6, 8 ст. 113 ГК РФ.

Также следует отметить некоторую непоследовательность законодателя в отражении соотношения указанных норм ст. 113 ГК РФ и положений других законов о статусе МУП. Так в п. 2 и в п. 7 ст. 113 ГК РФ отмечается первоочередное применение кодифицированных норм ГК РФ и последующее применение отраслевых норм Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года в части регламентации имущественных прав МУП и в целом правового статуса МУП.

Однако, положения п. 3 ст. 113 ГК РФ устанавливают правило утверждения устава МУП его учредителем, если другое не определено законом, что отражает дополнительный характер норм ГК РФ и приоритетность применения норм отраслевого законодательства. Схожий факультативный характер применения норм ГК РФ следует из положения п. 8 ст. 113, в котором определено правило регулирования реорганизации МУП согласно нормам двух видов законов (Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года и приватизационных законов), без упоминания норм ГК РФ.

При этом в отраслевых нормах ст. 1, 29 Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года установлен приоритет применения норм ГК РФ, включая и правило регулирования реорганизации МУП, что отражает некорректность формулировки п. 3 и п. 8 ст. 113 ГК РФ, которые целесообразно изложить в следующей редакции:

«3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, кроме исключительных случаев, предусмотренных законом»;

«8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с настоящим Кодексом, законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации».

Детализация общих норм ГК РФ о статусе МУП приводится в Федеральном законе № 161-ФЗ от 2002 года, содержание которого составляют 7 глав с соответствующими подсистемами норм о полномочиях и др. особенностях регулирования МУП:

1) подсистему главы 1 (статьи 1-7) с общими нормами о полномочиях и др. особенностях регулирования МУП;

2) подсистему главы 2 (статьи 8-10) с правовыми механизмами учреждения МУП;

3) подсистему главы 3 (статьи 11-19) с нормами о правовом режиме имущества, уставного фонда МУП;

4) подсистему главы 4 (статьи 20-28) с правовыми конструкциями управления МУП;

5) подсистему главы 5 (статьи 29-35) с правовыми механизмами реорганизации, ликвидации МУП, включающие обязанность ликвидационной комиссии (руководителя МУП) инициировать банкротство, если при ликвидации будет установлена неспособность МУП удовлетворить кредиторские требования в полном объеме;

6) подсистему главы 6 (статьи 36-38) с заключительными, переходными нормами.

На примере содержания представленных норм Федеральном законе № 161-ФЗ от 2002 года можно сделать вывод о том, что отраслевое законодательство дублирует и детализирует общие положения ГК РФ о статусе МУП. При этом приоритетными нормами регулирования статуса МУП установлены кодифицированные положения ГК РФ, кроме отдельных исключений, прямо обозначенных нормами ГК РФ.

Отраслевое законодательство дублирует и детализирует общие положения ГК РФ о статусе МУП. При этом приоритетными нормами регулирования статуса МУП установлены кодифицированные положения ГК РФ, кроме отдельных исключений, прямо обозначенных нормами ГК РФ.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/
  2. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 48. — Ст. 4746.
Основные термины (генерируются автоматически): ГК РФ, норма ГК РФ, подсистема главы, собственник имущества, норма, унитарное предприятие, уставной фонд, гражданско-правовой статус, казенное предприятие, отраслевое законодательство.


Похожие статьи

Правовые особенности банкротства муниципальных предприятий

Прогресс в развитии российской экономики обусловлен, главным образом, финансово-экономическими показателями деятельности предприятий как субъектов хозяйствования. Ключевой особенностью правового режима МУП представляется малая доля таких предприятий ...

Правовое регулирование холдингов в Российской Федерации

Правовая сфера предполагает основу регулирования всех областей социально-экономического развития государства, всех субъектно-объектных отношений, она устанавливает систему правовых норм и правил, правовые отношения между людьми, между личностью и гос...

Система нормативно-правового регулирования холдинговых компаний в Российской Федерации

В данной статье рассмотрена проблема отсутствия системного нормативно-правового регулирования при формировании и функционировании холдинговых компаний на территории Российской Федерации. Проанализированы действующие нормативные акты, на предмет их со...

Классификация субъектов налоговых правоотношений

Актуальность статьи поясняется тем, что на сегодняшний день политическое, экономическое, социальное положение РФ требует новых кардинальных изменений для развития правового государства. Поэтому Россия начала реформы в различных областях общественной ...

Особенности и проблемы налогового учета в строительной отрасли

Строительный бизнес занимает важное место в государственной экономике и является одним из наиболее крупных источников доходов федерального и региональных бюджетов налогового характера. В связи с этим крайне важна правильная организация налогового учё...

Влияние системообразующих хозяйствующих субъектов на социально-экономическое развитие муниципальных образований

Данная статья посвящена актуальным вопросам функционирования системообразующих предприятий в РФ. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в роль таких компаний имеет безусловное большое значение, т. е. направлена не только на извлечение при...

Понятие и признаки местного самоуправления

Местное самоуправление гарантируется Конституцией Российской Федерации и провозглашается как форма власти народа. Многие ученые утверждают, что демократия в Российской Федерации начнет расти только в том случае, если на местах граждане начнут принима...

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ

Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса ра...

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений

Статья посвящена светскому характеру государственного устройства России и административно-правовому регулированию деятельности религиозных объединений субъектами Федерации, на примере Республики Саха (Якутия). Выявлены проблемы теоретического и практ...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Похожие статьи

Правовые особенности банкротства муниципальных предприятий

Прогресс в развитии российской экономики обусловлен, главным образом, финансово-экономическими показателями деятельности предприятий как субъектов хозяйствования. Ключевой особенностью правового режима МУП представляется малая доля таких предприятий ...

Правовое регулирование холдингов в Российской Федерации

Правовая сфера предполагает основу регулирования всех областей социально-экономического развития государства, всех субъектно-объектных отношений, она устанавливает систему правовых норм и правил, правовые отношения между людьми, между личностью и гос...

Система нормативно-правового регулирования холдинговых компаний в Российской Федерации

В данной статье рассмотрена проблема отсутствия системного нормативно-правового регулирования при формировании и функционировании холдинговых компаний на территории Российской Федерации. Проанализированы действующие нормативные акты, на предмет их со...

Классификация субъектов налоговых правоотношений

Актуальность статьи поясняется тем, что на сегодняшний день политическое, экономическое, социальное положение РФ требует новых кардинальных изменений для развития правового государства. Поэтому Россия начала реформы в различных областях общественной ...

Особенности и проблемы налогового учета в строительной отрасли

Строительный бизнес занимает важное место в государственной экономике и является одним из наиболее крупных источников доходов федерального и региональных бюджетов налогового характера. В связи с этим крайне важна правильная организация налогового учё...

Влияние системообразующих хозяйствующих субъектов на социально-экономическое развитие муниципальных образований

Данная статья посвящена актуальным вопросам функционирования системообразующих предприятий в РФ. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в роль таких компаний имеет безусловное большое значение, т. е. направлена не только на извлечение при...

Понятие и признаки местного самоуправления

Местное самоуправление гарантируется Конституцией Российской Федерации и провозглашается как форма власти народа. Многие ученые утверждают, что демократия в Российской Федерации начнет расти только в том случае, если на местах граждане начнут принима...

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ

Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса ра...

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений

Статья посвящена светскому характеру государственного устройства России и административно-правовому регулированию деятельности религиозных объединений субъектами Федерации, на примере Республики Саха (Якутия). Выявлены проблемы теоретического и практ...

Законотворческие проблемы повышения качества закона

Законотворческий процесс в настоящее время представляет собой одну из самых важных составляющих деятельности государства, форму его активности, которая имеет непосредственную цель, заключающуюся в формировании, изменении, а также отмене и дополнении ...

Задать вопрос