Прогресс в развитии российской экономики обусловлен, главным образом, финансово-экономическими показателями деятельности предприятий как субъектов хозяйствования. Ключевой особенностью правового режима МУП представляется малая доля таких предприятий среди всех зарегистрированных российских организаций и важность разработки единого закона о муниципальном участии в корпоративно-коммерческих отношениях.
Ключевые слова: предприятие, режим, право, муниципалитет, особенность, банкротство, статус, федеральный, приоритет, норма, унитарный, закон, законность.
Progress in the development of the Russian economy is mainly due to the financial and economic performance of enterprises as economic entities. A key feature of the legal regime of municipal unitary enterprise is the small share of such enterprises among all registered Russian organizations and the importance of developing a single law on municipal participation in corporate-commercial relations.
Keywords: enterprise, regime, law, municipality, peculiarity, bankruptcy, status, federal, priority, norm, unitary, law, legality.
Характерной особенностью гражданско-правового статуса МУП отмечено установление ст. 113 ГК РФ [1] общих элементов статуса МУП: базовых элементов МУП и других элементов статуса МУП. Непосредственное влияние на появление признаков банкротства могут оказывать полномочия органа управления МУП коммерческого, имущественного и финансового характера, которые предусмотрены нормами пунктов 1, 2, 3, 5, 7 ст. 113 ГК РФ. Общие элементы гражданско-правового статуса МУП и базовые требования к имущественно-договорной деятельности МУП установлены ГК РФ. Так нормы ст. 113 ГК РФ определяют основы правового статуса унитарного предприятия (МУП):
1) базовые элементы статуса унитарного предприятия, которые согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ включают:
— коммерческий характер деятельности МУП, направленный на получение прибыли, что отражает соответствующий коммерческий элемент статуса МУП;
— отсутствие права собственности на имущество МУП, закрепленного собственником имущества, что формирует имущественно-правовой элемент материальной зависимости МУП от его учредителя в размере стоимости уставного фонда МУП;
— условие неделимости имущества МУП и запрета на выделение из него доли работников предприятия, что определяет экономический элемент имущественной стабильности МУП в части уставного фонда;
— установление двух видов формы — ГУП и МУП, что характеризует классификационный элемент наличия двух основных форм унитарных предприятий в зависимости от вида учредителя;
— возможность образования по закону на базе ГУП, МУП казенного предприятия, отражающую квалифицированный элемент возможной трансформации МУП в особую форму казенного предприятия;
2) имущественно-управленческий элемент статуса МУП (п. 2 ст. 113 ГК РФ) — нахождение имущества предприятия в муниципальной собственности в рамках права хозяйственного ведения (оперативного управления), при этом детализация имущественных прав МУП определяется другими нормами ГК РФ и отраслевым Федеральным законом № 161-ФЗ от 2002 года [2];
3) учредительно-уставный элемент статуса МУП (п. 3 ст. 113 ГК РФ) — определение устава МУП его учредительным документом, который должен утверждаться соответствующим учредителем (государством или муниципалитетом) или субъектом, установленным законом; при этом обозначены обязательные компоненты устава МУП (фирменное наименование, место нахождения МУП; предмет, цели деятельности МУП; размер уставного фонда, если это не казенное предприятие);
4) индивидуальный элемент фирменного наименования МУП, включающего согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ указание на учредителя (собственника имущества) и на казенный тип МУП (при его наличии);
5) организационно-управленческий элемент установления в порядке п. 5 ст. 113 ГК РФ органом управления МУП руководителя предприятия, который назначается органом, уполномоченным собственником имущества МУП, если другое не определено законом; при этом обозначена подотчетность руководителя МУП такому уполномоченному органу;
6) обязательственно-субсидиарный элемент ответственности МУП всем своим имуществом по собственным обязательствам с тремя правилами субсидиарной ответственности (п. 6 ст. 113 ГК РФ):
— отсутствие субсидиарной ответственности МУП по обязательствам учредителя (собственника имущества МУП);
— отсутствие субсидиарной ответственности учредителя (собственника имущества МУП) по обязательствам МУП, если предприятие не является казенным;
— установление субсидиарной ответственности учредителя (собственника имущества) казенного МУП, если для ответственности по обязательствам недостаточно имущества казенного МУП;
7) регламентный элемент установления согласно п. 7 ст. 113 ГК РФ правового положения МУП нормами ГК РФ и Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года;
8) реорганизационный элемент определения в соответствии с п. 8 ст. 113 ГК РФ порядка реорганизации МУП нормами двух видов законов (Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года и приватизационных законов).
То есть, характерной особенностью гражданско-правового статуса МУП следует отметить установление ст. 113 ГК РФ общих элементов статуса МУП: базовых элементов МУП (коммерческого, имущественно-правового, экономического, классификационного и квалифицированного содержания) и других элементов статуса МУП (имущественно-управленческого, учредительно-уставного, индивидуального, организационно-управленческого, обязательственно-субсидиарного, статусного и реорганизационного характера).
Следует полагать, что все обозначенные элементы статуса МУП прямо или косвенно влияют на формирование, реализацию денежно-финансовых отношений МУП и на образование соответствующих признаков банкротства. В частности, непосредственное влияние на появление признаков банкротства могут оказывать полномочия органа управления МУП коммерческого, имущественного и финансового характера, которые охватываются базовым коммерческим элементом статуса МУП, а также имущественно-управленческим, учредительно-уставным, организационно-управленческим и регламентным элементами статуса МУП, предусмотренными нормами пунктов 1, 2, 3, 5, 7 ст. 113 ГК РФ.
Значит, опосредованное влияние на формирование признаков банкротства МУП могут оказывать нормы о его статусе, установленные пунктами 4, 6, 8 ст. 113 ГК РФ.
Также следует отметить некоторую непоследовательность законодателя в отражении соотношения указанных норм ст. 113 ГК РФ и положений других законов о статусе МУП. Так в п. 2 и в п. 7 ст. 113 ГК РФ отмечается первоочередное применение кодифицированных норм ГК РФ и последующее применение отраслевых норм Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года в части регламентации имущественных прав МУП и в целом правового статуса МУП.
Однако, положения п. 3 ст. 113 ГК РФ устанавливают правило утверждения устава МУП его учредителем, если другое не определено законом, что отражает дополнительный характер норм ГК РФ и приоритетность применения норм отраслевого законодательства. Схожий факультативный характер применения норм ГК РФ следует из положения п. 8 ст. 113, в котором определено правило регулирования реорганизации МУП согласно нормам двух видов законов (Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года и приватизационных законов), без упоминания норм ГК РФ.
При этом в отраслевых нормах ст. 1, 29 Федерального закона № 161-ФЗ от 2002 года установлен приоритет применения норм ГК РФ, включая и правило регулирования реорганизации МУП, что отражает некорректность формулировки п. 3 и п. 8 ст. 113 ГК РФ, которые целесообразно изложить в следующей редакции:
«3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, кроме исключительных случаев, предусмотренных законом»;
«8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с настоящим Кодексом, законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации».
Детализация общих норм ГК РФ о статусе МУП приводится в Федеральном законе № 161-ФЗ от 2002 года, содержание которого составляют 7 глав с соответствующими подсистемами норм о полномочиях и др. особенностях регулирования МУП:
1) подсистему главы 1 (статьи 1-7) с общими нормами о полномочиях и др. особенностях регулирования МУП;
2) подсистему главы 2 (статьи 8-10) с правовыми механизмами учреждения МУП;
3) подсистему главы 3 (статьи 11-19) с нормами о правовом режиме имущества, уставного фонда МУП;
4) подсистему главы 4 (статьи 20-28) с правовыми конструкциями управления МУП;
5) подсистему главы 5 (статьи 29-35) с правовыми механизмами реорганизации, ликвидации МУП, включающие обязанность ликвидационной комиссии (руководителя МУП) инициировать банкротство, если при ликвидации будет установлена неспособность МУП удовлетворить кредиторские требования в полном объеме;
6) подсистему главы 6 (статьи 36-38) с заключительными, переходными нормами.
На примере содержания представленных норм Федеральном законе № 161-ФЗ от 2002 года можно сделать вывод о том, что отраслевое законодательство дублирует и детализирует общие положения ГК РФ о статусе МУП. При этом приоритетными нормами регулирования статуса МУП установлены кодифицированные положения ГК РФ, кроме отдельных исключений, прямо обозначенных нормами ГК РФ.
Отраслевое законодательство дублирует и детализирует общие положения ГК РФ о статусе МУП. При этом приоритетными нормами регулирования статуса МУП установлены кодифицированные положения ГК РФ, кроме отдельных исключений, прямо обозначенных нормами ГК РФ.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/d987f8aecdea90060f74c0c6bdfe46d28f528d7e/
- «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собр. законодательства РФ. — 2002. — № 48. — Ст. 4746.