В статье показана эволюция юридических форм брака в римском праве, выявляются закономерности их формирования и развития, определяются этапы социально-юридической жизни института брака в римском праве, а также проводится сравнительная характеристика процессов эволюции брака в римском и российском праве.
Ключевые слова : семья, брак, брачные отношения, виды браков в римском праве, эволюция брака, римский брак, конкубинат.
Римское право — правовая система государства античного мира, которая, пережив множество изменений за все время своего существования, в силу своей структурированности и универсальности стала основой правовых систем других государств. И Россия не является исключением. Многие вопросы регулирования брачно-семейных отношений, детально разработанные римскими юристами, в настоящее время выполняют роль базовых институтов современного семейного права:
1) условия вступления в брак (согласие партнеров, достижение определенного возраста);
2) имущественное равенство мужа и жены;
3) основания прекращения брака (смерть одного супруга, развод);
4) расторжение брака по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению одного из супругов.
Однако римское брачное право было крайне сложным правовым институтом. Так, не всякая семья и не любые отношения мужчины и женщины можно было признать браком, порождающим соответствующие правовые последствия.
В истории римского семейного права существуют два вида брака, которые совершались в различных формах и порождали разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов, а также неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращались в разном порядке.
Разберемся для начала с понятием “брак”. Что это такое? Римский юрист Модестин считал, что «брак — это союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права» [5, с.275], но, к сожалению, в реальности было все чуть иначе, и римская юридическая практика знает ситуации фиктивных браков, пренебрежительного отношения к брачным узам.
Римское право знало два вида брака: cum manu и sine manu. Первый — брак, в котором присутствовала власть мужа над женой. Данный брак заключался тремя способами. Первый — confarreatio. Это был религиозный акт, который совершался в присутствии десяти свидетелей, при участии жрецов (pontifex maximus и flamen Dialis) и состоял в целом ряде различных сакральных обрядов. Вторая форма — coemptio (буквально — покупка жены). Любая покупка на тот момент совершалась форме манципации. И третья форма — через продолжающееся в течение давностного срока сожительство. Такое сожительство в течение года давало мужу manus (власть) над женой.
Жена, как в личном, так и имущественном отношении, попадает под власть мужа и занимает место дочери. Она входила всецело в состав его семьи, становясь агнаткой как его самого, так и всех его родственников, и при этом разрывала все связи со своей прежней семьей. Данный брак со временем вытесняется другой формой в связи с тем, что наблюдается несостоятельность и неактуальность таких старых патриархальных установок на фоне развития общества. Уже в законах XII таблиц можно увидеть юридическую возможность другого брачного союза — sine manu («без власти мужа»): если женщина вступила в брак без совершения брачных обрядов, то она может прервать manus путем отлучения на три ночи из дома своего супруга [10, с.451], что юридически означало не прекращение брака, а именно прекращение власти мужа.
Таким образом, второй юридической формой брака стал брак sine manu — это союз, основанный на равенстве супругов, имущественной и агнатической независимости жены от мужа. Жена сохраняла свое прежнее семейное (агнатическое) положение: она оставалась persona sui juris, если была таковой до брака, либо она подлежала patria potestas своего отца, если он был жив. Как отмечает И. А. Покровский, первоначально две формы брака сосуществовали вместе, но, предположительно, уже во второй период республики форма брака sine manu стала преобладающей [10, с.375]. В III в. до н. э., происходит резкое уменьшение браков cum manu и увеличивается число разводов, изменился и взгляд на правовую природу приданого, которое стало рассматриваться как материальный взнос, совершаемый paterfamilias жены в имущество созданной ею семьи, но никак не к выгоде одного лишь мужа. Из этого следует, что при разводе не по вине жены приданое должно было быть возвращено её отцу с тем, чтобы она могла вступить в новый брак.
В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат, который представлял собой простое постоянное сожительство двух лиц. Правовыми последствиями данного брака являются: моральный упадок общества, распространение разврата, рост популяризации бездетности, свобода развода. Одни ученые считают, что данная тенденция была заимствована у перегринов и этрусков, а другие считают, что пришло из стран Востока (Египта), где было наложничество [8, с. 1084]. У конкубината был ряд преимуществ перед другими формами: он устанавливался простым соглашением, не нужно было иметь намерение иметь детей и создать устойчивую семью, можно было жить вместе людям разных социальных слоев с разным правовым статусом. Лица, живущие в конкубинате, не имели супружеских прав. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.
Следует обратить внимание на правовое положение женщин в Древнем Риме.
Законы XII таблиц содержат всего лишь несколько статей, затрагивающие женщин, но четкого правового положения они не определяют. Отсутствие законодательно оформленного правового статуса женщины говорит нам о наличие сформировавшегося института патриархата. Ограничения в частноправовых отношениях не давали возможности женщинам быть самостоятельными, что подразумевало собой нахождение под властью отца или мужа. Законы XII таблиц по этому поводу содержат такое положение: «Предки наши утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою... Исключение допускалось для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки»(Гай. Институции. 1.144–145.) [14]. Данная статья слишком стара и не содержит обоснованных оснований лишения женщин самостоятельности. Но данный стереотип был выгоден мужчинам, так как он давал отцам право продавать своих дочерей в замужество, мужьям приобретать себе жён, то есть распоряжаться ими как своим имуществом.
Прелюбодеяние женщины расценивалось как преступление против собственности мужа, хотя мужья допускали возможность в знак дружбы или гостеприимства, например, уступить свою жену другим мужчинам. Так же не редки были такие случаи с целью вознаграждения. Однако не всегда семейные отношения идеальны, поэтому римское право допускало возможность их прекращения, в том числе развод. В римском праве были следующие основания для прекращения брака:
- утрата свободы одного из супругов, утрата гражданства, признание супруга без вести пропавшим.
- смерть супруга (для мужчины было разрешено сразу вступить в новый брак, а женщина должна была придерживаться траура определенное время);
- развод.
Развод в классическую эпоху был свободным и допускался по обоюдному согласию или по заявлению об отказе от брачной жизни одним из супругов, а в период абсолютной монархии условия развода были ограничены. Юстиниан запретил развод по обоюдному согласию: развод допускался при одностороннем заявлении, но сопровождался он наложением штрафа. Было несколько видов развода [4, c. 251]:
- с плохими последствиями: по вине одного из супругов и без вины — такой развод карался достаточно строгими санкциями;
- без последствий: по взаимному согласию, по воле одного из супругов — уважительная причина (уход в монастырь).
Интересные факты приводит в своей книге Д. И. Азаревич [2, с. 44–45]. Эволюция римского строя настолько сильно менялась сквозь эпохи, что уже во времена Цицерона наблюдаются сильные изменения, например, теперь опекаемые женщины берут других под опеку, а через время и вовсе освобождаются из под нее, а затем и приоритеты женщины меняются, их жизнь больше не крутится вокруг домашнего очага и они начинают интересоваться наукой, светской жизнь, а некоторые могли даже похвастаться своим образованием и оставили свой след в истории (жена Цицерона, его дочь, дочь историка Кремуция-Корда).
Позднереспубликанский римский брак основываться на свободе, независимости женщины, появлении прав и свобод, а в обществе появляется мысль о прелестях холостяцкой жизни. Начинается волна безбрачия среди молодого поколения. Для восстановления института брака и семьи Октавиан проводит ряд реформ, которые получили название “Юлиевы законы”. В частности, была предпринята попытка введения обязательной регистрации брака на законодательном уровне; чтобы не было смешения крови, были введены условия для различных слоев общества для заключения брака и за нарушение данных законов следовало серьезное наказание. Таким образом, Юлиевы законы были призваны укрепить римскую семью и вернуть отношения между ее членами к традиционным устоям. Законодательство Августа вводило целый набор карательных мер к нарушителям супружеской верности, обязывало всех граждан вступать в брак и рожать детей. Однако, как показали последующие события, издание брачных законов оказалось не только не способным эффективно противостоять негативным процессам развития общества, но и значительно обострило кризис древнеримской семьи. Семья издревле была сферой общественных отношений, в которой власть государства всегда стояла ниже власти главы семейства, и только с приходом христианства происходит новый виток изменений в семейном праве.
Следует обратить внимание на определенные закономерности развития правового регулирования брака в разные периоды истории римского права и выделить следующие этапы:
— первый этап — патриархальный брак, в котором идет четкое разделение обязанностей мужчины и женщины: она держит домашний очаг, а он является добытчиком;
— второй этап — с появлением новой эпохи/скачка в развитии социума происходит некое ослабление в обществе, появляются первые возможности оформления более свободного брака, к примеру, sine manu, где женщина более самостоятельна в своих действиях, она не обязана отдавать свое приданое, ее главная задача не сводится к поддержанию дома в чистоте; мужчина же в свою очередь также меняет свое поведение и отношение к семье;
— третий этап — здесь брак стоит на пороге своего кризиса, популярным становится свободное совместное сожительство, в котором никто не думает даже о браке;
— четвертый этап — это попытки государства вернуть обратно баланс и классическое понимание семьи, т.к у граждан уже на тот момент потерян смысл брака как такового, что имеет серьезные последствия, связанные с демографическим кризисом, вырождением, общим упадком культуры. В этих условиях государство начинает проводить всевозможные реформы по восстановлению и укреплению брака.
Подобная цепочка постоянно повторяется в развитии института брака и семьи и отражает тесную связь с закономерностями развития общественной системы во всех ее элементах (экономический строй, активная или пассивная политическая жизнь, уровень нравственности в обществе, влияние других культур и т. п.).
Схожие закономерности можно выделить в развитии семейного права многих других государств, в том числе и в истории России.
После принятия на Руси христианства законодательством были восприняты многие положения византийского права. Сформулированное в Дигестах определение брака почти перешло в основной источник канонического семейного права православных — Кормчую книгу, где указывалось, что брак есть «мужеви и жене сочетание, сбытие во всей жизни, божественныя же и человеческия правды общение» [7, гл. 47]. Как мы видим, в определении, есть явная отсылка к определению Модестина.
В более позднее время после реформ Петра Великого институт семьи укрепился, однако элита общества стала показывать пренебрежительное отношение к браку. Помещики заводили “гаремы” из крепостных девушек, крестьян своих продавали, проигрывали в карты, очень часто разлучая родственников. Императрицы, не состоявшие в браке, по мнению князя М. М. Щербатова и других современников [13, с.2] подавали дурной пример обществу. Однако, несмотря на такое ослабление крепкости семейных уз, свободы развода не было, существовал очень ограниченный круг оснований прекращения брака, что, конечно, обусловлено влиянием церкви и отношением к браку не только как к правовому институту, но и к социально-религиозному установлению.
Гражданская форма заключения брака в России существует со времени принятия в декабре 1917 года двух декретов ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака» [6 c.247]. С отделением церкви и религии от государства религиозно-нравственная сторона взаимоотношений супругов объявляется «частным делом» самих супругов. Вульгаризация этого принципа и, соответственно, взаимодействия норм права и морали, в том числе закрепленных в конфессиональных источниках, предполагает «свободу» брака от характерного для патриархальной семейной организации религиозно-нравственного нормирования супружества, что приводит к отождествлению брака со «штампом в паспорте», а в конечном счете, − к разрушению семьи, победе индивидуализма.
Лишь после нравственного упадка времен НЭПа и коллективизации государство снова вспомнило о необходимости укрепления института брака. И. В. Сталин пытался восстановить семью как основу самого государства. Так, в 1936 г. вышло Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, расширении сети родильных домов, детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательство о браке и семье» [11]. Во время и после Великой Отечественной Войны резко сократилась рождаемость детей, да и заключения браков стало не таким повседневным делом, как ранее. Государство начинает вмешиваться в сферу семейных отношений и предпринимать всевозможные меры для восстановления и поддержания института брака. И, наконец, в 1979 г. появилось постановление Президиума Совета министров СССР «О консультативной помощи населению по вопросам семьи и брака» [12]. Цель документа — «подготовка молодежи к семейной жизни» и «содействие одиноким гражданам в создании семьи».
Подводя итог, хотелось бы сказать, что брак и созданная им семья имеет огромное значение как для общества, так и для каждого человека отдельно. Именно брак дает человеку новый социальный статус, он обретает уверенность. Проведя сравнительный анализ брака в римском праве и в России, можно сказать, что история циклична, нам необходимо научиться видеть закономерности и не совершать возможные ошибки. Брак всегда был, есть и будет союзом мужчины и женщины, заключенным с целью создания семьи и правового оформления семейных отношений.
Литература:
- Арцыбашев М. М. Наш бракоразводный процесс. — СПб., 1908
- Азаревич Д. И. Брачные элементы и их значения: Ист.-юрид. исслед. Ярославль.1879. — [4], 132 с.
- Боголюбов Н. П. История Римского права: Учебник.-М., 2004,647 c.
- Дячук Л. В. Формы прекращения брака в римском праве античной эпохи. //Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2014. — № 4. –251–269 с.
- Дигесты Юстиниана / перевод с латинского. Отв. ред. Л. Л. Кофанов. — М.: Статут, 2005. — Т. I–VI.
- Декреты Советской власти. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/17–12–18.htm .(дата обращения 06.03.2021)
- Кормчая книга. [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/kormchaja-kniga-1650-g (дата обращения 07.03.21)
- Кавелин К. Д. Этнография и правоведение. — СПб., 1900. С. 1334
- Новицкий И. Б. Римское право: Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 298 с.
- Покровский И. А. История римского права.– СПБ.: «Летний сад», 1999.
- Постановление ЦИК СССР N 65, СНК СССР N 1134 от 27.06.1936 «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах»//СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Президиума Совета министров СССР «О консультативной помощи населению по вопросам семьи и брака» [Электронный ресурс].-Режим доступа: https// www.mos.ru/news/item/86251073 (дата обращений 07.03.21)
- Седаев П. В., Седаев А. П. М. М. Щербатов и начало русской консервативной мысли.- М.: Перо,2019 С.3
- Законы XII таблиц. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://ancientrome.ru/ius/i.htm?a=1446588975 (дата обращения 02.02.2021)