Исследование, проведенное компанией Headhunter в начале 2021 года, показало, что одна из самых дефицитных специальностей на российском рынке труда — это «инженер». Если данную тенденцию не изменить, то нехватка инженерных кадров может привести к стагнации или даже сокращению промышленного производства [2].
Среди списка требуемых компетенций специалиста в инженерной области первую позицию занимает профессиональное инженерное мастерство, предполагающее наличие пространственного воображения.
В современном мире профессий инженерно-техническая сфера далеко не единственная, где требуется пространственное воображение. Оно необходимо любому специалисту, имеющему дело с пространственными объектами, с их проектированием, созданием, изменением. Архитектор, дизайнер, модельер, летчик, конструктор — вот далеко не полный перечень специальностей, в которых требуется развитое пространственное воображение. С его помощью человек получает необходимую информацию, формулирует задачи, осуществляет мыслительные операции, что несомненно положительно влияет на общее интеллектуальное развитие личности.
С точки зрения психологии, пространственное воображение — это сложный многоуровневый психический процесс, стоящий отдельно от остальных психических процессов, но имеющий связь с восприятием, мышлением и памятью.
В своей статье мы будем рассматривать пространственное воображение как умение человека моделировать и «представлять» различные предметы или конструкции в своем сознании, детально видеть их своим внутренним зрением.
Развивать пространственное воображение у ребенка желательно с самого детства, но наиболее пристальное внимание этому вопросу необходимо уделять в начальной школе, в возрасте от 6 до 11 лет, так как это расширяет познавательные возможности ребенка. На сложность и важность этого процесса обращали внимание многие отечественные исследователи и ученые.
В частности, Н. И. Царькова отмечает, что при анализе педагогической практики традиционной школы особую сложность в развитии воображения школьников представляет именно пространственное воображение» [5]. B. C. Кузин в своих работах неоднократно обращал внимание на значимость развития пространственного воображения для воспитания творческих задатков у школьников [3].
На необходимость развития пространственного воображения в начальной школе указывают и федеральные государственные образовательные стандарты, в которых прописано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач» [4].
При организации занятий по развитию пространственного воображения в начальной школе стоит учесть, что процесс формирования пространственных представлений школьника напрямую влияет на развитие его пространственного мышления. Наиболее важную роль в этом процессе играют восприятие, в основе которого лежат ощущения, внимание, память, воображение, речь, а также такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование.
Как показывает педагогическая практика, если у младших школьников недостаточно сформировано пространственное воображение, то при переходе в среднюю школу у них, как правило, возникают проблемы с усвоением программы по геометрии, физике, химии. Для решения определенного вида задач по данным предметам необходимо не только правильно понимать содержание задания, но и уметь при помощи воображения создавать соответствующие образы в своем сознании, удерживать их в поле своего внимания и оперировать ими.
Таким образом, при организации учебного процесса в начальной школе необходимо по возможности больше времени уделять развитию пространственного воображения обучающихся как во время уроков, так и во внеурочное время. Для этого в современной педагогике существует много различных способов: моделирование из бумаги, изучение геометрического материала на уроках математики, специальные игры и задания, лепка и рисование на уроках изобразительного искусства.
В последнее время в плане развития пространственного воображения себя хорошо зарекомендовали занятия с использованием 3D ручки, которые можно организовать в рамках дополнительного образования или внеурочной деятельности.
Принцип работы 3D ручки относится к так называемым аддитивным технологиям, в основе которых лежит последовательное (как правило послойное) нанесение материала, в противоположность вычитающему производству, которое применяется при механической обработке детали.
Рис. 1. Работа с 3D ручкой
Включение 3D ручки в учебный процесс создает много новых возможностей для творческой деятельности обучающихся, а педагогу помогает сделать свои занятия интересными и полезными. С помощью 3D ручки обучающиеся могут рисовать, создавать двухмерные и трехмерные фигуры, изготавливать различные поделки, сувениры, игрушки, украшения. Этот инструмент позволяет освоить витражную технику, попробовать себя в дизайнерской сфере, реализовать свои идеи, фантазии, задумки.
Согласно теории, разработанной отечественными психологами А. Н. Леонтьевым и Д. Б. Элькониным, при поступлении в школу у ребенка происходит смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную, однако это совсем не означает, что для игры в учебном процессе не остается места. По словам Л. С. Выготского, игра в школьном возрасте не умирает, а продолжает существовать в обучении и труде [1]. Подтверждением словам Л. С. Выготского могут служить занятия с использованием 3D ручки, которая позволяет педагогу выстроить учебный процесс так, что ребенок, одновременно играя с 3D ручкой, может познавать основы геометрии и развивать пространственное мышление.
Рис. 2. Объемная фигура, выполненная с помощью 3D ручки
Работа с 3D ручкой создает благоприятный эмоциональный фон у ребенка. Первые свои поделки он может подарить в качестве сувениров своим друзьям или родственникам, а может сам изготовить игрушки для себя или других детей. Навык работы с 3D ручкой позволяет ребенку постепенно создавать все более сложные объекты, что повышает его самооценку и развивает творческие способности.
Еще один существенный аргумент в пользу применения 3D ручки на уроках в начальной школе — это ее вес. Ручка очень легкая и весит от 40 граммов. Объемную фигуру можно получить и с помощью 3D принтера, но это более дорогая техника, которая занимает больше места. При использовании 3D принтера можно только наблюдать за процессом печати детали, а при помощи 3D ручки ребенок изготавливает деталь сам, приобретая при этом необходимый навык.
Таким образом, в применении 3D ручки в образовательном процессе в начальной школе можно выделить следующие положительные моменты:
— процесс обучения проходит в игровой форме;
— занятия способствуют развитию творческих способностей и формированию пространственного мышления;
— возможности 3D ручки позволяют создавать самые разные объекты, которые затем можно использовать в быту или в обучении;
— занятия проходят в комфортной обстановке и имеют положительный эмоциональный фон;
— работа с 3D ручкой развивает у ребенка мелкую моторику и навык обращения с пластичным материалом.
Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что процесс развития пространственного воображения в начальной школе требует отдельного подхода и особой организации. Для этого можно использовать новые аддитивные технологии, в частности 3D ручку, которая хорошо зарекомендовала себя как инструмент, способствующий развитию творческого потенциала ребенка и формированию его пространственного мышления
Литература:
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6.
- Ивушкина А. Кадровый запрос: в России возник дефицит консультантов и инженеров / А. Ивушкина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/977457/anna-ivushkina/kadrovyi-zapros-v-rossii-voznik-defitcit-konsultantov-i-inzhenerovОБСВО
- Кузин, B. C. Изобразительное искусство: 1–9 классы: Программы общеобразовательных учреждений / B. C. Кузин. — М.: АГАР, 1996.- 160 с.
- Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС начального общего образования (1–4 кл.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/
- Царькова, Н. И. Педагогические условия развития пространственного воображения учащихся 7–11 классов в учебном процессе: дис....канд. пед. наук: 13.00.01/ Царькова Наталья Ивановна. — М., 2001. — 265 с.