Разделение хозяйственных обществ на публичные и непубличные для российского права является абсолютно новым.
До момента вступления в силу ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ предусматривал разделение хозяйственных обществ на открытые и закрытые акционерные общества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, что являлось исторически первоочередным пониманием разделения на публичные и непубличные хозяйственные общества.
Рассматривая историю образования института публичной и непубличной корпорации, можно смело утверждать, что само зарождение хозяйственных обществ, обладающих признаками публичного и непубличного общества, а также приравненные к ним хозяйственные общества, произошли от так называемых «Торговых товариществах» в дореволюционный период (подразделялись на ассоциации, объединения и т. д.) [9].
Торговые товарищества подразделялись на полные товарищества, товарищества на вере и акционерные общества. Акционерные общества в свою очередь разделялись на товарищества по участкам[1], компании на акциях, товарищества на паях [11].
В дореволюционный и советский периоды [16] акционерными товариществами являлись корпорации с определенным капиталом, задачей которых было привлечение денежных средств. Указанные хозяйственные общества имели определенное количество участников, которые в свою очередь не имели право управлять хозяйственным обществом, но при этом обладали возможностью продавать акции, указанных хозяйственных обществ. Из этого следует, что рассматриваемые акционерные товарищества обладали критериями и характеристиками современного публичного акционерного общества.
В соответствии Постановлением Совета Министров СССР от 13.01.1987 N 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран», хозяйственные общества вправе были учреждаться с участием иностранного капитала, то есть в современном понимании обладали критериями непубличного акционерного общества и общества с ограниченной ответственность [15].
Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года предусматривала необходимость разработки критериев и характеристик публичного хозяйственного общества — «следует выработать критерии публичности и установить к публичным компаниям требования, обеспечивающие их прозрачность и подотчетность перед инвесторами, кредиторами, государством и обществом. Данный комплекс мер позволит усилить государственный и общественный контроль за наиболее значимыми субъектами. С другой стороны, одновременно необходимо комплексное стимулирование развития средних и малых форм бизнеса, в том числе путем смягчения и упрощения требований в сфере корпоративного управления» [7]. Можно с большой долей уверенности говорить о том, что публичность в этой Концепции понималась в контексте понятий «публичное размещение ценных бумаг» и «публичное обращение ценных бумаг», закрепленных в ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в 2002 г. [10]
Рассматривая Концепцию развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, стоит отметить, что классификация хозяйственных обществ на публичные и непубличные не содержала. Хозяйственные общества, которые подпадали под критерий публичного общества, являются публичными, остальные же автоматически являются непубличные общества.
Согласно статье 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99‑ФЗ (в части акционерных обществ, существовавших к моменту вступления в силу указанного Закона), ст. 66.3 ГК РФ (введенной в ГК РФ этим Законом) и ст. 97 ГК РФ (обновленной этим Законом) были установлены критерии публичного общества.
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 210‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 210‑ФЗ) предусматривал изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах», т. к. ст. 66.3. и ст. 97 ГК РФ не содержали достаточных критериев разделения хозяйственных обществ на публичные и непубличные общества.
Указанные изменения, включая положения ГК РФ создали критерии публичности и непубличности, которые используются в действующем законодательстве, а именно:
1) в соответствии со ст. 7 Закона об АО, акционерное общество может быть публичным или непубличным, что отражается в его уставе и фирменном наименовании. На сегодня данный критерий является основным, т. к. отражает разделение и приобретение статуса публичного или непубличного статуса общества. Остальные критерии, указанные в ГК РФ, представляют собой права, которые возникают у общества в связи с наличием у него статуса публичного или непубличного [10, с.67];
2) в соответствии со ст. 97 ГК РФ, к публичным обществам установлены следующие требования:
необходимость образования коллегиального органа управления общества, число членов которого не может быть менее пяти;
ведение реестра акционеров публичного общества и исполнение функций счетной комиссии организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию;
запрет ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру;
недопустимость установления в уставе публичного общества условий о получении чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества или предоставлении кому-либо права преимущественного приобретения акций публичного общества (кроме ряда случаев) [10, с. 67];
а также согласно ст. 92 Закона об акционерных обществах и Положению Банка России от 30.12.2014 N 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» публичное общество обязано раскрывать информацию.
3) статья 66.3. ГК РФ предусматривает, что общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в ГК РФ или в Законе об Акционерных обществах, признаются непубличными.
4) ст. 7.1. и 7.2. Федерального закона «Об акционерных обществах» предусматривают правила изменения статуса публичных и непубличных обществ.
Также, в соответствии с п. 5 ст. Закона Об Акционерных обществах предусмотрено, что общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, не превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом ограничения.
Гражданское законодательством производит разделение публичного и непубличного общества, путем деления рынка ценных бумаг на два вида: регулируемый и нерегулируемый.
Если первый случай — это отсутствие диспозитивности, то во втором — его участники получают больше возможностей и диспозитивного регулирования, но при этом они имеют ограниченную возможность участия в публичном рынке [10, с.69].
Законодатель в ГК РФ к критериям публичности общества относит общества, акции которых обращаются на бирже, но рассматривая Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» можно сделать вывод, что к критериям публичности относится заключение обществом договора о листинге ценных бумаг.
Следовательно, два нормативно-правовых акта устанавливают критерии публичности и непубличности общества по-разному, что может вызвать сложности в правоприменение указанных актов.
Также учитывая вышеизложенное следует отметить, что общество с ограниченной ответственностью подпадает под критерий непубличного общества. Следовательно, стирает все границы между указанными организационно-правовыми формами.
В связи с этим встает вопрос на сколько критично считает законодатель привязку к критерию публичности заключение договора с организатором торгов о листинге ценных бумаг указанную в Федеральном законе от 29.06.2015 N 210-ФЗ.
Также законодателю необходимо четко разделить критерии непубличности между обществом с ограниченной ответственностью и непубличным акционерным обществом или объединить указанные организационно-правовые формы в одно понятие, т. к. указанные ОПФ имеют общие критерии непубличности, что вызывает затруднение в правопонимание указанных хозяйственных обществ.
Таким образом, законодателю предстоит более углубленная проработка и реформирование гражданского законодательства, вследствие чего есть надежда, что будут учтены недостатки, закрепленные в законодательстве.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Информационный портал «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об акционерных обществах» // Информационный портал «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Информационный портал «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»// Информационный портал «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Информационный портал «КонсультантПлюс».
- <Письмо> Банка России от 25.11.2015 N 06–52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Информационный портал «КонсультантПлюс».
- Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года//Закон. 2006. № 9. С. 9–36.
- Бойко Т. С. Правовая природа непубличного общества (сравнительно-правовой анализ подходов США, Великобритании и России) // Закон. 2017. N 8. С. 43–63.
- Габов А. В. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью в российском законодательстве. М., 2010. С. 3–38.
- Габов А. В., Красильников М. В., Бойко Т. С.: Публичные и непубличные хозяйственные общества в праве России и некоторых зарубежных стран // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 6 (61). С. 65–80.
- Квачевский А. О товариществах вообще и акционерных обществах в особенности по началам права, русским законам и судебной практике. Ч. 1. О товариществах вообще. СПб., 1880. С. 36–51.
- Краснокутский В. А. / Товарищества с ограниченной ответственностью: Очерк юридических особенностей с приложением примерного устава и образцов западных товарищеских договоров. // М., 1925. С. 5.
- Маковская А. А. Различия в правовом регулировании отношений между акционером и закрытым акционерным обществом и отношений между участником и обществом с ограниченной ответственностью // Корпорации и учреждения: Сб. ст. / Отв. ред. М. А. Рожкова. М., 2007. С. 48.
- Тарасенко Ю. А. О развитии коммерческих организационно-правовых форм в России (на примере хозяйственных товариществ и обществ) // Корпорации и учреждения: Сб. ст. С. 35; Габов А. В. Указ. соч. С. 85–89; Суханов Е. А. Сравнительное корпоративное право. М., 2014. С. 125–126.
- Тимохов Ю. А. Товарищества с ограниченной ответственностью в России // Государство и право. 1993. N 1. С. 48.
- Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Введение. Торговые деятели. М., 2003. Т. 1. С. 359 и далее; Акционерные общества и товарищества в торговле и промышленности (сборник действующих узаконений с кратким комментарием и приложением примерного устава акционерного общества и договора полного товарищества) / Сост. И. Брауде. М., 1926. С. 8; Вольф В. Ю. Основы хозяйственного права. М., 1928. С. 39–40.
- Шиткина И. С.: Корпоративное право: учебник / А. В. Габов, Е. П. Губин, С. А. Карелина и др.; // Статут, 2019. 735 с.
[1] Деление товарищества на полное, товарищество по участкам и товарищество на вере было провозглашено еще в Манифесте Александра I от 01.01.1807 "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий" (см.: Габов А.В. Указ. соч. С. 11).