Статья посвящена изучению современных подходов к понятию «рефлексия». В статье анализируется научная и педагогическая литература, рассматривающей вопросы становления данного термина, показана значимость рефлексии для педагогов; формирование и развитие рефлексии у дошкольников. Отмечено, что ядром личностного развития и саморазвития выступает рефлексия, необходимая человеку для успешного понимания себя и окружающего мира. Рефлексия как важнейшее психологическое новообразование раскрывает характер личности ребенка. Достаточно рано начинается развитие уникальной способности к самопознанию, что обуславливает необходимость исследования механизма формирования рефлексии у детей в дошкольном возрасте, с точки зрения актуальных в современном дошкольном образовании проблем. Развитие предпосылок рефлексии в дошкольном возрасте предполагает пересмотр целевых установок, среди них изменение характера взаимодействия ребёнка и педагога, использование качественно иных методов и технологий общения с детьми. Особое место в дошкольной практике занимают рефлексивные методы (самооценивание, интроспекция, самоотчёт и др.). Названные методы стимулируют личностное саморазвитие воспитанника и относятся к личностно ориентированным. В итоге делается вывод о том, что развитие у детей рефлексии открывает путь к результатам деятельности, а далее — к изменениям собственной деятельности в соответствии с новыми задачами. Педагог, участвуя в рефлексивной деятельности ребенка, может стать средством для начала формирования рефлексии уже в дошкольном возрасте. Рефлексия обеспечивает развитие личности, даёт возможности обнаружения и преодоления противоречий в решении возникающих задач. Современная система дошкольного образования должна решать вопросы, связанные с дальнейшей разработкой методологии и методов рефлексивного развития ребёнка в детском учреждении.
Ключевые слова: рефлексия, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, личностное развитие, методы личностного развития, рефлексивные методы.
The article is devoted to the study of modern approaches to the concept of «reflection». The article analyzes the scientific and pedagogical literature that considers the issues of the formation of this term, shows the importance of reflection for teachers; the formation and development of reflection in preschool children. It is noted that the core of personal development and self-development is reflection, which is necessary for a person to successfully understand himself and the world around him. Reflection as the most important psychological neoplasm characterizes the personality of a preschooler. However, the ability to self-knowledge is unique and begins to develop very early. It is important to consider the issues of the formation of reflection in the period of preschool childhood in the context of the problems relevant to the modern system of preschool education. The development of the prerequisites for reflection in preschool age involves a revision of the target settings, including a change in the nature of interaction between the child and the teacher, the use of qualitatively different methods and technologies of communication with children. A special place in preschool practice is occupied by reflexive methods (self-assessment, introspection, self-report, etc.). These methods stimulate the personal self-development of the pupil and belong to the personality-oriented ones. As a result, it is concluded that the development of reflection in children opens the way to the results of activity, and then to changes in their own activities in accordance with new tasks. The teacher, participating in the reflexive activity of the child, can become a means to begin the formation of reflection already in preschool age. Reflection ensures the development of the individual, provides opportunities to detect and overcome contradictions in solving emerging problems. The modern system of preschool education should address issues related to the further development of the methodology and methods of reflexive development of the child in a children's institution.
Keywords: reflection, preschool education, preschool children, personal development, methods of personal development, reflexive methods.
В дошкольном возрасте у ребенка в разной степени выражаются личностные особенности и качества. Достаточно широкие психические возможности дошкольников подтверждаются исследованиями, проведенными Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божовичем, В. В. Давыдовым, Л. Я. Коломинскоим, Е. Е. Кравцовой, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, В. С. Мухиной, Е. О. Смирновой, Е. Е. Сапоговой, Е. В. Субботским, Д. Б. Элькониным. В исследуемые период, у детей формируются новообразования, превращающиеся в дальнейшем в основу саморазвития и личностного развития. Рефлексия, представляющая одно из важнейших качеств, занимает особое место.
Ребенок в современном дошкольном образовании выступает в процессе образования субъектом, однако субъективные характеристики детей, включающие рефлексивные способности остаются невостребованными достаточно часто, что обуславливает необходимость исследования связанных с формированием у дошкольников рефлексии вопросов, с точки зрения актуальных в современном дошкольном образовании проблем. Конкретизировать в контексте педагогической практики проблему развития у дошкольников рефлексии можно следующим образом: оптимальные методы и условия развития рефлексии у детей в дошкольном возрасте и механизм ее формирования [1, с.118].
В современной психологической науке и педагогической практике происходят исследования, на основе которых меняется представление о детстве, развитии ребёнке, о его возможностях. Появляются дошкольные практики, которые направлены на развитие субъектности и инициативности ребёнка. Эти качества очень сложны для формирования и оценивания. Как создать среду, которая будет помогать ребёнку, направлять его развитие. Как создать инструменты для развития педагогов высокого уровня, которые смогут обеспечивать ребёнку возможности для его развития. Эти проблемы не новые, но на сегодня они стоят очень остро. При оценке развития ребёнка больший акцент делается на его результаты. Процесс достижения этих результатов в большей степени остаётся за пределами внимания педагогов и родителей. В этом случае очень важным качеством в оценке развития ребёнка становится рефлексия, которая ориентирована как раз на процесс .
Рефлексия — это цикличный процесс, позволяющий достичь замысла в соответствии с корректировкой результата по выделенным критериям. Она стимулирует духовно-аналитическую деятельность человека самоисследовать, самопроектировать собственные изменения.
Рефлексия — процесс, который дает ребенку возможность «увидеть» свой способ, понять его связь с ошибкой, понять, что в нем нужно изменить, и выстроить новый способ. Рефлексия как процесс, направленный внутрь человека, помогает понять свою деятельность, оценить, переоценить, изменить и улучшить ее стратегии. Рефлексия даёт возможность разделять психическое на познающее и познаваемое, что, в свою очередь, помогает конструировать его как предмет познания. Рефлексия позволяет обнаружить дефицит в собственной практике, спланировать шаги по его проработке и устранению, оценить полученный результат и сравнить его с критериями замысла, выделенными на этапе планирования. В конце происходит соотнесение полученного результата с замыслом. Если критерии замысел — результат совпадают, то строится следующий замысел, так называемый рефлексивный выход, если нет, то осуществляется корректировка по критериям, выделенным на этапе замысла, и цикл запускается заново. То есть рефлексия — это возможность отойти от своего опыта, переосмыслить его для решения новых задач, она позволяет зафиксировать противоречия, которые появляются в процессе развития [3, с. 10].
В качестве универсальной категории, которая дает возможность организовать имеющиеся знания определял рефлексию И. Кант, подчеркивая ее связь с познанием и отмечая, что без рефлексии невозможно мышление и наоборот. Таким образом личностному и интеллектуальному развитию человека способствует культивирование различных видов рефлексии [6, с. 50].
Э. В. Ильенков отмечает наличие в рефлексии духовной составляющей, обуславливая тем, что рефлексия это — способность выхода за пределы себя [5, с. 25]. Посредством рефлексии человек осознает и понимает действительность, другого человека и самого себя.
М. К. Мамардашвили определяет рефлексию наряду с самоанализом, в качестве возможности глубокого понимания собственных психических особенностей, духовного и морального развития [4, с. 23].
Исследуя психические возможности человека Э. Фромм акцентировал внимание на способности понимания своей экзистенциональности и осознания себя, то есть того, что отличает одного индивида от другого и представляет условие для осознанной жизни человека [5, с. 26].
Как предмет исследования в вопросах саморегуляции и самоорганизации личности в раннем возрасте рефлексию позволяет рассматривать уделение ей значительного внимания в психологической и философской литературе. Технологичность информационного общества в современном мире приводит к стремительным изменениям жизни человека, способствуя возникновению у детей в дошкольном возрасте интереса к приемам алгоритмизации и рационализации деятельности, виртуальному пространству, компьютерным играм и электронным игрушкам, что в свою очередь влияет на умственные их умственные возможности, способствуя изменению складывающихся между ребенком и окружающим миром отношений. Таким образом, именно степень сформированности у ребенка навыков глубоко и всестороннее понимать себя и другого человека, оказывает наиболее важное влияние на успех его личностного продвижения в дальнейшем.
Задача формирования полезной и интересной для современных детей развивающей среды возложена на дошкольное образование. Субъект, достигая следующего предметного уровня выявляет законы развития и функционирования предметов. Соответственно на более высоком уровне развития ребенок должен владеть методами и способами познания. Иначе говоря, знания становятся инструментом для приобретения новых и расширения имеющихся знаний при усилении воли в выполнении деятельности. Соответственно сознание ребенка и он сам развиваются, поэтапно проходя через рефлексивные уровни.
Бывают случаи, когда у ребенка отсутствует желание развиваться по причине не сформированности такой потребности и ребенок стереотипно воспроизводит услышанное, следует инструкции взрослых видя свое развитие в зависимости от деятельности взрослого. Соответственно задачи образования дошкольников должны быть направлены на развитие рефлексии, и, в частности умений по извлечению информации, позволяющих качественно изменить взаимодействие между ребенком и педагогом.
Собственно рефлексия в полном понимании в дошкольном возрасте не рассматривается, потому что для дошкольника очень сложно признать своё незнание, лежащее в основе рефлексии. При целенаправленной, планомерной работе взрослого с детьми дошкольного возраста, при организации совместной деятельности детей в парах или в подгруппах возможно возникновение зачатков рефлексии, когда ребёнок начинает осознавать, что у него получается или не получается, как осуществить рефлексивный выход, то есть найти пути решения устранения собственного незнания, неумения. На сегодняшний день можно увидеть, как в дошкольной практике, как зарубежной, так и отечественной, используют возможности рефлексивного подхода в развитии детей и формировании у них рефлексии [2, с. 84].
Можно сказать, что тут пока рефлексия внешняя, она идёт при организации педагога. Педагог, используя средства (видеозаписи и фото детской деятельности, детские схемы и рисунки), помогает детям осознать процесс их деятельности, найти те моменты, которые ребёнок понял и освоил, и обращает внимание на дефициты ребёнка, а дальше, в совместном обсуждении с другими детьми рождается новое знание: выходит на новый уровень осознания, придумывания, создания новой нормы деятельности. То есть можно отметить, что при помощи взрослого, организующего групповое, совместное обсуждение прошедшей деятельности, дети дошкольного возраста способны рефлексивно оценивать свою деятельность, видеть дефициты в ней и пути выхода из ситуаций затруднения. Особенно в этом процессе помогает просмотр видеороликов деятельности детей, где ребёнок может увидеть себя со стороны, своё действие, понять, почему оно получается или не получается, и на этой основе придумать, что делать дальше с этим действием, то есть осуществить рефлексивный выход. Обсуждения ведутся и с родителями, и между педагогами. Но тут уже обсуждается, насколько идёт развитие ребёнка, где есть изменения, как меняется ребёнок в процессе деятельности в детском саду.
Процесс образования в ДОУ посредством имеющих особое значение рефлексивных методов (самоотчет, интроспекция, самооценивание и т. п.) направляется на приобретение детьми знаний о своем развитии, а также развитие умения используя адекватные способы выстраивать с окружающими взаимодействие и отношения, благодаря чему, ребенок в процессе познания действительности и себя, проявляет инициативу.
Выводы. Развитие у детей рефлексии даёт им выход на результаты деятельности, а далее рефлексивный выход — на изменение собственной деятельности в соответствии с новыми задачами. Педагог, участвуя в рефлексивной деятельности ребенка, может стать средством для начала формирования рефлексии уже в дошкольном возрасте. Рефлексия обеспечивает развитие личности, даёт возможности обнаружения и преодоления противоречий в решении возникающих задач, следовательно, нуждается в ее формировании и развитии у любого человека. Таким образом, приоритетной позицией в практике и теории дошкольного образования должна стать разработка методологии и методов рефлексивного развития ребёнка, что позволит дошкольному образованию при сохранении своей неповторимости давать каждому ребенку возможность успешного становления его личности с перспективой развития.
Литература:
- Бекова М. Р. Рефлексивная позиция педагога-психолога как философская и психолого-педагогическая проблема/ М. Р. Бекова// Мир науки, культуры, образования. 2019. — № 1. — С. 118–120.
- Васильева О. Н. Сущность и содержание термина «рефлексия» как философской и психолого-педагогической проблемы. Современные педагогические технологии профессионального образования: сборник статей/ О. Н. Васильева. 2018. — 168 с.
- Денисова Р. Р. Рефлексия как механизм личностного развития / Р. Р. Денисова// Дошкольное воспитание. 2017. — № 4. — С. 10–16.
- 3арецкий В. К. Теория и практика рефлексивно-деятельностного подхода: учебник/ В. К. Зарецкий. — М.: Чистые пруды, 2019. — 362 с.
- Слободчиков В. И. Генезис рефлексивного сознания в дошкольном возрасте / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 2016. — № 3. — С. 25–36.
- Шиян О. А. Развитие рефлексии в рамках педагогической практики будущих воспитателей: обзор современных подходов/ О. А. Шиян, С. М. Журавлева, С. А. Зададаев и др..// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. Педагогическое образование. 2020. — № 4. — С.50.
- https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-refleksii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-kak-teoreticheskaya-problema
- https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-v-doshkolnom-vozraste-voprosy-teorii