В настоящей статье рассматривается вопрос о роли правовых актов в формировании правовой политики государства. Правовой акт выступает связующим звеном права и политики, на основании которого складываются воедино упорядоченные общественные отношения. Автор отдельно рассматривает Конституцию, как основной правовой акт государства, влияющий на правовое поле и механизмы реализации правовой политики.
Ключевые слова: правовой акт, правовая политика, правовое регулирование, право, политика.
Правовая политика государства основана на принимаемых уполномоченными органами государственной власти законодательных актах. На основании взаимодействия субъектов, входящих в политическую систему государства, разрабатывается и реализуется правовая политика. При этом, именно политика государства предопределяет характер и содержание законодательного акта, определяет взаимоотношение субъектов, участников экономических, социальных и иных отношений.
Правовая политика реализуется в виде правотворческой и правоприменительной практики как относительно обособленных элементов единого системного целого. Каждая из названных разновидностей, наряду с общими, характеризуется и некоторыми специфическими закономерностями функционирования и развития. Наиболее эффективной считается именно та правовая политика, которая обеспечивает максимальное единство и согласованность указанных элементов на всех этапах (стадиях) механизма правового регулирования [4, с. 45].
Правовой акт выступает одним из важнейших средств реализации правовой политики Российской Федерации. Он опосредует определённую форму выражения правовой политики, претворяя закрепленные в ней предписания в жизнь. Рассматривая взаимосвязь правовой политики государства и нормативного акта, необходимо отметить, что они соотносятся по отношению друг к другу, как содержание и форма. При этом, политика государства призвана упорядочить сложившиеся внутри страны общественные отношения, выработать курс развития, направление деятельности субъектов правоотношений. Правовой акт представляет собой законодательно утвержденные правила поведения, имеющие общеобязательный характер, а также механизм исполнения. Он соединяет в себе элементы механизма права и политики, их взаимодействия и реализации. Именно акт придает юридическую силу и содержание правовой политики. При этом, первичным звеном в построении содержания, правовых норм, является именно политика, в данном случае, правовая.
Российский правовед Д. А. Керимов указывал, что взаимодействие права и политики является одной из методологических проблем политико-правовых исследований. По мнению члена-корреспондента РАН Е. А. Лукашевой, анализ права в его соотношении с политикой позволяет выявить новые аспекты в изучении функционирования права и форм его воздействия на социальные процессы. Праву отводится регулирующая роль в обществе и государстве [6, с. 319].
Правовой акт рассматривается как инструмент воздействия на отношения внутри государства, институционализированным правилом поведения, включающим в себя законодательно установленные правовые предписания.
В системе актов Российской Федерации главное место занимается Основной закон государства — Конституция. Конституция Российской Федерации содержит основные начала, руководящие идеи построения Российского общества и государства. В Основном законе указано, что носителем суверенитета и источником власти является ее многонациональный народ. При этом, Конституция, как высший нормативно-правовой акт Российской Федерации, отражает политические отношений в государстве, общий курс построения внутригосударственных и общественных институтов. Подтверждением данных доводов является сама процедура принятия законодательных актов, которая носит именно политико-управленческий характер. С одной стороны, содержание Конституционных норм должно быть одобрено самим обществом, в ином случае, реализовать предписания на практике не представится возможным, с другой стороны, Конституция является направлением политики государства, она очерчивает рамки возможного развития страны, ее устоев, структуры организации власти. Содержание любого закона не должно ущемлять права и законные интересы человека и гражданина. Именно государство санкционирует право, придает ему силу, однако, и само право отражает политику государства.
Основной закон отражает принципы построения политики в государстве, указывая на ее демократический и социальный характер, что закреплено в статьях 7, 8 Конституции РФ [1]. При этом, в связи с развитием межгосударственных связей, ростом научно-технического прогресса, появлением новых отраслей в экономике, изменением социальной среды человека, именно политика, в том числе, правовая, влияет на сущность того или иного правового акта.
Таким образом, мы видим, что право, выраженное в законодательно санкционированном акте, воплощает правовые политические идеи и концепции в жизнь, облачая в законную форму выражения. Ярким примером взаимодействия права и политики является сама область принятия законодательных актов, их санкционирование и реализацию. Отметим, что в противовес принятия законов, не отражающих политическую волю и ущемляющих права и законные интересы граждан, существует механизм оценки положений закона Конституционным судом РФ [2].
Как следует из пп. 1, 2, 3, 3.1, 3.2, 4 и 5.1 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», постановления Конституционного Суда принимаются по различным вопросам, в том числе при оценке действия норм в контексте общественных взаимоотношений и их не противоречия Основному закону государства.
Согласно статье 125 (п. а,б,в,г ч.2 и ч. 4) Конституции РФ, Конституционный Суд по запросам специально уполномоченных органов и по жалобам граждан проверяет на соответствие Конституции положений принятых законодательных актов, а также не вступивших в силу международных договоров.
В ч. 6 статьи 125 отмечается: «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».
Таким образом, Конституционный Суд РФ, принимая постановление о несоответствии акта Конституции РФ, о нарушении конституционных прав и свобод граждан, прекращает действия нормы, или всего акта, как не соответствующего Основному закону. Не имея возможности самостоятельно внести в такой акт изменения, он предписывает это сделать компетентному государственному органу. На период, пока соответствующие изменения в законодательство не внесены, правовой основой принятия решений в соответствующей сфере общественных отношений становится постановление Конституционного Суда РФ.
При этом особое внимание уделяется и форме правового акта, а именно, внешнему содержанию, а также наличию определенной юридической силы на территории государства.
Федеральный закон или Федеральный Конституционный закон, в том случае, если он противоречит положениям Конституции, также подлежит конституционному контролю со стороны Конституционного суда РФ. Так, Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 21.03.2007 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в связи с жалобой граждан В. И. Лакеева, В. Г. Соловьева и В. Д. Уласа» установил, что в Российской Федерации не может быть нормативных правовых актов, не подлежащих конституционному контролю [3]. И, таким образом, подтвердил возможность Конституционного Суда РФ прекращать действие ФКЗ в случае их противоречия Конституции РФ.
В связи с этим, видится, что правовые акты, противоречащие положениям Конституции, являются недопустимыми в государстве, при этом, такие положения противоречат и самой правовой политики страны. Поскольку Основной закон отражает в себе санкционированную и законодательно принятую волю в области построения норм и отношений в обществе, правовую политику.
Таким образом, право и политика не существуют отдельно от остальных явлений, у них отсутствует какая-либо особая самостоятельность, исключительность влияния друг на друга. Возникновение таких явлений, как политика и право, зависит от влияния множества общественных и социальных факторов.
Правовые акты выступают в качестве средств правового воздействия и правового регулирования. Уточним, что в данном случае под правовым воздействием понимается прежде всего воздействие ряда правовых факторов, являющихся в своей совокупности актами формирования и оптимизации механизма правового регулирования. Таким образом, эффективный механизм правового регулирования становится результатом правовой политики, которая представляет собой совокупность правовых актов, обладающих собственной спецификой, как инструментов совершенствования правового регулирования.
Конституция, как Основной закон в государстве, становится базовым началом формирования и развития правовой политики в государстве. Она формирует общие начала построения единого правового пространства, которое бы обеспечивало не только информированность в области права государственных, общественных организаций и отдельных граждан, но обеспечивало бы доступность правовых актов, непротиворечивость и беспрепятственность их действия.
Правовые акты государства, в зависимости от своей формы, должны быть приняты в соответствии с Основным законом государства. В противном случае сложно говорить об утверждении в обществе принципов демократии и обеспечении прав человека, основанных на принципах правовой политики. В этой связи Ю. А. Тихомиров [5, с. 257] четко выделяет критерии соответствия правовых актов Конституции РФ: отражение конституционных идей и принципов; правильное использование конституционных понятий и терминов; принятие акта правомочным субъектом; учет места акта в правовой системе и требований к его форме; соблюдение установленной процедуры подготовки, принятия и вступления акта в силу; корреляция смысла норм правового акта и соответствующих норм Конституции; устойчивое правоприменительное толкование и разъяснение смысла правовых норм.
Из этого следует вывод о том, чтобы в правовых актах с предельной точностью и ясностью отражались конституционные идеи и принципы. Только при таких условиях эти акты могут быть использованы правовой политикой, а также отражать ее сущность, содержание и направление, в качестве средств достижения стратегических целей и тактических задач государства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации 2014. № 31. Ст. 4398.
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
- Постановление Конституционного суда РФ от 21.03.2007 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в связи с жалобой граждан В. И. Лакеева, В. Г. Соловьева и В. Д. Уласа» // Собрание законодательства РФ. 02.04.2007. № 14. Ст. 1741.
- Пузиков Р. В. Формы реализации правовой политики// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 2–3. С.41–48.
- Тихомиров Ю. А. Коллизионное право: Учебное и научно-практическое пособие. М., 2000. 301 с.
- Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х.; Под ред. А. С. Пиголкина. — М.: Юрайт-Издат, 2006. 505 с.