В статье рассмотрена методика разработки игры с целью развития у обучающихся гибких навыков и успешного усвоения пройденного материала.
Ключевые слова: игра, коммуникативные навыки, интерактивные подходы, экономика.
Предназначение учебной деятельности состоит как в усвоении специально отобранных знаний, опыта, которые выработало человечество, так и в совершенствовании знаний, умений и навыков. С целью рационализации приемов образовательной деятельности, поиска наилучших способов решения образовательных проблем разрабатываются инновационные методики преподавания. Сбалансированное использование инновационных методик важно в реализации образовательных целей [1, с. 112].
В настоящее время систему образования сложно представить без новых идей, подходов, современных технологий и совместной групповой работы. Интерактивные методы обучения все больше внедряются в практику преподавания отдельных дисциплин.
Интерактивные подходы представляю собой: творческие задания, работу в малых группах, обучающие игры (ролевые, деловые игры и образовательные игры), использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии), социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки), изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)»; разрешение проблем («Дерево решений» и т. д.) [2, с. 6].
В рамках практических занятий по дисциплине «Экономика туризма и гостеприимства» активно внедряется игровой метод обучения.
Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам. Отличие данной методики в том, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Правильно подобранная методика преподавания позволяет наращивать знания, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы в экономической теории. Также важнейшей чертой методики преподавания экономических дисциплин является взаимосвязь образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Под технологией обучения понимаются методы, средства, с помощью которых преподаватель воздействует на обучаемых. Образовательные технологии возникли на определенном этапе экономического развития общества и эволюционировали вместе с ним. Использование технологий применительно к экономическим дисциплинам позволяет оптимизировать образовательный процесс. В свою очередь выбор образовательных технологий зависит не только от образовательных целей учебного курса, но и от индивидуального стиля преподавания. В экономических дисциплинах выделяется разный уровень сложности материала, что позволяет использовать различные способы учебной познавательной деятельности. Экспериментально установлено, что при равных условиях в памяти студента запечатлевается 10 % того, что он слышит, 50 % того, что он видит, и 90 % того, что он делает. Отсюда следует, что наиболее эффективной формой обучения является форма, основывающаяся на активном включении студента в действие, связанное с самостоятельным поиском знаний. Изучая факты и цифры, студенты могут раскрывать не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и увидеть в целом развитие и функционирование экономического механизма. Поэтому здесь наиболее ценно, чтобы студенты получали знания не в готовом виде, а сами приходили к нужным выводам в процессе активных творческих поисков, самостоятельном анализе экономического материала. Достижение подобной результативности обучения зависит непосредственно от методики преподавания и использования таких приемов преподнесения материала, которые были бы направлены на всемерное развитие мыслительной творческой деятельности студентов [1, с. 113].
Одним из давно известных способов усвоения человеком знаний и умений является игра, используемая в качестве средства и метода обучения и воспитания, а также имеющая специфическое содержание и целевую направленность [1, с. 113].
Педагогическая суть игрового метода — активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности [3, с. 851].
Применение игр в процессе вузовского обучения может помочь в создании принципиально новых педагогических систем, поскольку игры не только развивают способность к сотрудничеству и самоопределению, но и обеспечивают личностный рост [4, с. 31].
Из всех игровых методов наиболее эффективным и востребованным является деловая игра. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Методически правильно разработанная деловая игра включает в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике [4, с. 31].
Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:
— игра должна соответствовать целям обучения;
— игра должна затрагивать практическую ситуацию;
— в результате игры должна быть решена поставленная задача;
— анализ хода и результатов игры должен оцениваться, как самими участниками, так и экспертами (преподавателями, практиками).
На практических занятиях по «Экономике туризма и гостеприимства» обучающиеся не только участвуют в разработанных деловых играх, но и занимаются созданием настольной деловой экономической игры, с элементами экономических субъектов хозяйствования, туристическими объектами, учитывая географию и особенности функционирования рынка туристических услуг.
Целями такого игрового подхода к обучению являются активизация учебного процесса, развитие креативного мышления, формирование навыков по темам дисциплины, в соответствии с учебной программой, делается акцент на решение реальных экономических проблем в сфере туризма, групповую работу, открытый диалог, принятие самостоятельных решений и личную ответственность. Это все сводится в эпоху «новой экономики» — экономики знаний к развитию гибких навыков (soft skills).
Создание и использования экономической деловой игры в учебном процессе кафедры менеджмента туризма и гостеприимства, в рамках дисциплины «Экономика туризма и гостеприимства» ставит перед собой следующие задачи:
1) образовательная: наглядное представление взаимодействия субъектов хозяйствования с потребителями в сфере туризма и гостеприимства, закрепление теоретических основ функционирования экономики туризма и гостеприимства;
2) воспитательная: заключается в формировании ответственного отношения студентов к будущей профессии, в формировании следующих социальных компетенций:
— быть способным к социальному взаимодействию;
— обладать способностью к межличностным коммуникациям;
— быть способным к критике и самокритике;
— уметь работать в команде;
— совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
— формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию;
— использовать в практической деятельности основы законодательства и правовых норм;
— обладать чувством ответственности.
3) развивающая: формирование экономического мышления, развитие аналитического склада ума, способствует развитию коммуникативных качеств, формирует навыки работы в команде.
Разработка и использование игры в рамках учебного процесса включает в себя несколько этапов:
- Организационный этап (организация групповой работы (предполагает деление на команды случайным образом), проработка идей, выбор альтернатив). На данном этапе происходит сбор и анализ идей по созданию игры, ее направлений и конечных целей. Обучающиеся анализируют имеющие деловые экономические игры, изучают правила, анализируют тактику и стратегию, предлагают свои идеи. На данном этапе активно задействованы методы: мозговой атаки, мозгового штурма, метод построения дерева целей, что также позволяет закрепить материал по теме: «Планирование и прогнозирование».
- Этап реализации (разработка игрового материала, использование метода проб и ошибок, работа в команде, создание игрового поля и обсуждение правил). Обучающиеся, на основе пройденного материала, формируют вопросы к игре, ряд случайных событий, которые возникают в процессе игры (различные ситуации из экономики, экономики организации, менеджмента, экономики туризма и гостеприимства), создают карточки участников и субъектов хозяйствования, участников процесса создания, распределения и обмена товарами и услугами, создают туристические направления для потребителей и рассчитывают их (необходимы знания географии);
- Этап констатации (оценка полученных результатов (по возможности, экспертная оценка), проведение игры, описание результата и внесение корректировок);
- Этап интерпретации (рефлексии) — обобщение и подведение итогов игры, проверка полученных в процессе игры знаний (в тестовой форме). Тестирование по пройденному материалу проводится в 2 этапа:
1. Обучающие отвечают на тестовые вопросы до того, как они получили творческое задание по разработке игры;
2. Выполняют эти же задания после разработки и проведения игры.
Преподаватель сравнивает результаты. Практика показывает, что у 58 % количество правильных ответов вырастает в 2–3 раза, это говорит о том, что в процессе разработки игрового поля, случайных событий, игровых вопросов произошло повторное изучение и закрепление материала, сработало ассоциативное мышление, наглядность представленного материала также имела колоссальное значение.
Один из вариантов игрового поля одной из игр представлен на рис. 1.
Рис. 1 Пример игрового поля [авторская разработка]
На каждом из этапов происходит повтор, как практического, так и лекционного материала, каждая команда обменивается своими наработками друг с другом, в результате чего происходит процесс обобщения, уточнения и доработки данных.
Этап разработки и создания игры обучающимися представляет своего рода проект, который в конечном итоге приводит к формированию не только необходимых в процессе обучения компетенций, но и педагогическому эксперименту, что позволяет делать выводы об эффективности использования интерактивных (инновационных) способов и методов в образовании.
Таким образом, внедрение игрового метода обучения в практику преподавания становится все более популярным. Это вызывает высокую заинтересованность среди обучающихся, помогает им самостоятельно принимать решения в рамках поставленных задач, носит практическую направленность, активизирует групповую активность и совершенствует коммуникативные навыки. Данные компетенции являются необходимыми для будущих работодателей в рамках рыночной экономики и возрастающей конкуренции.
Дальнейшие исследования предполагают оценку креативности и более активное развитие гибких навыков обучающихся.
Литература:
- Чичко, Ю. В. Деловая игра как эффективный метод обучения экономическим дисциплинам // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2010. — № 2. — с. 112–115.
- Капранова, М.Н., Интерактивная стратегия обучения // Методические ориентиры. — 2016. — № 3 (27). — с. 2–7.
- Отрещенко, И. В. Использование деловой игры как метода обучения в ВУЗе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2017. — № 3. — с. 851–852.
- Карева, Г. В. Игровые технологии формирования гностических качеств будущего специалиста // Педагогика и психология. Вестник ЧГПУ — 2009. — № 4. — с. 30–39.