В статье автором раскрываются теоретико-правовые аспекты, а также выделяются проблемы распространения рекламных рассылок на законных основаниях.
Ключевые слова: рекламная рассылка, согласие адресата, Федеральная антимонопольная служба, Федеральный закон «О рекламе».
Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что к настоящему моменту времени вследствие сложившихся обстоятельств, вызванных пандемией коронавируса, количество компаний перешедших в онлайн увеличилось, между тем возросла конкуренция в различных сферах. Таким образом, компании вынуждены использовать различные инструменты продвижения, одними из которых являются рекламные рассылки. Однако, не во всех случаях распространение рекламных рассылок может иметь законные основания. Именно поэтому, находясь в погоне за прибылью компании рассылающие сообщения своим потенциальным покупателям рискуют столкнуться с проблемами, носящими правовой характер.
Основная цель, которую преследуют компании, рассылающие рекламные рассылки, — это продвижение продукции либо услуг, а также подведение клиента к совершению покупки [2]. Согласно данным исследования Email Use 2017 — US Report [6], больше 60 % клиентов в возрасте от 25 лет предпочитают получать информационные сообщения от компаний по электронной почте. В 2016 году средний показатель окупаемости для рассылок был в 4 раза выше, чем для любого другого вида маркетинга (данные DMA and Demand Metric) [6]. При этом ожидается рост общего количества емайл-пользователей до 4.1 млрд к 2021 году [8]. Как свидетельствуют статистические данные, рассылки электронной почты остаются действенными инструментами, так как аудитория еmail-пользователей только растет.
Под рекламной рассылкой понимается реклама, непосредственно распространяемая по каналам электронной коммуникации [8]. Именно поэтому правовое положение рекламной рассылки в том числе попадает под регулирование все того же Федерального закона «О рекламе». При этом анализируя отдельные положения ст. 18 Федерального закона «О рекламе» следует обратить внимание на одно из ключевых условий, предъявляемых к распространению рекламных рассылок, — непосредственное согласие адресата. Отсюда следует, что вследствие отсутствия согласия адресата на рекламную рассылку, такая рассылка признается незаконной.
Отметим, что процедура оформления согласия адресатов на получение рекламной рассылки является простой. Для этого со стороны потребителя должны быть предоставлены контактные данные, а также заполнена соответствующая анкета на участие в какой-либо промоакции и т. п. Тем не менее, потребитель предоставляя контактные данные и информацию о себе, еще не предоставляет какие-либо гарантии на то, что он готов получать рекламные рассылки. Таким образом, в указанных обстоятельствах нельзя с уверенностью говорить о том, что со стороны адресата была предоставлена контактная информация о себе, с целью получения рекламы.
В Федеральном законе «О рекламе» не регламентирован порядок и формы получения предварительного согласия [1, 4]. В том числе отсутствует перечень обстоятельств, при которых согласие пользователя может быть прекращено. В свою очередь некоторые разъяснения относительно вышесказанного, находят свое место в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»». Так по мнению Верховного суда РФ, «Согласие абонента может быть выражено в любой форме, которая является достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламных рассылок от конкретного распространителя».
Размещаемая в интернет-сети форма получения согласия должна следовать определенному перечню критериев:
— должна быть проведена полная и достоверная идентификация давшего согласие пользователя;
— заполняемая пользователем форма должна свидетельствовать о том, что лицо нацелено на получение рассылок со стороны какой-либо компании.
При этом пользователь должен предоставить именно согласие на получение рекламной рассылки. Дело в том, что согласие на получение справочной информации, не может в последующем быть истолковано в качестве согласия на получение рекламных рассылок [3, 4].
Каждый пользователь имеет право на отказ от рассылки сразу, а также на отзыв своего согласия, данного им ранее. Рекламораспространитель, в соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе», обязан незамедлительно завершить процесс распространения рекламы в адрес лица, которое обратилось к рекламораспространителю с таким требованием. Как следует из вышеизложенного, даже если со стороны пользователя было дано изначальное согласие на получение рекламных рассылок, то в будущем он не теряет своего права на его отзыв без объяснения причин. При этом для отзыва своего согласия нет необходимости в соблюдении каких-либо определенных условий. Со стороны пользователя в данном случае должно последовать уведомление в адрес рекламораспространителя о своем желании прекратить рекламную рассылку. Таким образом, рекламораспространитель должен прекратить рассылку своих сообщений после того, как получил уведомление от пользователя. В противном случае рекламные сообщения, разосланные после получения данного уведомления, будут признаны ненадлежащими и незаконными. Пользователь сможет обратиться для решения сложившейся ситуации в Федеральную антимонопольную службу.
Федеральная антимонопольная служба со своей стороны к настоящему моменту времени предъявляет гораздо менее серьезные требования к формам отказа от рекламной рассылки. В результате чего отказом признается любое волеизъявление, поступающее со стороны пользователя (снятие галочки в строке «согласие на рекламную рассылку», письменное заявление и т. п.).
При этом не стоит забывать о том, что согласие на рекламную рассылку должно быть получено в одно и то же время с получением согласия на обработку персональных данных. Таким образом, любой нарушитель несет ответственность за рассылки, реализуемые без согласия адресата, а такая реклама признается несанкционированной.
Если со стороны Федеральной антимонопольной службы рекламная рассылка будет признана распространяемой с нарушением, то лицо, распространившее данную рекламу, будет привлечено к административной ответственности за каждый выявленный факт нарушения. Как правило ответственность может быть распространена за каждое письмо, на которое поступила жалоба со стороны адресата. Любой хозяйственный субъект, перед тем как отправлять рекламную рассылку своим клиентам, должен приступить к сбору согласий, а также к обработке персональных данных клиентов. При этом, перед рассылкой должна быть предоставлена экспертная оценка рекламе на ее соответствие действующему российскому законодательству, в том числе должен быть проанализирован и продуман механизм отказа клиентов от рассылки [5].
Чтобы рекламная рассылка не нарушала законодательство, в текст самого письма должны быть включены следующие реквизиты:
— сообщение, отправленное от лица компании в адрес потребителя, должно отличаться от «спам» писем;
— письмо должно содержать обращение к конкретному отправителю и быть отправлено на один адрес электронной почты;
— в письме должны быть указаны способы и контакты, для того чтобы пользователь мог отказаться от получения рекламной рассылки;
— материалы, отправленные в адрес потребителя по каналам рассылки, должны быть добросовестными и достоверными и не нарушать интересы третьих лиц.
Литература:
1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ
- Макушева, О. Н. Рекламный рынок: тенденции и закономерности / О. Н. Макушева, В. П. Анастасьин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 119–121.
- Николаев, И. А. Наружная реклама как важный медиасегмент российского рынка рекламы / И. А. Николаев, О. Н. Макушева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 272–274.
- Судебная практика к статье 33 Закон о рекламе. О признании незаконными действий по направлению сообщений рекламного характера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://advokat-malov.ru/zakony-i-kodeksy/zakon-o-reklame/glava-5--gosudarstvennyy-nadzor-v-sfere-reklamy-i-otvetstvennost-za-narushenie-zakonodatelstva-rossiyskoy-federacii-o-reklame/statya-33--zakon-o-reklame/sud-praktika-k-state-33-zakon-o-reklame-49244.html (дата обращения 19.03.2021)
- Чавкин Н. Ю. Проблема распространения рекламных рассылок на законных основания // Н. Ю. Чавкин, Б. Ю. Баранова, К. С. Скворцова. — Экономическая наука-основополагающая дисциплина всеобщего развития. — 2017. — С. 222–224
- Email Statistics Report, 2017–2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.radicati.com/wp/wp-content/uploads/2017/01/Email-Statistics-Report-2017–2021-Executive-Summary.pdf (дата обращения 20.03.2021)
- Email Continues to Deliver Strong ROI and Value for Marketers [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.emarketer.com/Article/Email-Continues-Deliver-Strong-ROI-Value-Marketers/1014461 (дата обращения 22.03.2021)
- Number of e-mail users worldwide from 2017 to 2025 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/255080/number-of-e-mail-users-worldwide/ (дата обращения 21.03.2021)