В данной статье рассмотрен вопрос налоговых рисков государства, конкретизированы определения налоговой льготы и налогового риска, установлена взаимосвязь. Автор делает вывод о том, что в условиях существующей системы предоставления налоговых льгот в РФ, государство рискует установить тенденцию увеличения налоговых расходов, связанных с ростом выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот.
Ключевые слова: налоговые льготы, налоговая система РФ, налоговые риски государства
В условиях высоких темпов развития экономики, отраслей экономической деятельности, а также схем по оптимизации налогообложения, количество налоговых рисков государства с каждым годом увеличивается. Одними из ключевых налоговых рисков государства является применение налоговых льгот налогоплательщиками. Несмотря на то, что налоговые льготы в Налоговом Кодексе РФ не закреплены в качестве основного элемента налогообложения наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой, налоговым периодом, порядком исчисления и сроками уплаты, данный термин стоит рассматривать как потенциальный элемент установления налога.
В научной литературе в большинстве случае авторы рассматривают налоговые риски, связанные с осуществлением деятельности организации. Но последнее время все чаще обращают внимание на налоговые риски государства в связи с тем, что налогоплательщики стали хитрее и все больше используют всевозможные схемы ухода от налогообложения в виду наличия неточностей в налоговом законодательстве. Данная тема исследована такими авторами как Пугачев А. А., Айтхожина Г. С., Ежова Е. А., Демчук И. Н., Чекулаева Е. Н., Ахметова Н. О., Баруллин С. В. и другими.
Вводя термин «Налоговые льготы» в данной статье, стоит обратить внимание, что определение его может варьироваться в зависимости от субъекта налоговых правоотношений. Так, с точки зрения государства, налоговые льготы являются определенным налоговым риском, который, преимущественно, заключается в потере или недополучении денежных средств в федеральный, региональный или местный бюджет. В то время как налоговая льгота для юридических и физических лиц, а также предпринимателей — это возможность абсолютно законным способом уменьшить свои налоговые обязательства. Статьей 56 Налогового Кодекса термин «налоговые льготы» трактуется как преимущества налогоплательщиков, соответствующих условиям, установленным федеральными, региональными и местными законами органов власти, которые включают в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [2]. К налоговым льготам можно отнести любые освобождения от налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые вычеты, специальные налоговые режимы, а также непосредственно налоговые льготы, закрепленные в одноименных статьях Налогового Кодекса РФ.
Налоговые льготы, предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и страховых взносов являются основной статьей расходов бюджета государства в качестве выпадающих доходов.
Министерством Финансов РФ в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» определена структура выпадающих доходов за анализируемый период. В целях последующего анализа и определения налоговых рисков рассмотрим налоговые льготы по основным налогам, уплачивающие хозяйствующими субъектами (табл. 1).
Таблица 1
Налоговые расходы по НДС и ввозной пошлине в 2015–2021 гг., млн. рублей |
|||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Налоговые расходы по НДС и ввозной пошлине |
1 150 011 |
1 195 174 |
1 350 593 |
1 533 095 |
1 640 887 |
1 755 418 |
1 849 257 |
в том числе: Освобождение от налогообложения |
586 669 |
594 652 |
651 053 |
730 821 |
783 526 |
838 830 |
901 616 |
в том числе: Пониженные ставки налога |
563 342 |
600 522 |
699 540 |
802 274 |
857 361 |
916 588 |
947 641 |
Стандартные освобождения от уплаты НДС |
8 054 244 |
7 644 294 |
9 836 539 |
10 885 508 |
11 579 567 |
12 390 852 |
13 391 627 |
ИТОГО |
9 204 255 |
8 839 468 |
11 187 132 |
12 418 603 |
13 220 454 |
14 146 270 |
15 240 884 |
Налоговые расходы по налогу на прибыль в 2015–2021 гг., млн. рублей |
|||||||
Итого налоговые расходы по налогу на прибыль организаций, по льготам, устанавливаемым федеральным законодательством |
115 796 |
128 011 |
123 862 |
128 029 |
131 057 |
137 732 |
148 634 |
в том числе: |
|||||||
Пониженные ставки налога |
68 728 |
76 919 |
73 377 |
75 568 |
77 500 |
81 383 |
87 661 |
Изъятия, освобождения и вычеты |
47 068 |
51 092 |
50 485 |
52 461 |
53 557 |
56 349 |
60 973 |
Налоговые расходы по налогу на имущество организаций в 2015–2021 гг., млн. рублей |
|||||||
Налог на имущество организаций |
146 527 |
132 306 |
121474 |
85 250 |
59 354 |
58 546 |
45 142 |
в том числе: |
|||||||
Пониженные ставки |
116 705 |
92 895 |
78 041 |
48 058 |
21 205 |
17 323 |
561 |
Освобождение от налогообложения |
29 822 |
39 411 |
43 433 |
37 192 |
38 149 |
41 223 |
44 581 |
Источник: [1]
В рамках анализа динамики налоговых расходов бюджета РФ наблюдается стабильное увеличение государственных расходов от применения налогоплательщиками налоговых льгот. В связи с этим, стоит обратить особое внимание на регулирование данной сферы налоговой политики, так как такие потери не всегда являются оправданными для государства.
Рост выпадающих доходов бюджета от применения налоговых льгот является непосредственно результатом действий государства, которые предоставляют возможность налогоплательщикам легально уменьшать свои налоговые обязательства.
Что касается определения налогового риска государства, то следует отметить, что в официальных законах, а также нормативно-правовых актах данный термин не регламентирован. Автор делает вывод о том, что налоговый риск государства — это возможность вероятных потерь государства от наступления тех или иных событий, связанных с незаконными уменьшениями налогоплательщиками своих налоговых обязательств вследствие несовершенного налогового законодательства.
Пугачев А. А. в своем труде выделяет следующие налоговые риски государства от применения налоговых льгот:
— Риск злоупотребления налоговыми льготами [3].Данный риск заключается в необоснованном применении налогоплательщиками налоговых льгот в целях минимизации своих налоговых обязательств. Такой риск возникает вследствие применения налоговых льгот налогоплательщиками, которые не соответствуют критериям возможного использования налоговой льготы, при этом создают фиктивные документы для подтверждения прав на льготу. Также налогоплательщики могут использовать налоговые льготы повторно, при условии возможности только однократного использования.
— Риск неэффективности налоговых льгот [3]. Предоставление возможности применения налоговых льгот налогоплательщикам для государства это определенные потери государственного бюджета, но данные меры создаются в целях стимулирования развития бизнеса на долгосрочную перспективу с целью увеличения налоговой базы на плановый период. Данные меры являются рисковыми для государства, так как в одном случае налоговые льготы смогут реально оказать положительное влияние на развитие бизнеса на начальном этапе и в будущем принесут больший объем поступлений в бюджет, с другой стороны, не всегда даже при достойной поддержке государства налогоплательщик способен правильно применить введенные льготы и увеличить объемы производства и привлечь инвестиционный капитал. Неэффективность от введения государством налоговых льгот проявляется в отсутствии притока инвестиционного капитала, недостаточном информировании налогоплательщиков о целях и финансовых результатах, которые они получат от использования вводимых послаблений, неверном определении нуждающихся в налоговых льготах сфер экономики.
Эффективное управление налоговыми рисками государства позволит обеспечить наиболее точное планирование и прогнозирование налоговых доходов бюджета страны и правильного направления реализации налоговой политики, совершенствовании законодательства в предоставлении или отказа от существующих налоговых льготных условий.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государство, как и любой другой хозяйствующих субъект, имеет налоговые риски, связанные с какими-либо неблагоприятными исходами. Основная задача государства, в условиях действующей системы, состоит в пресечении использования нелегальных схем применения, а также недопущении возможности существования неэффективных налоговых льгот в целях уменьшения расходов бюджета в виде выпадающих доходов от применения налоговых льгот.
Литература:
- «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». — Текст: электронный // http://www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390/ (дата обращения: 24.03.2021).
- Налоговый Кодекс РФ. — Текст: электронный // http://www.consultant.ru/: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 24.03.2021).
- Налоговые риски государства: учебно-методическое пособие / А. А. Пугачев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2018. — 44 с.