В дошкольном возрасте игра-основной вид детской деятельности, который позитивно влияет и качественно изменяет в лучшую сторону психику ребенка. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, вести диалог. И от того, как у ребенка это будет получаться, во многом зависит формирование успешного собственного жизненного стиля.
Наиболее эффективно гендерное воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе различных игр.
Поэтому мною созданы авторские игры с правилами, отсылающие нас к гендерному воспитанию дошкольников.
Цель нижеперечисленных игр- способствовать созданию условий для формирования гендерной принадлежности у детей-дошкольников.
Игра «Найди свою букву»
Задачи:
– способствовать развитию внимания;
– уметь ориентироваться в пространстве;
– находить свои места под определенной буквой.
Материал: буквы «М» и «Д».
Ход игры: под музыку дети двигаются по комнате. В паузу-строятся в колонны: мальчики с одной стороны у буквы «М», девочки с другой у буквы «Д».
Если у ведущего в руках буквы смотрят вперед, то дети строятся перед ведущим справа и слева, а если буквы смотрят назад, то за ведущим справа и слева от него.
Победители-колонна, собравшаяся первой.
Игра «Найди свою половинку»
Задачи:
– совершенствовать знания оттенков и цветов;
– уметь находить свою половину по цвету или оттенку.
Материал: сердечки из бумаги, разрезанные пополам. Младшим дошкольникам предлагают половинки сердец разного цвета, старшим-половинки сердец разных оттенков одного цвета.
Ход игры: на столе лежат разрезанные пополам сердечки разного цвета или оттенков изображением вниз. Дети берут картинки, находят свою половину по цвету или оттенку, выкладывают на полу и становятся рядом. Победил тот, кто выполнил задание быстрее.
Игра «Назови имя»
Задачи:
– развивать внимание, быстроту реакции;
– уметь называть мужские и женские имена.
Материал: любой головной убор.
Ход игры: дети стоят в кругу и передают шляпу друг другу, одевая ее на голову рядом стоящему. После сигнала ведущего, ребенок, на ком осталась шляпа, называет мужское или женское имя в зависимости от своего пола (мальчики-мужское, девочки-женское). Дети, не назвавшие имя, выбывают из игры.
Игра «Садовник»
Задачи:
– знать и называть цветы мужского и женского рода.
– развивать любознательность;
Материал: картинки с изображение садовых цветов.
Ход игры:
Ведущий вместе с детьми говорят слова:
У меня в садочке
Выросли цветочки.
Все такие разные-
Голубые, красные.
Показывает картинку с изображением цветка. Ребенок называет цветок и род цветка (мужской или женский), при необходимости аргументирует свой выбор. При этом мальчики называют цветы мужского рода, а девочки-женского.
Например: ведущий показывает картинку с изображением цветка мак. Мальчик говорит: «Мак, он мужского рода».
Ведущий показывает картинку с изображением цветка ромашки. Девочка говорит: «Ромашка, она женского рода» и т. д.
Победитель тот, кто соберет больше картинок с цветами.
Игра «Не ошибись»
Задачи:
– развивать внимание;
– уметь быстро выполнять задания ведущего.
Материал: обручи красные и синие.
Ход игры: на полу лежат обручи красного и синего цвета. Дети выполняют задания ведущего и, в соответствии со своим полом, становятся в обруч определенного цвета.
Например: все, у кого синие босоножки, найдите свои домики. Мальчики в соответствующей обуви встают в синий обруч, а девочки в красный.
Примерные задания:
– все дети со светлыми волосами;
– все дети в зеленых кофтах.;
– все дети в синих колготках или штанишках;
– девочки в платьях;
– мальчики в шортах и т. д.
Дети, не правильно выполнившие задания, выбывают из игры.
Игра «Зеркало»
Задачи:
– развивать сосредоточенность, внимание, быстроту реакции.
– уметь выполнять действия ведущего наоборот, ориентируясь на требования ведущего.
Материал: предметы синего и красного цвета.
Ход игры: дети стоят в колонне, лицом к ведущему. У ведущего в руках круги красного и синего цветов. Ведущий, показывая красный круг, ориентируется на девочек и проговаривает действие. Например: поднимите правую руку. Девочки выполняют действие. В этот же момент мальчики делают движение наоборот, т. е. поднимают левую руку. Показывая синий круг, ведущий ориентируется на мальчиков, а девочки выполняют движение наоборот, т. е. зеркально.
Примерные действия:
– поднимите правую руку;
– поднимите левую руку;
– отведите в сторону правую руку;
– отведите в сторону левую руку;
– поднимите вверх правую руку;
– поднимите вверх левую руку;
– отведите в сторону правую ногу;
– отведите в сторону левую ногу;
– согните в колени правую ногу;
– согните в колени левую ногу;
– возьмитесь за ухо левой рукой;
– возьмитесь за ухо правой рукой и т. д.
Малоподвижная игра «Познакомимся поближе»
Цель игры: учить выслушивать товарища, запоминать его имя, отвечать четко, полно, доводя фразу до логического конца.
Материал: платочек.
Ход игры: дети стоят в кругу , воспитатель держит в руках платок и передает его рядом стоящему ребенку. Ребенок называет свое полное имя, имя его в семье и передает платок следующему.
Малоподвижная игра «Найти свою пару»
Цель игры: развивать ориентировку в пространстве, находя своего товарища среди многих.
Ход игры: под определенные мелодии дети выполняют движения парами, а после сигнала ведущего и смене мелодии, по одному. Игра повторяется несколько раз подряд со сменой мелодии, дети, быстро ориентируясь, должны найти своего партнера.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Цель: развивать понимание простых причинно-следственных отношений, строить предложения с помощью слов из-за того, что, потому, что, поэтому.
Ход игры: ведущий задает вопросы, дети на них отвечают. Н-р: девочка плачет почему? Дети предлагают варианты, используя слова из-за того, что, потому, что, поэтому. Или: мальчик взял цветы почему? Дети могут сами, без помощи взрослого, задавать вопросы друг другу.