В статье представлена актуальность проблемы исследования, методологический аппарат, раскрыты основные теоретические положения проблемы, обоснован выбор методов исследования проблемы, обозначены связи методов исследования и основных положений.
Ключевые слова: мотивация достижения успеха, спортивно-досуговая деятельность, условия влияния спортивно-досуговой деятельности на мотивацию достижения успеха обучающихся.
Проблема формирования мотивации достижения успеха обусловлена актуальностью оптимизации процесса становления успешной инициативной личности. Главным средством формирования и развития мотивационной сферы личности является активная, значимая для нее деятельность. Примером такой деятельности исследователи называют спортивно-досуговую деятельность. [5] По мнению Ю. Н. Кабанова, «спортивно-досуговую деятельность следует рассматривать как интегративное социально-культурное образование, структура которого коррелирует с основными характеристиками социально-культурной деятельности». [3] «Являясь составной частью социально-культурной деятельности, она представляет собой социально направленный, культурно-воспитательный процесс в системе общественно-досуговых отношений, реализуемый на основе инициативы, наличия целей, принципов, знаний и технологий, ориентированных на формирование здорового образа жизни. Спортивно-досуговая деятельность как разновидность социокультурной деятельности является методологической основой понимания многогранной и интегративной сущности здорового образа жизни, ее пропаганды и мотивации. Общими для спортивно-досуговой деятельности закономерностями являются: массовость, то есть участие в данной деятельности большого числа людей и коллективов, синтетичность, то есть разнообразие средств, широту выбора, программную творческость, то есть создание спортивных программ отдельными авторами и коллективами, агитационную направленность, то есть влияние на личность всех средств вербально-знаковой наглядности, направленной на пропаганду здорового образа жизни». [4]
Соглашаясь с мнением ученых, «под спортивно-досуговой деятельностью понимаем специфическую область человеческой деятельности, осуществляемой в свободное от учебы и работы время, которая обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса и включает совокупность норм, ценностей, смыслов и мотивов». [4] «Целью и результатом ее становится формирование психофизических качеств и способностей человека с опорой на межличностные коммуникации и раскрытие индивидуально-личностного потенциала. В связи с этим наше исследование связано с научно-педагогическим поиском оптимальных путей раскрытия внутреннего потенциала обучающихся, в частности мотивации достижения успеха». [4]
Мотивация, считает Ю. В. Братчикова «является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения, и процесс её теоретического осмысления далек от завершения. Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной педагогики и психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а также методов её изучения». [1]
Под мотивацией достижения успеха вслед за В. А. Кручининым, Е. А. Булатовой подразумеваем «мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение какой-либо деятельности, проявляемую в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в той области, которую он считает значимой». [5] «Результаты личных достижений, осознанные обучающимися как реальный успех, которого они достигли своими собственными усилиями, способствуют созданию опыта успешного поведения и экстраполяции его в свою жизнь», доказывают исследователи. [5]
Теоретические и практические проблемы формирования здорового образа жизни рассмотрены в работах И. Л. Антоновой, И. В. Журавлевой, Г. А. Ивахненко, Т. П. Резниковой, Н. В. Соколовой, И. Б. Ушаковой и др. Изучение особенностей и мотивов здорового образа жизни представлено в работах М. Я. Виленского, B. И. Ильинича, В. И. Столярова и др. Современные направления спортивно-досуговой деятельности, проблемы физического воспитания молодежи изложены в трудах Л. И. Лубышевой, А. Г. Барабанова, С. И. Самыгина и др. Развитие и совершенствование человека в процессе реализации спортивно-досуговой деятельности освещены в исследованиях В. К. Бальсевича, М. Я. Сафара, А. А. Френкина и др. Фитнес как современный вид массового спорта исследован в работах Р. И. Абрамова, Г. П. Пономарева, Е. Г. Сайкиной и др.
В философских концепциях Античности и Нового времени мотивационные явления рассматривались как проявления базовых тенденций природы человека. Исследование мотивации достижений начали проводиться с сер. XX века. Индивидуальные различия в мотивации достижений изучали зарубежные и отечественные ученые Дж. Аткинсон, Е. Н. Гогунов, Ю. А. Коломейцев, Д. С. Мак-Клеланд, Н. Физер, Х. Хекхаузен и др.
Проблема исследования состоит в изучении применения системы средств и методов спортивно-досуговой деятельности и условий их позитивного влияния на мотивацию достижения успеха обучающихся. Объектом исследования определена мотивация достижения успеха как психолого-педагогический феномен, а предметом — влияние системы средств, методов спортивно-досуговой деятельности и условий их применения на мотивацию достижения успеха обучающихся. Предполагаем, что повышение мотивации достижения успеха обучающихся возможно при комплексном применении средств и методов спортивно-досуговой деятельности в следующих условиях: ценностное отношение к здоровому стилю жизни, наличие устойчивой потребности в самосовершенствовании личности, посещение спортивно-оздоровительного центра, следование специально разработанной системе тренировочных планов и программ. Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и практической апробации системы средств и методов спортивно-досуговой деятельности и условий их позитивного влияния на мотивацию достижения успеха обучающихся. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению спортивно-досуговой деятельности как разновидности социально-культурной деятельности;
- охарактеризовать проблемы формирования мотивации достижения успеха обучающихся;
- обосновать систему средств и методов спортивно-досуговой деятельности и выявить их потенциал в формировании мотивации достижения успеха обучающихся;
- определить условия, которые необходимы для позитивного влияния системы средств и методов спортивно-досуговой деятельности на мотивацию достижения успеха обучающихся;
- оценить эффективность комплексного применения средств и методов спортивно-досуговой деятельности и условий их позитивного влияния на мотивацию достижения успеха обучающихся.
В ходе исследовательской деятельности планируем использовать следующие методы: теоретические методы (анализ, синтез и обобщение философской, психологической, педагогической, социологической, спортивной, методической литературы, моделирование, проектирование результатов и процессов их достижения на этапах ОЭР), которые дадут возможность решить теоретические задачи исследования объекта и предмета исследования (проанализировать теоретико-методологические подходы, охарактеризовать проблемы формирования мотивации достижения успеха, обосновать систему средств и методов спортивно-досуговой деятельности и выявить их потенциал в формировании мотивации достижения успеха обучающихся, определить условия, которые необходимы для позитивного влияния системы средств и методов спортивно-досуговой деятельности на мотивацию достижения успеха обучающихся); эмпирические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов спортивной деятельности, беседа, педагогический эксперимент), которые позволят проверить оценить эффективность комплексного применения средств и методов спортивно-досуговой деятельности и условий их позитивного влияния на мотивацию достижения успеха обучающихся, доказать поставленную гипотезу; методы математической статистики (ранжирование, шкалирование, корреляция), которые приведут к подтверждению доказанности поставленной гипотезы, связей и зависимостей влияния системы средств и методов спортивно-досуговой деятельности и условий их позитивного влияния на мотивацию достижения успеха обучающихся.
Таким образом, описанный методологический аппарат позволил спроектировать дизайн и обосновать тему магистерской диссертации.
Литература:
- Братчикова Ю. В. Психолого-педагогические приемы развития мотивации учебной деятельности у младших школьников //Личность в современном мире: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н. С. Белоусова.- 2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23934146 (дата обращения 20.03.2021)
- Ионова О. В. Физкультурно-оздоровительная деятельность в структуре досуга студенческой молодежи//автореферат диссертации на соискание степени к.соц.н., Пенза, 2018.
- Кабанов Ю. Н. Тенденции реализации концепции спортивно-оздоровительного досуга подростков и молодежи// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2012.-№ 5 [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-realizatsii-kontseptsii-sportivno-ozdorovitelnogo-dosuga-podrostkov-i-molodezhi (дата обращения 20.03.2021)
- Кабанов Ю. Н. Тенденции реализации концепции спортивно-оздоровительного досуга подростков и молодежи. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 5 (49). С. 111–117 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18202010 (дата обращения 20.03.2021)
- Кручинин В. А., Булатова Е. А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте. Монография/ Нижний Новгород, ННГАСУ.,- 2010 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://libed.ru/knigi-nauka/703547–1–1-ministerstvo-obrazovaniya-nauki-rossiyskoy-federacii-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-profe.php (дата обращения 20.03.2021)