Ключевые слова: финансовый мониторинг, банк, противодействие легализации денег, полученных преступным путем, кредитные организации, недостаток кредитных организаций в системе ПОД/ФТ.
Актуальность анализа недостатков банков в системе финансового мониторинга обусловлена следующим: в современном мире до сих пор существуют и активно развиваются разнообразные схемы легализации денег, полученных преступным путем, поэтому вопрос успешного осуществления финансового мониторинга становится еще актуальнее.
Целью статьи является проведение анализа финансового мониторинга в банках с выделением существующих недостатков и предложение вариантов их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: о пределение понятия ПОД/ФТ; выявление и анализ проблем банковского сектора в системе ПОД/ФТ; предложения по устранению недостатков.
Противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) простыми словами, это обязательная деятельность юридических и физических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом. Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [1].
Перейдем к анализу недостатков кредитных организаций в системе ПОД/ФТ (см. схему ниже).
Рис. 1. Недостатки банков в системе под/ФТ
Рассмотрим рекомендации повышения эффективности банковской деятельности в системе ПОД/ФТ отражены в схеме на рис. 2.
Рис. 2. Рекомендации повышения эффективности банковской деятельности в системе ПОД/ФТ
Исходя из № 115-ФЗ от 07.08.2001, исполнение ПОД/ФТ носит сплошной и непрерывный характер. Так, Обязательному постоянному контролю, при чем с немедленным уведомлением органа контроля, подлежат все операции юридических и физических лиц, сумма которых выше определенного размер. Также обязательному контролю подлежат любые сделки участников, которые входят в «Перечень лиц, подозреваемых в причастности к ОД/ФТ». Еще контролирующему органу, который занимается регулированием возможных незаконных сделок, необходимо сообщать информацию о сделках, которые содержат подозрительные признаки, которые установлены законодательно [4].
Итак, банки в силу специфики осуществляемой деятельности играют ключевую роль в успешном функционировании механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Ведь именно через них проходит основной объем денежных средств, как наличных, так и безналичных.
Литература:
- Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС КонсультантПлюс
- Миронова А. А. Проблемы и перспективы развития российской системы ПОД/ФТ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/05/15986 (дата обращения: 18.10.2020).
- Банки против отмывания денег [Электронный ресурс] URL: https://bankir.ru/novosti/20040707/bankovskoe-soobschestvo-vipystilo-sovmestnoe-zayavlenie-banki-protiv-otmivaniya-deneg-1134424/ (дата обращения 06.02.2021)
- ПОД/ФТ — что это такое [Электронный ресурс] URL: https://zaim.com/glossary/ru-p/pod-ft/ (дата обращения 09.02.2021)
- Проблемы и направления совершенствования внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ [Электронный ресурс] URL: Https://studwood.ru/637490/bankovskoe_delo/problemy_napravleniya_sovershenstvovaniya_vnutrennego_kontrolya_kommercheskom_banke_tselyah_podft (дата обращения 07.02.2021)