В статье рассмотрены понятие и сущность, статус самозанятых лиц, определены правовые основы налога на профессиональный доход. Выявлены противоречия в порядке реализации на практике статуса самозанятых. Сделан вывод о необходимости выработки механизмов реализации на практике налогового режима «налог на профессиональный доход», устранения существующих препятствий для деятельности самозанятых лиц.
Ключевые слова : самозанятое лицо, налог, налогообложение, налог на профессиональный доход, легализация
Самозанятость выступает особым видом предпринимательской деятельности, трудно поддающейся регулированию со стороны государства ввиду «теневого» характера такой деятельности. В течение довольно продолжительного времени государство пытается предпринимать меры по выводу бизнеса из тени. Такие меры, как свидетельствуют некоторые исследования, не принесли существенных изменений ввиду их экспериментального характера [3; 4]. Как правило, предпринимаемые меры связаны с налогообложением, порядком регистрации самозанятых, организацией диалога власти и самозанятых, формирования статуса самозанятых. Серьезные шаги по выводу бизнеса из теневого сектора экономики власти предприняли, официально закрепив налог на профессиональный доход. Данные статистики показывают востребованность этого налогового режима, ввиду льготных ставок налогообложения, отсутствия необходимости вести налоговый и бухгалтерский учет, упрощенном порядке регистрации и пр. [3]
Виды деятельности, подходящие под налог на профессиональный доход: сдача в аренду жилых помещений, косметические услуги на дому, бухгалтерские, юридические услуги, продажа собственной продукции, репетиторство, услуги нянь и др. [1]
Рост численности населения, которое, фактически занимаясь предпринимательской деятельностью, не выходит из тени, привел к необходимости формирования государством условий, при которых самозанятым лицам будет выгоднее легализовать свою деятельность, чем продолжать осуществлять ее нелегально.
Налицо противоречие: с одной стороны, отмечен рост нелегального бизнеса, с другой стороны бизнесмены, работающие в тени, не платят налоги. Результатом изменения подобной ситуации выступило введение налога на профессиональный доход (НПД) в ряде регионов страны.
Как отмечают А. Н. Покида, Н. В. Зыбуновская, до введения НПД государством предпринимались меры разнонаправленного характера с целью уменьшения теневой стороны бизнеса:
— предлагалось введение патентов для самозанятых;
— освобождение отдельных категорий самозанятых от налоговых выплат;
— предлагалось ввести налог на тунеядство;
— регистрация самозанятых в виде особого вида ИП [4, с. 71–72].
Изначально данный налоговый режим был введён в г. Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях [1]. Данный налоговый режим позволил индивидуальным предпринимателем и самозанятым лицам платить налог с доходов от самостоятельной деятельности по льготной ставке. Это должно было обеспечить легализацию бизнеса, получение дохода от подработок с отсутствием риска штрафных санкций за нелегальное предпринимательство.
Следует отметить, что льготный налоговый режим доступен не всем лицам, а только тем, которые подходят под конкретные условия налогообложения:
— критерием отнесения лиц к самозанятым выступает получение доходов лишь от самостоятельного ведения деятельности, или использования имущества;
— отсутствие наемных работников;
— фиксированные обороты бизнеса (масштаб) с ограничением по объему оборота 2,4 млн. руб. в год без ограничения объема оборота в месяц [2, с. 11].
Кроме того, ограничениями в отношении статуса самозанятых выступают:
— лица, уплачивающие НПД не имеют права использовать другие налоговые режимы;
— при уплате НПД не учитываются расходы, связанные с деятельностью самозанятого;
— не отчисляются страховые взносы (но предусмотрен добровольный порядок их исчисления) [5, с. 76].
Н. А. Коробкова с соавторами считают, что причины приобретения статуса самозанятыми позволяют разделить их всех на 3 группы:
— отсутствие занятости в формальном секторе экономики;
— самостоятельность, независимость в работе:
— творческая реализация [3, c. 46].
Позитивными аспектами налога на профессиональный доход выступают:
— отсутствие необходимости оплачивать самозанятым налог на доходы с физических лиц (при условии обложения этого дохода налогом на профессиональный доход);
— самозанятым может стать не только гражданин России, но и иностранный гражданин, а также граждане Евразийского экономического Союза.
Можно отметить, что введение налога на профессиональный доход, с одной стороны, позволяет вывести бизнес из тени, предлагая льготные ставки налога в 4 % при работе с физическими лицами и 6 % при работе с юридическими лицами. Внедрение такого налога для государства — это возможность вовлечения в налоговую систему новых налогоплательщиков, новый источник пополнения бюджета. В тоже время, это дополнительная нагрузка на граждан, позволяющая им легализовать собственный бизнес. При этом с таких доходов самозанятые никаких поступлений в специальные фонды ПФР, ФОМС, ТФОМС — не делают.
Регистрация самозанятых в качестве плательщиков налога на профессиональный доход происходит в упрощенном порядке через специальное приложение «Мой налог». Введение данного налогового режима не требует сдачи деклараций, ведения налогового учета, при этом средством контроля за оборотом со стороны налоговых органов выступает мониторинг операций по банковским картам плательщика.
Применение льготного налогового режима на практике вызвало определенные трудности. В частности, появилась негативная тенденция перевода работников организаций в самозанятые, что существенно снижало расходы налогоплательщиков — организаций за наемных работников. Это вызвало повышенный интерес государства и налоговых органов к сотрудничеству организаций с самозанятыми. Контроль государства за ведением бизнеса самозанятыми, а также соблюдением принципов налогового права вызван ростом численности такой категории лиц [4]. Таким образом, теоретически самозанятый может сотрудничать (например, оказывать услуги) организации, практически же при регулярности таких услуг они могут вызвать повышенное внимание фискальных органов, проверки, приостановление деятельности по счетам организации. Кроме того, несмотря на официальный статус «самозанятого», для таких лиц фактически ограничен доступ к кредитным ресурсам, они не воспринимаются, например, в банковской сфере, как потенциальные заемщики. Это вызывает сомнение в «официальности» статуса самозанятого, поскольку в банковской системе доход самозанятого (в целях доступа к кредитным средствам) не признается официальным доходом, способным выступить базой для погашения кредитных платежей. Самозанятым ограничен доступ к заключению договоров (например, аренды помещений, на выполнение работ, оказание услуг), представлению собственных интересов в различных ситуациях и пр.
Н. А. Коробкова с соавторами в качестве проблем указывают так же:
— возможный переход индивидуальных предпринимателей на новый налоговый режим, за счет чего сократятся налоговые поступления;
— проблема сложности учета наличных взаиморасчетов;
— отсутствие механизма контроля за деятельностью самозанятых [3, с. 47].
Внедрение налога на профессиональный доход, возможный переход индивидуальных предпринимателей на данный налоговый режим повлияют на поступление налоговых платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы России, что вызовет перераспределение налоговых поступлений между местными и региональными бюджетами (63 % налога на самозанятых поступают в региональный бюджет, 37 % — в местный) [5].
Итак, исследование статуса самозанятых и нового налогового режима — налога на профессиональный доход позволяет сделать ряд выводов. Данную инициативу государства можно назвать позитивной, что выражается в возможности для граждан легализовать дополнительный доход, позволяет увеличить объем налоговых поступлений в бюджет страны. В то же время, указанные меры не находят поддержки у самозанятых, что во многом определяется недоверием населения органам власти, отсутствием значимых стимулов легализации
Востребованность нового налогового режима подтверждается статистическими данными, свидетельствующими о том, что десятки тысяч людей по всей стране зарегистрировались в качестве самозанятых. Несмотря на повышенный интерес к новому налоговому режиму, реализация его на практике несет некоторые затруднения как для самих самозанятых, так и для контрагентов, готовых пользоваться их услугами. Поскольку данный режим введен относительно недавно, следует сделать вывод о необходимости детальной проработки механизма реализации налога на профессиональный доход на практике, формирования статуса самозанятых.
Литература:
- Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» // СК РФ № 49 (часть I), 03.12.2018, ст. 7494.
- Агеева А. К. Введение налога самозанятых граждан // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 12–4. — С. 10–12.
- Коробкова Н. А., Амирова Д. Р., Курдова М. А. Современное состояние и перспективы развития налогообложения самозанятых в России // Вестник Евразийской науки. — 2020. — Т. 12. — № 2. — С. 46.
- Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2020. — № 1. — С. 60–85.
- Фадина В.Н, Филь М. В. Специальные налоговые режимы для самозанятых: оценка российского и зарубежного опыта // Деловой вестник предпринимателя. — 2020. — № 1 (1). — С. 74–80.