В статье анализируются задачи, принципы и функции административной ответственности и проблемы исполнения административных наказаний за совершение различного рода правонарушений. Предлагается варианты повышения эффективности административных наказаний.
Ключевые слова: административное правонарушение, административный арест, административный штраф, административное приостановление деятельности, административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства.
The article analyzes the tasks, principles and functions of administrative responsibility and the problems of the execution of administrative penalties for various types of offenses. Options for improving the effectiveness of administrative penalties are proposed.
Keywords: administrative offense, administrative arrest, administrative fine, administrative suspension of activity, administrative expulsion from Russia of a foreign citizen or a stateless person.
Действующее законодательство устанавливает тесную взаимосвязь между понятиями административная ответственность и административное наказание. В этой связи очень важно проанализировать механизм реализации административного наказания и разработать систему повышения эффективности указанного института. На практике, по данным за 2020 г., судами было назначено более одного миллиона административных арестов за совершение более чем 35 видов административных правонарушений [5].
Административный арест представляет собой исключительное наказание и применяется за такие правонарушения, которые нарушают общественный порядок и подрывают общественную безопасность. Согласно Пленуму Верховного Суда Российской Федерации данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности [4].
Тем не менее, административный арест не выполняет в надлежащей степени реализацию принципов, функций и задач административной ответственности, например принципа справедливости и задачи предупреждение правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ). Немедленное исполнение административного ареста, не позволяет предполагаемому нарушителю эффективно обжаловать соответствующее постановление.
В действующем законодательстве следует закрепить положение о механизме реализации возмещения государством имущественного ущерба и компенсации морального вреда в результате немедленного назначения административного наказания в виде административного ареста (ст. 32.8 КоАП РФ) и с учетом суточного срока рассмотрения жалобы на постановление об административном аресте (ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ), что согласуется с ч.3 ст.55 Конституции России, по которой права граждан могут быть ограничены в целях защиты прав и свобод других лиц посредством норм федерального законодательства.
Воспитательный и превентивный эффект административного ареста неоднократно подвергался критике в научной литературе [8].
В этой связи целесообразно провести реформирование института административного ареста с тем, чтобы, с одной стороны, уменьшить список административных наказаний за которые лицо может быть подвергнуто административному аресту, а, с другой, увеличить срок наказания. при этом серьезной альтернативой административному аресту могут стать обязательные работы, как наиболее эффективная воспитательная мера воздействия на правонарушителя. При этом необходимо нормативно закрепить виды обязательных работ и конкретные государственные и муниципальные организации, где они могут быть эффективно реализованы.
К сожалению, в некоторых субъектах России обязательные работы за совершение административных правонарушений судами не назначаются, что говорит о недостатках механизма реализации административного наказания на системном уровне. Комплексное решение проблемы заключается в разработке подзаконного нормативного акта «О порядке применения административного наказания в виде административного ареста» [9].
Административный штраф является наиболее часто применяемым наказанием за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
В 2020 году районными (городскими) судами Брянской области было рассмотрено по числу лиц 66516 административных дел. Структура видов налагаемых взысканий выглядит следующим образом: штраф — 10071 человек; предупреждение — 46075 человек; приостановление деятельности — 58 человек. Значительно реже применяется: лишение специального права — 35 человек; административный арест — 763 человек. Размер сумм штрафов, наложенных судами по административным делам, составляет 40214399 руб.
Мировыми судебными участками в 2020 году было рассмотрено 38950 административных дел. Из налагаемых взысканий наиболее широко применяются: штраф — 22409 человек; административный арест — 5120 человек; лишение специального права — 270 человек. Значительно реже применялись: предупреждение — 904 человека [10].
Применение административного штрафа затруднительно по многим причинам, основной из которых является неплатежеспособность привлекаемых к ответственности лиц и уклонение от исполнения наказания [6]. Составление протокола в порядке ст.20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания» и наложение штрафа в двойном размере или административный арест лишь усугубляет ситуацию и приводит к прекращению административного производства (ст. 24.5 КоАП РФ) за истечением срока давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).
Согласно ст. 32.9 КоАП РФ постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется пограничными органами (при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.18.1, ч.1.1 ст.18.2, ч.2 ст.18.4 КоАП РФ) и службой судебных приставов при назначении судом иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В 2020 году в России находилось 6 миллионов иностранцев (для сравнения до пандемии коронавируса почти 11 миллионов), 1 миллион из которых имели разрешение на временное проживание либо вид на жительство. Число лиц, которым назначено административное выдворение за пределы Российской Федерации в 2020 г. составило почти 11 тыс. человек [5].
При исполнении указанного административного наказания возникает проблема отсутствия срока помещения выдворяемого лица в специальное учреждение и возможность его продления. Фактически помещение в специальные учреждения выдворяемых лиц является бессрочной мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая продолжается до принудительного выдворения (ст. 27.19 КоАП РФ). Это противоречит ст. 22 Конституции РФ, согласно которой арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению и ограничивающим срок досудебного задержания лица 48 часами.
При этом в законодательстве отсутствуют четкие сроки исполнении указанного вида административного наказания (ч.3 ст.1091 Закона об исполнительном производстве). Постановление судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства передается судебному приставу-исполнителю одновременно с имеющимися документами для принудительного выдворения [7].
Судебный пристав возбуждает исполнительное производство, запрашивает необходимые документы и не позднее дня, следующего за днем поступления к нему документов, выносит постановление о препровождении иностранного гражданина до пункта пропуска через государственную границу РФ, однако сроки представления указанных документов, сроки утверждения вынесенного постановления и передачи для непосредственного исполнения судебному приставу — законом не установлены.
Таким образом, период, в течение которого производится препровождение иностранного гражданина до пункта пропуска и официальная передача указанных лиц пограничным органам с составлением двустороннего акта, не определен, что является нарушением прав человека.
Принимая во внимание все вышеизложенное, целесообразно внести в ч. 1 ст. 3.2 (виды административных наказаний) и в ч. 2 ст. 3.3 (дополнительные административные наказания) КоАП РФ изменения, предусматривающие введение особой меры наказания «судебное предупреждение», которая может назначаться судом как альтернативная мера наказания за любое правонарушение если оно совершено впервые, с угрозой применения наказания в двукратном размере в случае совершения правонарушителем аналогичного административного проступка в течение одного года — в этом и должна заключаться особая превентивная и воспитательная функция данного вида наказания. Одновременно допустимо дополнить гл.31 УК РФ ст.315.1 «Последствия нарушения судебного предупреждения» устанавливающей возможность судимости за повторное совершение административного правонарушения в период действия судебного предупреждения.
Важно подчеркнуть, что судебное предупреждение должно выноситься лишь за совершение любого административного правонарушения и только в качестве альтернативного вида наказания. При этом срок действия судебного предупреждения должен устанавливаться не исходя из внутреннего убеждения судьи с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, а в конкретном сроке по каждой статье КоАП в пределах от 6 месяцев до 3-х лет. В течение действия судебного предупреждения на лицо подвергнутое наказанию в виде судебного предупреждения налагается запрет на участие в массовых мероприятиях и посещение определенных мест.
Таким образом, действующий перечень административных наказаний недостаточен для реализации принципов, функций и задач административной ответственности, для этого необходимо повысить эффективность превентивных функций административных наказаний и привести законодательство об административных правонарушениях в соответствие с принципами справедливости и соразмерности наказания.
Литература:
- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021)
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Административная ответственность 2020: статистический обзор// Административный вестник. 2021. № 2. URL: https://www.pgplaw.ru (дата обращения: 03.03.2021).
- Лукьянова Г. В. Административный штраф как вид административных наказаний. СПб., 2017.
- Селезнев В. А. Исполнение отдельных видов административных наказаний // Журнал российского права. 2016. № 2 (230). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.03.2021).
- Степанова О. А. Административный арест в свете решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 116–120.
- Тимошенко И. В. Административный арест в общей системе административных наказаний // Вестник ТИУиЭ. 2015. № 2 (22). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.03.2021).
- Обзор статистических данных о работе районных (городских) судов и мировых судебных участков г. Брянска и Брянской области за 12 месяцев 2020 года// Управление судебного департамента Брянской области. Официальный сайт http://usd.brj.sudrf.ru