Не раз в жизни можно услышать выражение ум-ребенка на кончиках пальцев. Развитие пальчиков — говорит не только о высокой степени развития мелкой моторики, это показатель умственного и психического состояния ребенка.
Мелкая моторика воздействует на процессы в развития ребенка, как- речевые способности, наблюдательную память, внимание, мышления, координацию в пространстве.
Центры головного мозга, устроены таким образом что его способности, непосредственно связаны с пальцами, их нервными окончаниями. Мелкая моторика: это масса движений, в которых участвуют мышцы кисти руки.
Рассмотрим кисть руки как «орган речи». В головном мозге человека, есть два центра:
- Отвечающий за речь,
- Отвечающий за движением пальцев рук,
Обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции- развитие движений пальцев рук просто необходимо, сами собой эти мышцы не развиваются, требуется специальная тренировка. Вот почему так важно работать с пальчиками.
Если пальчики ребенка развиты хорошо, то и писать он будет красиво, но очень часто пальцы рук слабые, поэтому развивать мелкую моторику нужно постоянно.
Любя, мама, ухаживающая за своим ребенком, берет его на руки, смотрит в глаза, гладит по головке и ручкам, разговаривает, целует. Такими простыми, нежными действиями она стимулирует тактильные ощущения своего малыша. Малыш растет, находит свои ручки и начинает пользоваться ими.
Как нестранно первая игра малыша — это ладушки, не просто детская забава, которая вызывает бурю восторга, но как считают психологи, обучение этой игре — важный этап в развитии малыша, ступенька в становлении его интеллектуальных способностей, знакомство с окружающим миром.
Мелкая моторика рук — это ничто иное, как ловкость рук, чем больше умения в детской ручке, тем умнее ребенок. Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия.
Развитие детской моторики у детей это длительный, беспрерывный процесс, в ходе которого малыш узнает наш мир, набирается ловкости, общается с ним. Лучший способ обучения — это заразительный пример взрослых. Поэтому можно садиться перед малышом всей семьей и проводите мастер-класс.
Существует множество интересных игр и упражнений для развитие мелкой моторики, ее можно развивать в домашних условиях используя подручный материал: пуговицы, крупы, прищепки, бусины в зависимости от возраста ребенка.
Рисовать задуманное на подносе с манкой, можно сделать дорожки (длинную, короткую), геометрические фигуры, буквы.
В емкости с фасолью, где спрятались мелкие предметы, перебирать ручкой и находить предметы, пальчики массируются становятся более чувствительными, а их движения координированными. Так же можно развивать мелкую моторику с помощью прищепок, ребенок прикрепляет к солнышку лучики, дождик к тучке, ботву к морковке, иголочки к ежику.
В раннем возрасте выполняем простые упражнения, можно повысить интерес если упражнения сопровождать прочтением стихов, сказок, рассказов. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть. Это очень интересное, веселое и увлекательное время препровождения с ребенком.
Пальчиковые игры — это, конечно же, инсценировка каких-либо сказок с использованием пальцев рук. Упражнения помогают ребенку улучшить свои навыки.
Игры требуют участия обеих рук, это позволяет детям, ориентироваться в пространстве верх, вниз право, лево. Лучшие упражнения, в которых тренируется каждый пальчик отдельно, ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
Большую роль в развитие мелкой моторики играют пальчиковые игры, и на напряжения, и для расслабления, и для растяжки кистей рук. Можно отнести к популярным развивающим играм: рамки вкладыши, мозаики, конструкторы, кубики и деревянные пирамидки, которые отлично развивают мелкую моторику руки, координирует работу кистей рук, способствует развитию логического мышления, развивает фантазию, восприятия цвета, развивает так же и тактильные ощущения, подобные игры способствуют анализировать информацию и принимать решения.
Без сомнения весомую роль играет развитие элементарных навыков самообслуживания, так как дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений, кистей и пальцев, которые необходимо чтобы выполнять множество разнообразных бытовых действий (держать ложку, завязывать шнурки, одеваться, обуваться).
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками.
Пальчики ребенка — это тонкий инструмент и «настраиваются» они в течение долгого времени.
Литература:
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / М.: Академия, 2004. — 416 с.
- Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики [Текст]; АСТ, Астрель — М., 2015. — 96 c
- Гришечкина, Н.В.; Козюлина, В.А.; Матюшкина, О.П. 150 лучших развивающих игр для детей 5–7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений [Текст]; Ярославль: Академия развития — М., 2014. — 192 c.
- Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст]; Эксмо — М., 2013. — 48 c