В данной статье автор рассматривает основные риски отмывания (легализации) денежных средств в Российской Федерации. Рассматриваются обстоятельства, приводящие к увеличению объемов совершения данного вида преступления, непосредственно сами риски отмывания доходов, полученных преступным путем, согласно данным Росфинмониторинга, а также учитываются обстоятельства, связанные с распространением COVID-19, влияющие на риски отмывания денег в России.
Ключевые слова: отмывание денег, легализация денежных средств, ПОД/ФТ, риски отмывания денег, фирмы-однодневки, обналичивание денег.
Одним из важнейших аспектов при предупреждении и противодействии преступлениям различной направленности является учет рисков совершения такового, этот параметр необходимо учитывать в работе государственным органам. Не обходит стороной этот факт и преступление по отмыванию денежных средств, причем риски присутствуют на каждой из стадий совершения преступления. Важность рассмотрения рисков при легализации денег состоит в выведении из них методов по предупреждению и противодействию такого рода преступлениям компетентными государственными органами.
Как следует из отчета взаимной оценки в рамках системы ПОД/ФТ, утвержденного ФАТФ при участии Совета Европы и ЕАГ (Евразийской группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма), риски отмывания преступных доходов в Российской Федерации связана с тем, что Россия является страной-источником преступных доходов. Несмотря на то, что РФ не является крупным центром по созданию компаний или оказанию корпоративных услуг, а также международным финансовым центром, риски легализации преступных доходов в России являются довольно высокими. Связано это с исторически высоким показателем уровня коррупции в стране, а также ролью РФ, как транзитной зоны для наркотрафика, а также страной, в пределах которой этот наркотрафик реализуется.
Также в рамках проведенного в 2018 году ФАТФ исследования по оценке рисков, основным источником преступных доходов в России является хищения государственных средств и налоговые преступления, также преступления, связанные с коррупцией и злоупотреблением полномочиями, в это список входит незаконный оборот наркотиков, а также мошенничество в финансовой сфере. Организованная преступность также определена в качестве угрозы в различных государственных документах политического уровня, которые являются актуальными для понимания рисков отмывания денег. По оценкам в 2014–2018 годах ежегодный ущерб, нанесённый преступлениями, расследованными в рамках всех уголовных дел, в среднем составлял примерно 220 миллиардов рублей [1].
Итак, оценка рисков согласно публичному отчету Росфинмониторинга за 2018 год, доступному на официальном сайте МВД РФ [2], риски отмывания преступных доходов сводятся к следующему:
Во-первых, это риск использования номинальных юридических лиц-резидентов, так называемых фирм-однодневок. Использование однодневок является крайне распространенной практикой среди злоумышленников при обналичивании, а также легализации преступных доходов. Стоит отметить, что на данный момент фирмы-однодневки зачастую не в полной мере отвечают своей «характеристике». Связано это с тем, что преступные схемы в настоящее время усложнились и продолжают усложняться, и как правило, такого рода юрлица в рамках совершения преступления по отмыванию денег могут существовать годами, а номинальные директора, как было сказано в предыдущей главе, также являться далеко не лицами без определенного места жительства, что многократно усиливает риски отмывания денег в России и усложняет раскрытие таких преступлений. Тем не менее, объем денежных средств, проходящих через счета подобных фирм остается высоким, а для управления счетами злоумышленники зачастую используют финансовые средства в сети Интернет, из чего вытекает следующий риск.
Во-вторых, это риск использования электронных средств платежа, интернет-банкинга в процессе отмывания денег. Электронные средства платежа используются для расчета между преступниками за первичное преступление с последующим их отмыванием. В частности, это связано с незаконным оборотом наркотиков, которые в настоящее время распространяются через так называемые «закладки», то есть контакта распространителя и конечного приобретателя не происходит, а расчет происходит посредством интернет-банкинга. Для такого рода расчеты используются неперсонифицированные счета, а также чета, оформленные на «дропов» — подставных лиц.
Также, в-третьих, в наши дни все большее распространение получают криптовалюты. Данные валюты используют технологию блокчейн, благодаря которой ни у кого не имеется возможности отследить транзакцию. По моему мнению данный риск является наиболее опасным в перспективе, именно на него стоит обратить пристальное внимание правоохранительным органам. Раскрываемость преступлений по отмыванию денежных средств с использованием криптовалют остается крайне низкой, фиксируются лишь единичные случаи, однако невозможно отрицать факт повсеместного использования преступниками данной возможности. В также законодательство Российской Федерации пока не в полной мере регулирует оборот криптовалют в стране.
В-четвертых, это риск использования фиктивной внешнеэкономической деятельности в схемах по отмыванию денежных средств. Касается этот риск вывода денежных сумм сомнительного характера за пределы государства. «Серый» импорт и уклонение от уплаты различного характера таможенных и налоговых сборов представляют собой серьезную опасность для государственной экономики.
В-пятых, это использование юридических лиц и иных образований, находящихся под юрисдикцией другого государства. В силу распространения за границей государств со льготным налоговым режимом, оффшорных зон, использование такого рода образований в преступных кругах крайне популярно. Наибольшая опасность здесь заключается в трудности выяснения информации о лицах, реально получающих дивиденды от деятельности таких образований, ведь регистрация компаний так же происходит на «дропов», выстраивая длинные цепочки из контрагентов, а государства, в чьей юрисдикции находятся юрлица довольно проблематично предоставляют информацию правоохранительным и иным государственным органам.
В-шестых, это риск, упомянутого выше обналичивания денежных средств. Обналичивание денег является темой, заслуживающей посвящения ему отдельной работы. Данный метод совершения преступления в рамках легализации денежных средств, полученных преступным путем крайне распространен как в преступных кругах, так и в кругах предпринимателей, вставших на скользкий путь оптимизации налогообложения (подразумеваются так называемые «зарплаты в конвертах» и уклонение от уплаты налогов). Среди методов обналичивания — оформление неперсонифицированных счетов, банковских карт, в том числе корпоративных, преступные сговоры с банками и другими кредитными организациями. Примечателен факт существования собственной экономики на рынке предоставления «услуг» по обналичиванию денежных средств. Анонимность участников за счет использования наличных создает существенные проблемы для правоохранителей в рамках расследования дел по легализации преступных доходов.
Среди высоких рисков стоит также выделить риск участия в отмывании денежных средств лиц, связанных теми или иными отношениями с должностными лицами. В действительности, аффилированность некоторых лиц с другими лицами, занимающими государственные должности в различных организациях, является довольно высоким критерием риска в системе ПОД/ФТ, в связи с этим явлением происходит большое количество актов «покрывания» преступников, а также множество эпизодов коррупционного характера.
Риски в рамках преступления по отмыванию денег, помимо вышеперечисленного, могут быть связаны с использованием безналичной формы денежных средств, как правило в электронном виде, что в данный момент тесно взаимосвязано с повседневной жизнью общества. Связаны они в основном с обеспечением анонимности в системах электронных платежей, обеспечением скорости операций, обеспечением ограничения участия человека, обеспечением безопасности сделок по приобретению имущества и многим другим [3].
Стоит также отметить, что в связи с эпидемиологической ситуацией в мире, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вероятно легализация преступных доходов может получить новый виток развития. Связано это во многом с изменением каких-либо методов в механизме отмывания денег. На фоне введенных карантинных мер, известны случаи «спекуляций» различными медицинскими товарами на теневом рынке, этот факт может стать толчком для увеличения объемов отмывания денежных средств в России. Помимо этого, вероятно, может возрасти риск отмывания денег с использованием различных медицинских учреждений и при сбыте медицинской, технической и космической продукции. К примеру, лица, занимающиеся производством медицинской продукции с нарушением санитарно-эпидемиологических правил, что соответствует статье 236 УК РФ, а также лица, незаконно производящие лекарственные средства и медицинские изделия (ст. 235.1 УК РФ) или незаконно осуществляющие медицинскую или фармацевтическую деятельность (ст. 235 УК РФ), на фоне общей паники и трудности контроля за теневой экономикой в силу приоритетности решения государством других задач, могут заниматься в дальнейшем заниматься легализацией приобретенных денежных средств. Помимо этого, на данный момент государством вводятся различные меры финансовой поддержки предпринимательства. Факт этих изменений также может стать полем для осуществления преступных замыслов.
Среди рисков также можно выделить еще множество других групп, таких как взаимодействие преступников со страховыми компаниями, риск использования рынка драгметаллов, брокеров, систем денежных переводов, однако именно вышеперечисленные основания рисков в сфере ПОД/ФТ являются наиболее опасными для государственной экономики.
Литература:
- FATF (2016), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures – Russian Federation, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF, Paris. URL: http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-russian-federation-2019.html
- Росфинмониторинг. Публичный отчет. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов. Основные выводы. URL: https://media.mvd.ru/files/embed/1380346
- Ревенков Павел Владимирович, Дудка Александр Борисович Риски отмывания денег в условиях применения электронных денег // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2015. №4. С. 80-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-otmyvaniya-deneg-v-usloviyah-primeneniya-elektronnyh-deneg