Особенности военной службы в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 9772 раза

Библиографическое описание:

Магда, В. Е. Особенности военной службы в Российской Федерации / В. Е. Магда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79586/ (дата обращения: 03.04.2025).



Военная служба, по определению и по своей природе — это вид государственной службы, включающая специфические признаки, с помощью которых она отличается от военизированной государственной и гражданской службы. Несмотря на то, что в ФЗ «О системе государственной службы РФ» «устранены» особенности военной службы, в частности, дается ее определение как вида государственной службы, в связи с чем она становится в один ряд с другими видами, однако, в своем существенном содержании военная служба владеет ярко выраженными особенностями.

Самое большое количество отличий между специальными видами службы в государственных органах и общегражданской государственной службой. Всем специальным видам службы в государственных органах, включая военную службу, присущие признаки, среди которых необходимо выделить:

— специфику выполняемых задач и функций;

— специальные принципы организации службы;

— особые условия службы, часто сопряженные с риском;

— специфика профессиональной деятельности;

— особенные служебные обязанности;

— особые положения о дисциплине и дисциплинарные уставы с учетом особенностей должностных функций и условий службы сотрудников;

— особый порядок поступления и специфика прохождения государственной службы, особый порядок присвоения специальных званий, аттестации, прекращения службы;

— определенный статус служащих, установленный круг обязанностей и прав;

— специфический порядок применения различных видов ответственности;

— наличие специального обеспечения.

Рассмотрев признаки, стоит отметить, что во многих присутствует особый характер.

В процессе организации военной службы необходимое условие — учитывать многообразие и специфику сфер государственной деятельности. Военнослужащие осуществляют свою деятельность в специальных, государственных учреждениях и и органах, являющихся относительно самостоятельными, при этом государство определяет организационно-правовые формы и ее содержание.

Предназначение Вооруженных Сил РФ состоит в том, чтобы отразить агрессию, направленную против РФ, обеспечить защиту неприкосновенности территории и целостность РФ, выполнить задачи, на основании норм международных соглашений РФ с другими государствами. Президент РФ, согласно федеральным законам, может привлекать Вооруженные Силы РФ к выполнению заданий посредством использования вооружения не по их предназначению.

Кроме задач безопасности и обороны Отечества, военнослужащих могут направлять за пределы РФ для того, чтоб выполнить задачи, возникшие из-за международных обстоятельств. На основании Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников СНГ, которую принял Совет глав государств СНГ 19 января 1996 г., военный персонал (военнослужащих) можно использовать для того, чтоб предотвратить и урегулировать вооруженные конфликты, а также осуществить построение мира после конфликта. [1]

Таким образом, предназначение военной службы в отличие от гражданской службы в государственных органах состоит в том. чтобы формировать и реализовать государственно-управляющие воздействия, реализовать функции в сфере военной безопасности и обороны страны.

Президентом РФ закрепляется общее количество воинских должностей, их единый перечень, а также перечень должностей, которые подлежат замещению полковниками (капитанами 1 ранга). Другие воинские должности необходимо утверждать в порядке, который определяет руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Следовательно, воинская должность является учрежденной в определенном порядке первичной структурной составляющей Вооруженных Сил, воинских подразделений и органов, других войск, в которых законом предусмотрена военная служба, которая отражает объем и содержание должностных полномочий лица, которое ее занимает.

Сущность назначения воинских званий — обеспечение ясности и стройности взаимоотношений военнослужащих. Согласно системе воинских званий выражается военная и специальная квалификация, служебный стаж вместе с заслугами, авторитет каждого военнослужащего, его служебное положение и — это так называемая «служебная карьера».

Взаимоотношения военнослужащих основываются на их воинских званиях, формируя старшинство и подчиненность. Начальникам по воинским званиям предоставлено право отдавать подчиненным указания с дальнейшей проверкой их исполнения.

Старшие по званию в любом случае требуют младших соблюдать общественный порядок служебную воинскую дисциплину, и форму одежды, а также правила отдания воинского приветствия и поведения на службе. Младшие по званию беспрекословно выполняют указания старших.

Кроме отношений подчиненности военнослужащих по должности, важно также поддержание и укрепление воинской дисциплины, организованность и порядок, особенно в случае возникновения боевой обстановки.

На основании нормы п. 5 в. 46 ФЗ «О военной обязанности и военной службе» запрещается вводить должностным лицам, сотрудникам и служащим учреждений, государственных комитетов, ведомств, министерств, общественных объединений, учреждений, организаций запрещается вводить специальные служебные звания, а также классные чины, которые аналогичны военным званиям [2].

Дисциплинарные отношения военнослужащих — это часть служебно-военных отношений, которые регламентируются Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил РФ [3]. Защита Отчизны — это обязанность и долг лиц РФ. Требования Устава должны выполнять все военнослужащие, не в зависимости от места прохождения военной службы, служебно-должностного положения присвоенных военных званий и заслуг.

Для обеспечения безопасности и обороны страны отдельными федеральными органами исполнительной власти предусмотрена военная служба, созданы специальные военные организации: Вооруженные Силы, военные подразделения, другие войска. [4, с.46]

Учитывая особенный характер исполняемых обязанностей в целях решения специфических заданий военнослужащим предусматривается специальное материальное обеспечение, которое отличается от других видов службы в государственных органах, и включает денежное снабжение, натуральное обеспечение (вещественное, продовольственное, предоставление жилья), а также социальные льготы.

В военной службе присутствуют не только отличия, а также и особенности, которые выделяют ее, как особенный вид службы в государственных органах. Среди этих особенностей выделяют установление, определенное спецификой военного дела, что существенно влияют на служебные взаимоотношения в государственных организациях и органах, в которых лицами выполняется военная служба, возникновение, развитие и прекращение военно-служебных отношений.

Согласно утверждениям известного военного юриста прошлого столетия В. Д. Кузьмин-Караваева: «Войско является силой. В войске присутствует масса лиц, которые совокупно выполняют функцию вооруженной силы страны. Данными положениями определяется сущность войска, условия его внутренней жизни, главные черты организации» [5, с.68].

Военной службе присуще ряд особенностей:

— Военная служба — это деятельность, направленная на обеспечение функций государственных органов, имеющая профессиональный характер. Основной признак, согласно данному определению — профессиональная деятельность, характеризующаяся таким критериями, как непрерывность, преемственность, компетентность, осуществление, основываясь на специальных знаниях и навыках.

На основании ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» при прохождении военной службы военнослужащие, будучи лицами РФ, реализуют свое конституционное право на труд, так как по своему существу военная деятельность — это особый вид трудовой деятельности [6].

Таким образом, военнослужащим сознательно выражается и подтверждается готовность мужественно стать на защиту свободы, независимости и конституционного строя России и Отечества.

Обязательность военной службы. Эта особенность находит отражение в способе, который используется для привлечения лиц на военную службу путем очередных и мобилизационных призывов. Однако сегодня нельзя говорить о том, что военная служба носит всеобщий характер для всех физических лиц РФ. По призыву военная служба обязательна в отношении призывного контингента мужского населения России. Одновременно в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматриваются отсрочки от ее прохождения или же освобождение от военной службы [7].

После привлечения на военную службу, в установленный срок у военнослужащего отсутствует право согласно со своим желанием изменить место службы, должность, или же прекратить выполнять служебные обязанности, требовать изменить служебные обязанности, условия их выполнения.

В случае недолжного выполнения или уклонения от выполнения воинских обязанностей предусматривается воздействие, более строгое, нежели за аналогичные нарушения обязанностей может понести гражданский государственный служащий.

При совершении деяний, в которых присутствуют признаки состава преступлений, согласно Уголовного кодекса РФ в отношении военнослужащих возможно влечение уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, которыми был нарушен порядок, а именно при: самовольном оставлении места службы или части (ст. 337); дезертирстве (ст. 338); уклонении от исполнения обязанностей военной службы, симулируя болезнь или прибегая к другим способам (ст. 339) [8].

— Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также выступает в качестве особенности военной службы. Быт, уклад жизни и деятельность военнослужащих регламентирует детально общевоинский устав Вооруженных Сил РФ, другие нормативные правовые акты.

— Особенности защиты прав участников военно-служебных отношений выражаются недопустимостью военнослужащим обратиться в суд, для рассмотрения отдельных вопросов, которые обусловлены отношениями на военной службе. Действия воинских должностных лиц и органов военного управления, которыми были нарушены свободы и права военнослужащих, поддаются обжалованию в служебном порядке или обращением в военный суд (ст. 18 КАС РФ [9]).

Другими словами, командиры в отношениях с подчиненными имеют гораздо больше полномочий, нежели соответствующие должностные лица гражданских государственных учреждений.

Специфику защиты устойчивости воинского порядка сопровождает установление государством мероприятий повышенной ответственности военнослужащих за совершение преступлений и правонарушений, включая недобросовестное отношение к служебным обязанностям, в том числе нарушения общественного порядка.

Таким образом, с началом военной службы некоторые конституционные права в отношении военнослужащих ограничиваются Федеральным законом «О статусе военнослужащих». в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Литература:

  1. Решение Совета глав государств СНГ «О Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников Содружества Независимых Государств» (Принято в г. Москве 19.01.1996) // СПС «Консультант плюс».
  2. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О воинской обязанности и военной службе» // «Собрание законодательства РФ», 30.03.1998, № 13, ст. 1475.
  3. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 01.02.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации») // «Собрание законодательства РФ», 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749.
  4. Слесарский К. И. Современные правовые модели воинской обязанности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. — № 5. — С. 46–49.
  5. Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации [Текст] / А. В. Кудашкин. — М., 2019.
  6. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих» // «Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998, ст. 2331.
  7. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О воинской обязанности и военной службе» // «Собрание законодательства РФ», 30.03.1998, № 13, ст. 1475.
  8. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих» // «Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998, ст. 2331.
  9. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // «Собрание законодательства РФ», 09.03.2015, № 10, ст. 1391.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, орган, военнослужащий, Вооруженный Сила РФ, государственная служба, звание, гражданская служба, исполнительная власть, общественный порядок, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

Механизмы совершенствования исполнения руководящих документов в Вооруженных Силах Российской Федерации

Документационное обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных силах Российской Федерации

Анализ состава и оформления документов в Вооруженных Силах Российской Федерации

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной подготовки на военных кафедрах вузов Казахстана

Особенности обучения курсантов-девушек в образовательных организациях ФСИН России

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Особенности развития следственных органов Российской Федерации

Особенности обеспечения денежным довольствием военнослужащих через Единый расчетный центр Министерства обороны РФ

Система профориентационной работы, направленная на выбор военной профессии в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации

Похожие статьи

Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

Механизмы совершенствования исполнения руководящих документов в Вооруженных Силах Российской Федерации

Документационное обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных силах Российской Федерации

Анализ состава и оформления документов в Вооруженных Силах Российской Федерации

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной подготовки на военных кафедрах вузов Казахстана

Особенности обучения курсантов-девушек в образовательных организациях ФСИН России

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Особенности развития следственных органов Российской Федерации

Особенности обеспечения денежным довольствием военнослужащих через Единый расчетный центр Министерства обороны РФ

Система профориентационной работы, направленная на выбор военной профессии в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации

Задать вопрос