В статье автор оценивает современное положение инфраструктуры аэропортовых комплексов Российской Федерации.
Ключевые слова: аэропортовый комплекс, воздушный транспорт, аэропортовая инфраструктура, гражданская авиация.
На сегодняшний день инфраструктуру можно рассматривать как отдельный и самостоятельный вид предпринимательской деятельности, поскольку она выполняет не только вспомогательные функции по производству и оказанию услуг. Доказательством этого является транспортная инфраструктура.
Транспортная инфраструктура является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, в связи с этим ее успешное функционирование — необходимое условие устойчивого темпа экономического роста всего государства, целостности его территории и пространственной безопасности, а также повышения качества жизни населения. При этом необходимо отметить, что состояние и темпы модернизации транспортной отрасли, а также экономический и технический уровни инфраструктуры транспортной отрасли Российской Федерации в настоящее время не полностью удовлетворяют потребности общества, что проявляется в наличии несоответствия между качеством функционирования транспортной инфраструктуры, ее недостаточным уровнем и постоянным ростом общественного спроса на транспортные услуги. Как правило, инфраструктурные отрасли занимают монопольное положение на рынке, а также находятся собственности государства (или же жестко им контролируются). Но так как в условиях современных рыночных отношений государство зачастую не может в одиночку обеспечить эффективное и непрерывное функционирование инфраструктуры, существует необходимость в поиске новых методов и форм управления ее объектами совместными силами с частными предпринимателями и в общих общественных интересах.
Инфраструктура воздушного транспорта играет особое значение в качестве средства обеспечения дальних, средних и ближних грузовых и пассажирских перевозок. Невозможно переоценить это значение для Российской Федерации, в которой воздушный транспорт, помимо выполнения первостепенных социальной и экономической функций, является также мощным инструментов обеспечения политического и территориального единства всего государства.
«Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» определяет основные направления созданий транспортных условий для авиационного развития страны и повышения качества жизни ее граждан [2]. Модернизация и развитие наземной инфраструктуры воздушного транспорта и, в первую очередь, национальной опорной сети аэродромов, занимает особое место в этом документе.
В настоящее время большая часть аэропортов страны находится в сложном экономическом положении и не имеет достаточного количества объема работ, который гарантировал бы привлекательность данного бизнеса в долгосрочной перспективе. Кроме того, значительная часть аэропортов находится в частной собственности, несмотря на то, что государство направляет довольно значительные инвестиции на их развитие, которые невозможно сопоставить с размерами частных инвестиций.
Из вышесказанного становится понятным, что воздушный транспорт Российской Федерации требует надежного технического обновления, в целом, так же, как и вся инфраструктура гражданской авиации, которая в крайние десятилетия испытывает затяжное недофинансирование, а также практически не обновлялась. Не стоит забывать также и о том, что основные технические решения закладывались более 50 лет назад.
Инфраструктура воздушного транспорта в настоящее время включает в себя:
— аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
— аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов;
— объекты единой системы организации воздушного движения;
— наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;
— здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для авиационной безопасности, оказания услуг, обеспечения государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства [1].
Цель аэропортовой деятельности — создание условий для эффективного функционирования воздушного транспорта, обеспечения безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды, защиты интересов государства, общества и его граждан.
О развитии аэропортовой инфраструктуры в стране можно говорить лишь в том случае, если она имеет законодательно оформленное определение и систему управления [3]. При этом стоит отметить, что, к примеру, аэродромный имущественный комплекс аэропортов гражданской авиации (так в нормативных документах именуется аэропортовая инфраструктура) на данный момент не имеет четкой законодательной базы. Сооружения аэродромов по российскому законодательству не подлежат приватизации, в связи с чем находятся под управлением собственника федерального имущества в лице соответствующих территориальных подразделений Росимущества, а значит, на них распространяется правовой режим государственной казны. Так что все вопросы управления аэродромными имущественными комплексами находятся в ведении Росимущества.
Здание аэропорта и прилегающие к нему подъездные пути по российской практике в настоящее время, как правило, приватизированы. Такая существующая юридическая коллизия также дополняется тем, что отсутствует правовое обеспечение экономического режима коммерческой эксплуатации аэродромов в большинстве регионов страны, что усложняет ситуацию в еще большей степени.
Для разрешения сложившейся ситуации требуется создать такую эффективную систему управления аэропортовым имущественным комплексом, которая обеспечит государственные интересы в области безопасности и реализацию общественных потребностей в авиаперевозках, а также поспособствует формированию рынка конкурентоспособных услуг в сфере аэропортового бизнеса.
Достижение такой цели возможно при условии решения двух задач. Во-первых, государству необходимо продолжать развивать федеральные аэродромные комплексы, учитывая обеспечение безопасности полетов, а также предоставления потребителям государственно значимых услуг по авиаперевозкам. Во-вторых, следует привлекать внебюджетные средства (средства частного бизнеса) для такого развития аэродромных, а также аэропортовых комплексов совместного базирования и использования, например, в форме государственно-частного партнерства. В дальнейшем это вызовет изменение правового и экономического статуса федеральных аэродромных комплексов и включения их в сферу гражданского оборота. При такой ситуации элементы инфраструктуры аэропортовых комплексов можно будет рассматривать как объекты самостоятельного вида бизнеса с соответствующими ему целями, задачами, функциями и формами управления.
Литература:
- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
- Фисенко А. И. Эффективность управления инфраструктурой аэропортов малой интенсивности полетов в условиях формирования государственно-частных партнерств на воздушном транспорте / А. И. Фисенко, В. В. Комарова, А. В. Милая. — Текст: непосредственный // Транспортное дело России. — 2011. — № 10. — С. 113–116.