В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.
Ключевые слова: двигательная активность , дети старшего дошкольного возраста, дифференцированный подход.
Основу охраны и укрепления здоровья в дошкольном возрасте составляют физическое развитие и физическая подготовленность ребенка.
Показателями физического развития выступают антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки и др.), а характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств свидетельствуют о физической подготовленности ребенка. В зависимости от овладения основными видами движений, физических и волевых качеств дошкольников можно разделить на три группы — дети, имеющие высокие, средние и низкие показатели физической подготовленности. Этим группам свойственен и разный уровень двигательной активности, под которой понимается объём, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
По данным специалистов активность по своей природе — чисто биологическое явление. Это проявление энергии, присущей здоровому организму и выступающей в виде потребностей действия.
У ребенка в первые годы жизни имеет место врожденная мотивация двигательной активности, так называемая кинезофилия. Именно она обеспечивает естественную организацию его двигательной активности. Кинезофилия определяется врожденными биологическими механизмами претерпевает изменения на протяжении индивидуальной жизни человека. Изучая мотивы двигательной активности дошкольников, ученые установили: большей частью дети действуют под влиянием возникающих в данный момент ситуативных чувств и желаний; выбор физического упражнения часто обусловлен случайными внешними обстоятельствами. Иногда поведение дошкольника определяется потребностью совместно выполнять движения со сверстниками, подражать окружающим, общаться с ними.
Одним из важнейших факторов целенаправленного развития двигательной активности дошкольников является физическая культура, которая рассматривается как культура здоровья, телосложения и как культура двигательная, обеспечивающая развитие потребностей ребёнка в здоровой двигательной активности, проявление возможностей преодолевать безболезненно жизненные проблемы и находиться в эмоционально положительном тонусе в течение длительного времени.
Физическая культура выступает результатом созидания самого себя посредствам движений и основой самостоятельной двигательной активности ребёнка. Самостоятельная двигательная активность предполагает способность ребёнка к самореализации собственных физических возможностей в окружающем мире посредствам комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий. Поэтому в двигательном режиме дошкольного учреждения следует отвести место как, организованным формами двигательной активности, так и самостоятельной двигательной активности детей.
По мнению Л. Д. Глазыриной, В. А. Овсянкиной М. И. Руновой, В. Н. Шебеко и других исследователей, оптимизация режима двигательной активности детей в дошкольном учреждении с учетом индивидуального уровня развития — незаменимый фактор жизнедеятельности человека [2, 3, 4, 5, 6].
Вопросы организации двигательной активности детей представлены в работах М. Ю. Кистяковской, Т. И. Осокиной, Э. С. Вильчковского, М. А. Руновой, В. Н. Шебеко и других. Авторы отмечают влияние двигательной активности на повышение обмена веществ, рост и развитие таких физиологических систем ребёнка, как сердечно-сосудистая, дыхательная и другие. Отмечается, что раннее стимулирование двигательной активности младенцев оказывает положительное влияние на становление и развитие психических качеств ребёнка.
В дошкольном возрасте с помощью двигательной активности ребёнок приспосабливается к окружающей жизни, познаёт мир. Двигательная активность детей дошкольного возраста — естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нём, а также как условие всестороннего развития и воспитания детей
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают основными движениями; они стремятся самостоятельно выполнять достаточно сложные упражнения. Развивающееся двигательное воображение становится одним стимулов увеличения двигательной активности за счет освоенных способов действий с разными предметами и пособиями. Движения детей этого возраста носят произвольный и целеустремленный характер. Они самостоятельно различают основные виды движений, частично умеют выделять их элементы, пытаются оценивать результаты своих действий, сопоставляя с образцом.
Удовлетворение природной потребности старших дошкольников в движении в дошкольном учреждении может быть достигнуто благодаря рациональному сочетанию различных форм двигательной активности, таких как: утренняя гимнастика и гимнастика после сна, подвижные игры на прогулке, физкультминутки, различные типы занятий по физкультуре, самостоятельная двигательная деятельность детей.
Наиболее рационально планировать двигательный режим по этапам.
Этапы — это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.
Первый этап педагогического процесса — «Утро» — самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Утром целесообразно планировать двигательную деятельность знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, подумать размещение физкультурного инвентаря, дидактических пособий. Можно предложить детям дидактические игры, рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбома «Забочусь о своём здоровье».
Желательно планировать игры знакомые детям, лучше малой или средней подвижности. При планировании игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности; если предстоит физкультурное занятие, то в зависимости от его типа целесообразно планировать двигательную активность утром (например, если предстоит занятие игрового характера, утром планируют более спокойную двигательную деятельность; если намечена тренировка, утром хорошо организовать подготовительные упражнения для разогрева определённых групп мышц). Утром обязательно необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушении слуха, нервной системы, ожирение.
Второй этап педагогического процесса — «Прогулка».
В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми, организации их самостоятельной двигательной активности.
Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.
Третий этап педагогического процесса — «Вторая половина дня».
Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий предлагаем планировать активный отдых детей. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма, после умственной нагрузки, укреплению их здоровья.
Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал — картинки для самостоятельной двигательной активности. Вечером, перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность — малоподвижные игры, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность, оздоровительные упражнения с шарами.
Задачи дифференцированного руководства двигательной активностью старших дошкольников должны решаться как в процессе физкультурных занятий, так и при организации других форм с помощью дифференцированных двигательных заданий (игр и упражнений с разной степенью подвижности), направленных на регулирование двигательной активности каждого и отличающихся по содержанию и приемам обучения.
Для каждой подгруппы старших дошкольников с высоким и низким уровнями двигательной активности целесообразно предлагать для выполнения разный комплекс игр и упражнений в основных видах движений. Так, детям с высоким уровнем — двигательные задания на развитие внимания, координации движений, ловкости, требующие точности выполнения действий, развивающих глазомер, силу н точность броска (перебрасывание мяча через сетку, метание в цель и вдаль и т. д.). Старшим дошкольникам с низким уровнем воспитатели могут предложить, например, игры и упражнения на развитие быстроты и скорости движений, выносливости, на быстрое переключение с одного движения на другое, пробежки со средней скоростью.
С детьми со средним уровнем развития двигательной активности задания специально не разрабатываются. При проведении основной работы с ними педагоги уделяют большое внимание качеству выполнения движений.
Педагогам следует учитывать, что уравновешенные дети с высоким уровнем двигательной активности быстрее усваивают правила игры, содержание игровых упражнений. Им достаточно объяснения и одного-двух показов воспитателя. В работе с детьми с низким уровнем двигательной активности используется замедленный показ отдельных элементов движений с четким, подробным и многократным объяснением. Им необходима спокойная обстановка.
Таким образом, организуя работу по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста, педагог должен опираться на знание психофизиологических особенностей развития детского организма в дошкольном возрасте и осуществлять свою работу применяя дифференцированный подход, который предполагает форму организации обучения, где дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных, типичных проявлениях. Деление на группы необходимо осуществлять с учётом состояния здоровья, физической подготовленности и степени их подвижности.
Литература:
- Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: «Здоровья», 1979. — 232 с.
- Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 264 с.
- Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — 280 с.
- Рунова М. Характеристика модели оптимального двигательного режима // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 12. — С. 38–42.
- Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. — М.: Мозаика- Синтез, 2000–256с.
- Шебеко В. Н. Формирование мотивов двигательной активности // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 11. — С. 33–42.
- Шебеко В. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 3. — С.21–27.