В данной статье автор рассматривает вопросы правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций, уделяет особое внимание требованиям, предъявляемым к членам саморегулируемых организаций.
Ключевые слова: саморегулируемые организации, саморегулирование, строительство, СРО.
Современный этап становления в Российской Федерации саморегулируемых организаций (далее — СРО) в строительстве начался в 2009 году с созданием Ассоциации «Национальное объединение строителей» (далее — НОСТРОЙ), которая основана по решению I Всероссийского Съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Источниками правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в области строительства являются правовые акты различной юридической силы, среди основных можно выделить Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ, а также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
С точки зрения развития предпринимательского сообщества, развитие СРО должно стать приоритетным, так как это задаст вектор к созданию сильного и независимого предпринимательского сообщества, которое сможет урегулировать собственную деятельности и стать авангардом роста экономики России [1].
Необходимость получения членства в СРО обусловлена Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», где установлено, что осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства [2]. Иными словами, членство в СРО необходимо при выполнении любого вида работ оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Порядок получения членства в саморегулируемой организации установлен статьей 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 55.6 в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) СРО [2].
В том числе, в данной статье установлены единые требования и нормативы, которые выдвигают СРО к своим членам. Новела в Градостроительном кодексе Российской Федерации, введённая Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ обязала членов СРО иметь в штате не менее 2 (двух специалистов). Специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта и сведения, о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства [2]. Таким образом, установленная законом норма обязывает членов или кандидатов в члены СРО иметь в штате компании квалифицированный персонал, с соответствующим образованием и опытом работы.
Следующим важным фактором для получения членства в СРО является взнос в компенсационные фонды СРО, порядок взноса и размер, который установлен в статье 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Под компенсационным фондом Бирюкова Т. А., Кожевников О. А. понимают «…совокупность определенных видов имущества саморегулируемой организации, которое может быть использовано в случае наступления имущественной ответственности саморегулируемой организации при юридических фактах, требующих выделения всего либо части имущества из такого фонда» [3].
По мнению Д. Лысенко, «…компенсационный фонд можно рассматривать как фонд взаимного страхования. Но в отличие от обычного страхования, которое предназначено для покрытия возможного ущерба, компенсационный фонд позволяет повысить ответственность внутри СРО за действия его членов. Взаимная ответственность необходима для того, чтобы запустить механизм самоконтроля внутри профессии, побудить участников СРО не только устанавливать прямой контроль за «соседями», но и повышать профессиональные стандарты и устанавливать жесткие барьеры на «входе» в СРО, допуская только тех, кто сможет их пройти» [4].
Существует 2 (два) основных компенсационных фонда в зависимости от способа заключения договора строительного подряда:
1) заключенный в соответствии с ГК РФ, без применения конкурсной процедуры;
2) с использованием конкурентных способов заключения договора.
Представляется целесообразным отметить также основные преимущества, которыми обладает вступление в СРО, которые состоят в следующем: СРО обладают правом представлять в суде интересы их членов; участие в СРО дает возможность обмена опытом и повышения уровня квалификации в организации каждого члена СРО; организациям легче отслеживать тендеры и аукционы, проводить оценку уровня конкуренции; а также частные заказчики зачастую выбирают компании, являющиеся членами СРО [5].
Основываясь на вышеизложенном возможно сделать вывод, что требования, предъявляемые к членам СРО являются важным и необходимыми критерием для выполнения качественных работ квалифицированными сотрудниками. Указанные требования несут в себе положительное явление ввиду того, что организации, не имеющие достаточную квалификацию и материальную базу не могут являться членами СРО. Однако, по мнению экспертов, создание входных барьеров в отрасль: высокие членские взносы, заданный уровень страхования профессиональной или гражданской ответственности, высокий уровень взносов в компенсационные фонды, требования к наличию специалистов может привести к повышению цен на строительную продукцию членов СРО [6]. Представляется возможным сделать вывод, что членство в СРО является гарантом качества выполнения строительных работ, в том числе по страхованию рисков и повышение цен вполне закономерно.
Литература:
- Проблемы развития саморегулируемых организаций в предпринимательской деятельности в Российской Федерации: сборник материалов круглого стола. 11 ноября 2019 года / Оренбургский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»; отв. ред. и авт. предисловия А. Э. Захарова. Оренбург, 2019. 135 с.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021) // СПС КонсультантПлюс
- Бирюкова Т. А., Кожевников О. А. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».// Система ГАРАНТ, 2014 г.
- Лысенко Д. СРО аудиторов в разрезе // Аудит и налогообложение. 2011. № 4. С. 11–13№ 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях. Саратов: ООО «Ай Пи Эр Медиа», 2012.
- Портнова Я. Э. Современное состояние саморегулируемых организаций в России // Журнал № 1 (Vol. 49). 2019
- Дроздова И. В. Проблемы саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве // ПСЭ. 2012. № 1. С. 233–236.