В статье рассматриваются особенности морально- нравственного сознания детей со сниженным интеллектом, раскрываются психолого- педагогические аспекты формирования морально- нравственного сознания. Произведен теоретический анализ исследований по теме.
Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, ребенок, морально- нравственное сознание, нарушение.
Говоря об особенностях развития морально-нравственного сознания у детей с интеллектуальной недостаточностью, мы опираемся на постулаты отечественных ученых о том, что развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие нормативно развивающегося ребенка [4].
Данная идея была рассмотрена и развита отечественными исследователями Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, 1939, Р. Е. Левиной, 1961, M. Боскис, 1963, Ж. И. Шиф, 1965, и др. Также, необходимо уделить внимание и положению о первичном дефекте, который наиболее близко связан с нарушением нервной системы и отражается во вторичных дефектах психики, которые проявляются во всех сферах развития ребенка со сниженным интеллектом: двигательной и сенсорно-перцептивной сферах, и также отражается на становлении высших психических функций: внимания, памяти, мышлении, речи, охватывает также и личностную сферу ребенка, его деятельность, эмоционально-волевую и личностную сферы, сказываясь на самооценке и уровне притязаний [5].
Рассматривать морально-нравственное сознание ребенка со сниженным интеллектом изолированно от других сфер развития было бы большой ошибкой. Именно в комплексе и во взаимосвязи с другими сферами происходит формирование морально-нравственного сознания. Феномен морального сознания раскрывается в следующих аспектах: развитости восприятия (способность к непосредственному отражению окружающей действительности), внимания (способность заметить, выделить из фона некоторые модели поведения), способности к запоминанию и воспроизведению, мышлении (способности к анализу), эмоциональной сфере, составляющей важную часть морального сознания, а так же таких интегральных понятиях как способность к пониманию, способность к интериоризации и сознательности, эмпатийность, и, самое главное, способность самой личности выносить морально-нравственные суждения и оценки.
Как мы видим, моральное сознание достаточно многоаспектный феномен, отражающий в себе все уровни развития психики ребенка. Изучая морально-нравственное развитие ребенка со сниженным интеллектом, мы обратимся ко всем аспектам данного феномена, что поможет описать его более детально.
Базовое познание окружающего мира ребенком в основном зависит от его ощущения и восприятия. Воспринимая и ощущая то, что происходит вокруг, иначе, знакомясь с миром, ребенок получает сенсорный опыт, являющийся базой для получения новых знаний о мире, наращивания нового опыта, формирования мышления, и других высших психических функций. У детей со сниженным интеллектом обнаруживается нарушение ощущения и восприятия разных модальностей. Так, особенности зрительного восприятия отражаются в замедленности восприятия, доступности для восприятия лишь простых по структуре объектов, низкой способностью к дифференциации цветов, близких по спектру. Дети чаще воспринимают объекты общо, не выделяя частей [5].
Особенности восприятия могут выражаться в том, что детям сложно сравнивать схожие объекты, им тяжело выделить основания для дифференциации. Нарушения пространственного гнозиса выражаются в трудностях формирования образа объекта, обнаружения его расположения на листе. В комплексе это все влияет и на качество восприятия ребенком со сниженным интеллектом сюжетной картинки. Ему сложно выделить главный объект, понять причинно-следственные связи, отображенные в сюжете картинки, и поэтому возникают трудности с пониманием сюжетной линии, соответственно, и смысла изображения. Ребенок со сниженным интеллектом понимает сюжетную картинку неполно, поверхностно, а иногда, и неадекватно.
Внимание у детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется меньшим объемом по сравнению с объемом внимания нормально развивающихся детей, а также неустойчивостью. У детей возникают трудности с переключаемостью внимания. В большинстве случаев внимание непроизвольно. Это значит, что ребенку сложно сосредоточиться на определенной деятельности, ему необходимы дополнительные стимулы, он быстро теряет интерес к чему-либо, или наоборот, может застрять на игре или развлечениях, не имея возможности остановиться и приступить к другой деятельности. У детей может отмечаться повышенная отвлекаемость, что приводит к невнимательности, росту числа ошибок, что, в свою очередь, обнаруживается в снижении мотивации к деятельности. Отсутствие желания, мотивации считается одной из причин невнимательности детей с нарушением интеллекта, а в связи с этим страдает волевой компонент, распространяющийся на все виды деятельности. Рассматривая внимание через призму формирования морально-нравственного сознания, можно сказать о том, что в этом процессе важна собственная интенция ребенка к познанию, это значит, что ребенок будет настроен на восприятие и внимателен к элементам проявления нравственного, что отразится на формировании его морального сознания. Дети с нарушением интеллекта сталкиваются с большими трудностями в отражательной деятельности в целом, часто их отражение моральных норм и правил неточно, неполно, а иногда и неадекватно, что сказывается на развитии их морально-нравственного сознания.
Интериоризация морального опыта окружающего социального мира тесно связана с процессами запоминания. Новые навыки, интегрируясь в психику ребенка, должны быть закреплены в памяти для дальнейшего воспроизведения и использования, например, в поведении. Память детей с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности. В частности, она характеризуется слабостью запоминания и воспроизведения материала, вербальный и абстрактный материал запоминается хуже, чем наглядный. Лучше всего запоминаются знакомые и эмоционально связанные с самим ребенком объекты, например, это могут быть иллюстрации часто используемых и знакомых предметов. Особенности процесса памяти также проявляются в крайне низком объеме памяти, неточности и низкой прочности запоминания материала. Часто при воспроизведении дети путают или меняют местами различные элементы, повторяются или привносят много лишних компонентов, а иногда и пропускают часть воспроизводимого материала. Важно отметить механизм запоминания у ребенка с интеллектуальным нарушением: дети чаще и лучше запоминают те события или материалы, которые привлекли их внимание, оказались яркими, интересными и эмоционально заряженными. Например, из сказки «Курочка Ряба» ребенок может запомнить только момент, где мышка разбила яичко, и не будет способен воспроизвести остальные узловые моменты сказки, и, соответственно, не поймет смысла сказки. Часто дети выделяют и запоминают только эмоционально насыщенные фрагменты текста, даже те, которые являются несущественными. При восприятии данных объектов дети могут испытывать различные эмоции: пугаться, радоваться, огорчаться, с помощью мимики отражать происходящее в тексте. Процесс запоминания будет происходить более эффективно, если использовать материалы различных модальностей: и наглядные, и аудиальные. При этом важно повышать эмоциогенность занятия, делая изучаемый материал более привлекательным для запоминания, использовать многократное повторение, обеспечивать осознанное запоминание, для чего проводить различные виды работы для более полного ознакомления ребенка с запоминаемым.
Через познание новых объектов ребенок может обогатить свой понятийный аппарат. Такой важнейший процесс как мышление имеет большое значение для формирования и развития познавательной деятельности ребенка. Трудности и нарушения мыслительной деятельности у детей со сниженным интеллектом проявляются на всех уровнях познания окружающего, мыслительные операции ребенка также имеют свои особенности, поскольку уже базовые уровни познания — двигательное и чувственное познание — оказываются неполноценными в силу нарушения двигательной, сенсорно — перцептивной сфер. Некритичность мышления обнаруживает себя в том, что при решении мыслительных задач дети, ошибаясь, не меняют своего способа действия. Мышление ребенка с интеллектуальными нарушениями на начальных этапах характеризуется затруднениями в выполнении простых наглядно-действенных задач, например, обнаруживаются сложности в складывании разрезной картинки, особенности наглядно-образного мышления проявляются в том, что дети с трудом могут запомнить и повторить показанный им образец. Чаще всего у детей с интеллектуальными нарушениями возникают трудности с задачами, в выполнении которых задействовано словесно-логическое мышление. Это проявляется в том, что детям с трудом или практически не удается без помощи взрослого установить причинно-следственные связи, отраженные на картинке, в тексте или в задаче. Процесс анализа (что особенно важно при восприятии текста) характеризуется фрагментарностью, непоследовательностью, ограниченным количеством выделяемых объектов. Часто, при восприятии текста и его анализе дети могут обращать внимание только на второстепенные объекты, называть их беспорядочно и бессистемно, упуская главные объекты. Также может проявляться «соскальзывание» — например, когда ребенок при описании нравственной составляющей поступка героя текста начинает просто перечислять то, что происходило с героем рассказа или сказки. Мыслительные операции детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются некритичностью, стереотипностью, пассивностью и ригидностью.
Эмоционально-волевой компонент личности ребенка с интеллектуальным нарушением также имеет свои особенности. Эмоциональная сфера характеризуется большим диапазоном проявляемых реакций. Дети могут быть импульсивными, резкими, их эмоциональное состояние характеризируется неустойчивостью, повышенной возбудимостью. Эмоциональные реакции таких детей поверхностные и нестойкие, выражение эмоций бывает бурным, громким и неконтролируемым детьми. У другой части детей проявляется заторможенность, вялость эмоциональных реакций, ригидность и нерешительность. Такие дети кажутся мало эмоциональными, однако они могут иметь достаточно глубокие переживания. В целом эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется незрелостью, общим недоразвитием, поверхностностью и неустойчивостью эмоциональных проявлений, их инертностью. Эмоции слабо дифференцированы и полярны. Часто, эмоциональные реакции неадекватны событиям, воздействующим на ребенка. Стоит отметить, что при восприятии доступного и простого для понимания текста, дети могут с помощью мимики, жестов или словесных реакций выражать сочувствие персонажам рассказа, дифференцировать поведение добрых и злых персонажей. При пересказе или ответах на вопросы по тексту дети лучше отражают именно эмоционально насыщенные части текста, более доступные для их понимания. Однако, сложные морально-нравственные эмоции остаются для них труднодоступными на протяжении всего периода школьного обучения.
Вышеописанные данные напрямую соотносятся с результатами исследований морально-нравственного сознания младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Так, в исследовании С. В. Ларионовой было выявлено, что большинство детей с задержкой психического развития, около 79 %, имеют фрагментарное представление о морально-нравственных нормах [3]. Морально-нравственные установки имеют конкретный, поверхностный и ситуативный характер: дети используют их лишь в знакомых и простых ситуациях. Особенностями установок являются их ригидность, пассивность в использовании данных норм. Ученики с задержкой психического развития имеют размытые представления о нравственных нормах. В силу особенностей эмоционально-волевой сферы и нарушений самоконтроля и активности, дети, даже обладая знаниями о морально-нравственных нормах, не используют их в полной мере.
У большинства умственно отсталых школьников (90 %) была выявлена низкая степень осознанности нравственных чувств. Результаты исследования показали, что развитие нравственности находится на уровне узнавания нравственной категории. Е. Н. Трубина в своем исследовании обозначает данный уровень как «репродуктивный» или «низкий» и он характеризуется тем, что у ребенка отсутствуют представления об общепринятых нормах и правилах, отмечается завышенная самооценка детей, повышенная частота негативных проявлений в их поведении, а также, отсутствие представлений о нормах и правилах, принятых в обществе и используемых в повседневной жизни [6]. М. А. Колокольцева в своем исследовании отмечает, что дети с умственной отсталостью частично могут понять смысл нравственных норм и правил, хотя и не умеют обозначать их словесно. Еще более трудным для них оказывается придерживаться уже усвоенных морально-нравственных установок. В конфликтной ситуации, ситуации выбора дети не умеют находить нравственный выход, у них отмечается слабая волевая регуляция нравственного поведения в целом [2].
Подводя итоги, можно сказать, что морально-нравственное развитие детей с интеллектуальными нарушениями происходит с отставанием от возрастной нормы и имеет ряд особенностей. Отмечается низкий уровень осознанности морально-нравственных норм и правил, размытость, скудность и ригидность собственных нравственных установок, незнание общих правил повседневной жизни, фрагментарность восприятия нравственной нормы и ситуативное ее применение в своем поведении, низкая мотивация к овладению нравственными установками. Причинами недостаточности морально-нравственного развития также являются низкая критичность к себе, своим и чужим поступкам, нарушения эмоционально-волевой сферы, не в полной мере дифференцированные переживания и чувства, их ситуативность и поверхностность, слабость интеллектуальной деятельности, личностная незрелость [1].
Литература:
- Дрожжинова, В. В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Концепт. 2015. № 9.
- Колокольцева, М. А. Педагогические средства нравственного воспитания младших школьников в условиях инклюзивного образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 23.
- Ларионова, С. О. Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта // Вестник КГУ. 2010. № 3.
- Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
- Специальная психология в 2 т. Том 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.], ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 428 с.
- Трубина, Е. Н. Особенности нравственного воспитания младших школьников с умственной отсталостью // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. № 10–1.