Влияние неформальных групповых объединений подростков на современное общество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 2581 раз

Библиографическое описание:

Шабрина, А. С. Влияние неформальных групповых объединений подростков на современное общество / А. С. Шабрина, Ю. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79663/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены статистические данные на основе выборки 9–10 классов. Из них выявлены: процент учеников, состоящих в субкультурах, от общего количества, причины вступления подростков в неформальные групповые объединения, наиболее популярные объединения подростков по интересам в наше время. Показано влияние подростковых субкультур на современное общество.

Ключевые слова: неформальные групповые объединения, подростки, субкультура.

Подростки во все времена являлись представителями особой социально-демографической группы, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии социума. Молодежная неформальная субкультура — составляет целую систему ценностей и норм морали, поведения, вкусов, форм общения. Она отличается от культуры взрослых людей, характеризуя жизнь подростков и юношей примерно от 12 до 20 лет.

Изучение молодежных субкультур — одно из важнейших направлений социальной, возрастной и педагогической психологии. В последние десятилетия эта проблема становится наиболее актуальной и популярной. Это обусловлено тем, что именно молодежная субкультура является отражением процессов изменения, обновления и трансформации современного общества.

Многими авторами было выяснено, что одним из наиболее важных элементов социализации для подростка является — принадлежность к какой-либо неформальной группе. Ведь именно входя в группу сверстников, со схожими взглядами и представлениями подросток получает возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя различные социальные роли, что является необходимым опытом для дальнейшей социализации подростка и выхода его во взрослую жизнь. Подростковый возраст — тяжёлый этап, ведь он является переходом от детства к взрослению [2, с.1].

Неформальные молодежные объединения — очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами», из-за того, что им нравится атрибутика данных сообществ, относительная независимость и самостоятельность.

Неформальные молодежные объединения — это самодеятельные молодежные объединения, инициативы. Они образуются стихийно. Социальные связи и отношения формируются в них под воздействием данной социокультурной среды, в процессе деятельности их членов по достижению поставленной цели. Причем цель в неформальной группе часто четко не осознается всеми ее членами [1,с.43.].

Они играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить с родителями, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

Мы решили выделить наиболее значимые причины вступления подростков в неформальные групповые объединения. С этой целью нами было проведено исследование в МБОУ школе г. Уфы. Выборку составили ученики 9(17 человек) и 10 класса(13 человек). Нами была составлена авторская анкета «Принадлежность к неформальным групповым объединениям», состоящая из 10 вопросов, что позволило нам более быстро и качественно выделить важные для нас моменты.

В результате исследования нами было выявлено, что больше 50 % учащихся 9 класса и более 60 % учеников 10 класса относятся нейтрально к неформальным объединениям. Меньше 20 % общего количества испытуемых выразили своё отношение как «отрицательное» и «положительное», остальные не пожелали или затруднялись отвечать на данный вопрос, результаты наглядно изображены на диаграмме (рис.1).

Отношение подростков к неформальным групповым объединениям подростков.

Рис. 1. Отношение подростков к неформальным групповым объединениям подростков.

На вопрос о непосредственной принадлежности к неформальному объединению подростков больше 50 % опрошенных с уверенностью ответили — «нет», около 40 % высказались о своём месте в данной системе, остальные затруднялись ответить на данный вопрос. В ходе беседы нами было выявлено, что наиболее востребованными в наше время являются субкультуры:

— «анимешники»-40 % опрошенных заявили о своём участие в данной субкультуре;

— участники ЛГБТ сообществ — около 20 %;

— «рэперы»- 10 % опрошенных, все из которых мальчики;

— металлисты;

— панки и другие.

Наконец, наиболее значимыми причинами по — мнению самих подростков являются:

— чувство защищённости, которого им не хватает в семье;

— душевное спокойствие;

— знакомство с новыми людьми, в последующем появлению дружеских отношений;

— внимание окружающих.

По-нашему мнению было выделено ещё несколько важных поводов, для вступления подростка в субкультуры:

— просчёты в системе воспитания и обучения;

— ошибки, допускаемые органами массовой информации;

— повышение уровня обеспеченности семей и, как следствие этого, более позднее, чем ранее, вступление молодежи в самостоятельную жизнь;

— стремление молодежи к самостоятельности, к самовыражению и некоторые другие;

— стремление познать что-то новое;

— неуспеваемость в школе;

— равнодушие к учёбе;

— потребность в эмоциональных впечатлениях и другие [3, с.76].

В нынешнее время молодёжные субкультуры прочно вошли в повседневность. Не многие из них создают почву для развития отрицательных тенденций в молодежной среде, другие оказывают исключительно положительное влияние на общество. Но стоит заметить, что в большей степени субкультуры, выступают как молодежные объединения, которые формируются на основе общих интересов. Следовательно, ценности в молодежных субкультурах играют роль своеобразных ориентиров в процессе становления личности.

Ну и наконец, на главный вопрос «Влияют ли неформальные групповые объединения на развитие современной молодёжи?» более 85 % опрошенных с уверенностью ответили — «да», остальные воздержались от ответа.

Чтобы осознать влияние субкультур на подростков, необходимо понимать смысл их существования. Следует отметить, что различные молодежные течения возникают вследствие определенных тенденций, наметившихся в обществе. Агрессия в субкультурах порождается вследствие реакции на несправедливость взрослых, конфликты и неправильное воспитание, в то время как внешний вид свидетельствует о бунтарстве против норм [4, с. 314]. Ввиду этого, родителям следует понимать своих детей и предоставить им некоторую свободу. Подростки, как правило, «перерастают» свои увлечения. Влияние субкультур в данном случае постепенно ослабевает и со временем полностью исчезает.

Появление молодежных субкультур нельзя охарактеризовать как некий «подростковый бунт», так как в обществе молодежь представляет собой современную творческую группу. Ее особенностью является способность создавать нечто новое и здраво воспринимать что-то ранее несуществующее. То, какую культуру они будут вокруг себя продуцировать, зависит от общества и от собственных установок внутри самой субкультуры [5, с.231].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что интерес к теме молодежных субкультур обусловливается возрастанием роли молодежи, формальных и неформальных молодежных организаций и сообществ в политическом пространстве на современном этапе. Именно молодежь является главной движущей силой общества и именно ее сегодня могут использовать для дестабилизации социально-политической ситуации [6, c.48].

Литература:

  1. Исаев Б. А. Социология. — С-П.: Питер Пресс, 2007. — 224 с.
  2. Бачаев, А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление / А. А. Бачаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 509–511. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14759/ (дата обращения: 24.03.2021).
  3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2003. — 624 с.
  4. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. — М.: Дашков и Кº, 2005. — 476 с.
  5. Бельский В. Ю., Беляев А. А., Лощаков Д. Г. Социология. Учебник. — М.: Инфра-М, 2002. — 304 с.
  6. Холостова Е. И. Социальная работа. Учебное пособие. — М.: Дашков и Кº, 2007. — 668 с.
Основные термины (генерируются автоматически): субкультура, объединение, подросток, влияние субкультур, время, общество, роль, современное общество.


Ключевые слова

подростки, субкультура, неформальные групповые объединения

Похожие статьи

Отношение к возрасту подростков, занимающихся творческими видами деятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с тремя группами — подростков, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью (11–16 лет), и студентов (18–23 лет). Использована методика Б. Заззо «Золотой возраст». П...

Профилактика экстремизма в подростковой среде

В статье рассматриваются причины популярности экстремистских сообществ и их деятельности среди молодёжи, раскрывается понятие «экстремизм» и его трактовка с точки зрения законодательства, предлагаются меры по формированию системы профилактических мер...

Криминологические аспекты интернетизации современной молодежной субкультуры

В данной статье рассматривается криминогенное влияние Интернета на формирование молодежных субкультурных движений в современной России.

Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи

В данной статье рассмотрены результаты социологического опроса, направленного на изучение семейных ценностей и установок молодёжи, приведены рекомендации к форме проведения мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений.

Противоправное поведение несовершеннолетних: вопросы профилактики

В статье приводятся результаты анализа противоправного поведения в молодежной среде, а именно среди несовершеннолетних, а именно причины неправомерного поведения несовершеннолетних по мнению самих студентов, а также возможные пути снижения правонаруш...

Особенности ценностных ориентаций разновозрастных подростковых групп

В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций среди подростков седьмого и десятых классов.

Социально-психологические аспекты табакокурения студенческой молодёжи

В данной статье рассматриваются социально-психологические аспекты табакокурения студенческой молодёжи, анализируются факторы риска приобщения и формирование зависимости к данной привычке. Представлены данные социологического исследования.

Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения

В данной статье описаны основные стратегии поведения молодых людей в системе образования и типы студенческих субкультур. Описаны выводы социологического исследования на примере заочного образования.

Молодёжные организации в России: историко-сравнительный анализ

Статья посвящена рассмотрению процессов формирования и развития государственной молодежной политики в советский и современный период в России и проведён историко-сравнительный анализ этих организаций.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Похожие статьи

Отношение к возрасту подростков, занимающихся творческими видами деятельности

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с тремя группами — подростков, занимающихся и не занимающихся творческой деятельностью (11–16 лет), и студентов (18–23 лет). Использована методика Б. Заззо «Золотой возраст». П...

Профилактика экстремизма в подростковой среде

В статье рассматриваются причины популярности экстремистских сообществ и их деятельности среди молодёжи, раскрывается понятие «экстремизм» и его трактовка с точки зрения законодательства, предлагаются меры по формированию системы профилактических мер...

Криминологические аспекты интернетизации современной молодежной субкультуры

В данной статье рассматривается криминогенное влияние Интернета на формирование молодежных субкультурных движений в современной России.

Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи

В данной статье рассмотрены результаты социологического опроса, направленного на изучение семейных ценностей и установок молодёжи, приведены рекомендации к форме проведения мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений.

Противоправное поведение несовершеннолетних: вопросы профилактики

В статье приводятся результаты анализа противоправного поведения в молодежной среде, а именно среди несовершеннолетних, а именно причины неправомерного поведения несовершеннолетних по мнению самих студентов, а также возможные пути снижения правонаруш...

Особенности ценностных ориентаций разновозрастных подростковых групп

В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций среди подростков седьмого и десятых классов.

Социально-психологические аспекты табакокурения студенческой молодёжи

В данной статье рассматриваются социально-психологические аспекты табакокурения студенческой молодёжи, анализируются факторы риска приобщения и формирование зависимости к данной привычке. Представлены данные социологического исследования.

Стратегии поведения в системе образования студентов заочной формы обучения

В данной статье описаны основные стратегии поведения молодых людей в системе образования и типы студенческих субкультур. Описаны выводы социологического исследования на примере заочного образования.

Молодёжные организации в России: историко-сравнительный анализ

Статья посвящена рассмотрению процессов формирования и развития государственной молодежной политики в советский и современный период в России и проведён историко-сравнительный анализ этих организаций.

Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Задать вопрос