Сказкотерапия как способ работы учителя-логопеда над успешной адаптацией ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата к условиям дошкольного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Якимова, М. С. Сказкотерапия как способ работы учителя-логопеда над успешной адаптацией ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата к условиям дошкольного учреждения / М. С. Якимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 148-151. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79666/ (дата обращения: 17.10.2024).



Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения — одна из наиболее часто встречающихся проблем дошкольного образования. Когда наступает время отдавать ребенка в детский сад, фактически каждая семья сталкивается с данной сложностью. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, боятся новизны.

Адаптация к условиям детского сада проходит весьма болезненно особенно у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Правильно организованная работа педагога может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада.

Для характеристики результативного аспекта адаптационного процесса в научной литературе нередко употребляется понятие адаптированности.

Понятие «адаптированность» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под стабильной адаптацией принято считать уровень фактического приспособления ребенка-индивида, уровень его социального статуса и самоощущения. [8, с. 100–102]

Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы индивидуально-психологического характера личности ребенка (Л. Г. Дикая, В. И. Ильичева, Е. Р. Калитиевская, С. А. Шапкин, Е. Шмид-Кольмер) и физиологического характера (А. Ф. Белов, Ю. Ю. Бяловский, Л.Г Дикая, И. Г. Кумарина С. А. Шапкин), к которым относятся возможности (или пределы) адаптации конкретного человека, обусловленные его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности.

У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения [1, с. 236].

Таким образом, можно сделать вывод: уровень тревожности у детей в период адаптации к дошкольному учреждению значительно возрастает. Все реакции и проявления организма обостряются, и, как следствие, требуют грамотной коррекционной работы в данном направлении. Поэтому одной из задач логопедической работы становится стабилизация эмоционального состояния воспитанников.

В ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» ОСП «Раменки» обучаются по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования 18 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями развития.

Универсальным и комплексным методом воздействия в коррекционной логопедической работе с дошкольниками является сказкотерапия. Этот метод относится к здоровьесберегающим технологиям и одновременно является обновленной технологией духовно-нравственного воспитания.

Сказка для детей — это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным искусством. Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального, интеллектуального и физического напряжения, делает обучающегося добрее и восприимчивее к окружающему миру, формирует навыки слышать себя и другого. Дети проявляют самостоятельность, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье обучающихся.

Работа со сказкой может проходить в несколько этапов. Впервые встречаясь с ребенком, мы стараемся установить доброжелательный контакт. В игровой форме знакомимся с персонажами сказок, поем песенки, обязательно подкрепляя свою деятельность положительными эмоциями. Это не всегда получается с первого раза. В таких случаях мы (методика Исаевой Т. Н.) без включения ребенка, при его пассивном участии, сами поем, проигрываем сказки, ведем с персонажами драматизации беседы. Ребенок в таком случае только наблюдает за действиями взрослого.

На следующем занятии мы начинаем такому ребенку, кроме потешек и песенок, предлагать небольшой фрагмент учебного материала. Постепенно переходя от развлечения к занятию.

При помощи приемов сказкотерапии возрастает доверие к педагогу. Появляется интерес. Улучшается эмоциональный контакт. Со временем ребенок начинает реагировать, бросать взгляды, пододвигается ближе к педагогу.

Таким образом, дети шаг за шагом, начинают активно участвовать в сказках: кто-то исполняет знакомую роль, а кто-то может самостоятельно придумать финал сказки.

В ситуации дистанционной работы с ребенком активное участие в наших мини-спектаклях принимают родители. Они не только стали помощниками на занятиях, но и по нашему примеру начинают драматизировать сказки со своими детьми в домашних условиях.

Эта работа принесла свои положительные результаты: повысился интерес родителей к занятиям, так как мамы, папы, дедушки и бабушки включены в работу и видят все изнутри. Многие родители отмечали, что получают не только теоретические знания о особенностях развития своих детей, но и приобретают практические навыки в общении, которые успешно практикуют и закрепляют в домашних условиях.

Таким образом, сказкотерапия несет в себе огромный потенциал и в логопедическом и психологическом воздействии. Никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Метод сказкотерапии, ее элементы могут использоваться в работе над всеми компонентами речевой системы и на разных этапах работы. Для этого применяются дидактические, в том числе хорошо известные нам логопедические и психокоррекционные сказки с использованием различных форм работы: анализ сказок, рассказывание сказок, сочинение сказок, рисование по мотивам сказки.

Сказка не только расширяет знания ребенка о мире, но и приобщает к жизни, человеческой культуре, формирует основы поведения и общения, является средством положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка — для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата это чрезвычайно важно.

Участие ребенка в сказочных представлениях улучшает его настроение, позволяет проигрывать некоторые сложные жизненные ситуации, снимает уровень проявления негативизма — все это является важным условием для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Литература:

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практ. пособие / авт.- сост. Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2004.
  2. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду [Текст] / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 5.
  3. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок какой он есть [Текст] /А. И. Баркан. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  4. Божович, Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л. Н. Божович. — СПб.: Питер, 2009. — 414 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольное учреждение, сказка, дошкольное образование, опорно-двигательный аппарат.


Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Самомассаж – как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности работы учителя-логопеда по формированию просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в процессе логопедического сопровождения

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Задать вопрос