Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения — одна из наиболее часто встречающихся проблем дошкольного образования. Когда наступает время отдавать ребенка в детский сад, фактически каждая семья сталкивается с данной сложностью. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими, боятся новизны.
Адаптация к условиям детского сада проходит весьма болезненно особенно у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. Правильно организованная работа педагога может стать залогом эффективной адаптации детей к условиям детского сада.
Для характеристики результативного аспекта адаптационного процесса в научной литературе нередко употребляется понятие адаптированности.
Понятие «адаптированность» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под стабильной адаптацией принято считать уровень фактического приспособления ребенка-индивида, уровень его социального статуса и самоощущения. [8, с. 100–102]
Анализ литературы показал, что большинством авторов в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматриваются факторы индивидуально-психологического характера личности ребенка (Л. Г. Дикая, В. И. Ильичева, Е. Р. Калитиевская, С. А. Шапкин, Е. Шмид-Кольмер) и физиологического характера (А. Ф. Белов, Ю. Ю. Бяловский, Л.Г Дикая, И. Г. Кумарина С. А. Шапкин), к которым относятся возможности (или пределы) адаптации конкретного человека, обусловленные его наследственностью, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности.
У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит при изменении среды к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения [1, с. 236].
Таким образом, можно сделать вывод: уровень тревожности у детей в период адаптации к дошкольному учреждению значительно возрастает. Все реакции и проявления организма обостряются, и, как следствие, требуют грамотной коррекционной работы в данном направлении. Поэтому одной из задач логопедической работы становится стабилизация эмоционального состояния воспитанников.
В ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» ОСП «Раменки» обучаются по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования 18 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями развития.
Универсальным и комплексным методом воздействия в коррекционной логопедической работе с дошкольниками является сказкотерапия. Этот метод относится к здоровьесберегающим технологиям и одновременно является обновленной технологией духовно-нравственного воспитания.
Сказка для детей — это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным искусством. Проигрывание ролей в сказке способствует снятию эмоционального, интеллектуального и физического напряжения, делает обучающегося добрее и восприимчивее к окружающему миру, формирует навыки слышать себя и другого. Дети проявляют самостоятельность, что ведет к повышению самооценки и уравновешивает психологическое здоровье обучающихся.
Работа со сказкой может проходить в несколько этапов. Впервые встречаясь с ребенком, мы стараемся установить доброжелательный контакт. В игровой форме знакомимся с персонажами сказок, поем песенки, обязательно подкрепляя свою деятельность положительными эмоциями. Это не всегда получается с первого раза. В таких случаях мы (методика Исаевой Т. Н.) без включения ребенка, при его пассивном участии, сами поем, проигрываем сказки, ведем с персонажами драматизации беседы. Ребенок в таком случае только наблюдает за действиями взрослого.
На следующем занятии мы начинаем такому ребенку, кроме потешек и песенок, предлагать небольшой фрагмент учебного материала. Постепенно переходя от развлечения к занятию.
При помощи приемов сказкотерапии возрастает доверие к педагогу. Появляется интерес. Улучшается эмоциональный контакт. Со временем ребенок начинает реагировать, бросать взгляды, пододвигается ближе к педагогу.
Таким образом, дети шаг за шагом, начинают активно участвовать в сказках: кто-то исполняет знакомую роль, а кто-то может самостоятельно придумать финал сказки.
В ситуации дистанционной работы с ребенком активное участие в наших мини-спектаклях принимают родители. Они не только стали помощниками на занятиях, но и по нашему примеру начинают драматизировать сказки со своими детьми в домашних условиях.
Эта работа принесла свои положительные результаты: повысился интерес родителей к занятиям, так как мамы, папы, дедушки и бабушки включены в работу и видят все изнутри. Многие родители отмечали, что получают не только теоретические знания о особенностях развития своих детей, но и приобретают практические навыки в общении, которые успешно практикуют и закрепляют в домашних условиях.
Таким образом, сказкотерапия несет в себе огромный потенциал и в логопедическом и психологическом воздействии. Никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Метод сказкотерапии, ее элементы могут использоваться в работе над всеми компонентами речевой системы и на разных этапах работы. Для этого применяются дидактические, в том числе хорошо известные нам логопедические и психокоррекционные сказки с использованием различных форм работы: анализ сказок, рассказывание сказок, сочинение сказок, рисование по мотивам сказки.
Сказка не только расширяет знания ребенка о мире, но и приобщает к жизни, человеческой культуре, формирует основы поведения и общения, является средством положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка — для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата это чрезвычайно важно.
Участие ребенка в сказочных представлениях улучшает его настроение, позволяет проигрывать некоторые сложные жизненные ситуации, снимает уровень проявления негативизма — все это является важным условием для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Литература:
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практ. пособие / авт.- сост. Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2004.
- Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду [Текст] / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 5.
- Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок какой он есть [Текст] /А. И. Баркан. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Божович, Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л. Н. Божович. — СПб.: Питер, 2009. — 414 с.