Жан Жак Руссо утверждал: «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов» Научить шалуна кажется невозможным. Но, на мой взгляд, ребенка можно научить всему, играя с ним. Игра для детей является самой привлекательной формой познания мира и своих возможностей. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» именно таким средством, на мой взгляд, и является одна из интересных педагогических технологий — квест-игра.
Квест (от англ. поиск, приключение) — путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.
Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.
Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит соединение разнообразных видов детской деятельности.
Рис. 1. Сплав образовательных областей и видов детской деятельности
Квест-игра решает следующие задачи:
— активизировать интерес к познанию окружающего мира;
— помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;
— создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;
— воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;
— способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;
— стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Проводить игры можно в групповом или любом другом помещении достаточной площади, на территории здания детского сада, перемещаясь по всей территории во время прогулки.
Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах.
По строению квесты могут быть:
Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
НАПРИМЕР:
Маршрут линейного квеста
- Актовый зал. Весна встречает детей.
- Зона с планшетом на стене (столы, конструктор для конструирования моста)
- Спальня свободной группы (столы)
- Игровая комната свободной группы (столы)
- Спортивный зал (кочки, ручеёк, дуги)
- Лаборатория (столы)
- Зона с планшетом на стене (столы)
- Арт — студия (столы и стулья)
- Актовый зал (столы, музыкальные инструменты)
Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.
При выборе построения квеста надо учитывать ресурсы: количество задействованных лиц в организации и проведении игры.
Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:
Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность.
НАПРИМЕР:
Весна встречает детей.
— Здравствуйте ребята! Я весна-красна! В гости к вам пришла не просто так. Ребята, вы знаете, что сегодня за день? ( Ответы детей) А еще сегодня день весеннего равноденствия. Вы знает, что это такое? ( Ответы детей)
Это когда продолжительность дня и ночи одинакова. А уже завтра день должен становиться длиннее, а ночь короче. Но Зиме это не нравится, она не хочет уходить и уступать мне место. Чтобы навредить мне, Зима забрала солнечные лучики. А без них я не смогу обогреть землю: травка не зазеленеет, деревья не распустятся, цветы не зацветут. Спрятала она их в лесу. Поможете мне их найти? ( Ответы детей)
ЗВУК ВЬЮГИ
Весна: Ребята, послушайте, это же голос Зимы.
Зима (запись голоса): Попробуйте найти! Лес большой, заблудитесь! Путь будет непростой, много испытаний ждет вас! А вот первое из них. Отгадайте, о ком идет речь. Живут в реке работники, Они совсем не плотники, Но большую построят плотину — Из веток и из глины.
Весна: Не пугай нас Зима. Мы тебя не боимся. Правда, ребята? Догадались о ком речь в загадке идет? Тогда в путь, ищем Бобра. (Выходят в коридор) А где же мы его искать будем? (Обратить внимание на стрелки)
Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий.
НАПРИМЕР:
— Здравствуйте ребята! Ах, как долго я вас ждала! Сорока все утро трещала «Ребята по лесу ходят, весне помогают, лучики для солнца ищут». Вот возьмите лучик — для хороших людей ничего не жалко.
— А где подсказка? куда нам дальше идти? (спрашивает Весна)
— Подсказка? Куда-то я ее положила, пока собиралась за подснежниками, хотела сделать подарок тебе Весна, а куда не помню.
Ребята, помогите мне собрать подснежники, глядишь и вспомню, куда положила подсказку. Поможете?
(Да)
(Показ картинки с подснежниками)
— Посмотрите, ребята, какие красивые эти цветы. Подснежник хоть и маленький, нежный, хрупкий, но гордый и смелый, потому что растёт рядом со снегом, он не боится холода и ветров, а ещё люди считают его символ весны и тепла. А скажите мне, можно ли рвать подснежники? Почему?
(ответы детей)
— Конечно, этот цветок занесен в Красную книгу, под защиту, его рвать нельзя!
— (Весна) Значит, я останусь без подарка?
— Не огорчайся Весна. Мы можем сделать подснежники.
Ребята, предлагаю рассмотреть материал, из которого мы будем делать подснежники. Давайте назовем эти предметы.
( Ложки, трубочки, пластилин, бумага зеленого цвета.).
— Как вы думаете, для чего они
— Ложки — это будущие лепестки, трубочки-стебельки, из бумаги вырежем листочки. Для чего нам нужен пластилин?
— Правильно. Пластилином мы соединим все детали.
— Ребята, давайте посмотрим, как из всех этих материалов сделать подснежник.
А теперь я предлагаю вам приступить к работе.
(Выполнение работы)
— Молодцы, ребята, очень красивые подснежники у вас получились. Давайте соберем их в корзину и подарим Весне
Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.
НАПРИМЕР:
Весна: Ребята, какие вы молодцы, большое вам спасибо, вы помогли мне вернуть все солнечные лучики. И победить Зиму. Теперь у меня хватит сил обогреть землю, растопить снег и лед. И у нас зазеленеет травка, и зацветут цветы. Давайте вспомним, как называется сегодняшний день?
Ответы детей .
Весна: А в народе этот день называется Жаворонки. В этот день жаворонки возвращались с теплых краев, а за ними и другие птицы. Хозяйки в этот день готовили угощение в виде птичек жаворонков. И раздавали их детям. А ребята выкрикивали стишки, зазывая солнце. Давайте и мы с вами позовем солнышко.
Солнышко появись,
Яркое разожгись.
С весною красною вернись,
В дорогу выезжай,
Зимний холод прогоняй.
СОЛНЦЕ ВЫКАТЫВАЕТСЯ
Весна: Ребята, давайте возьмем солнышко за лучики и поводим с ним хоровод. (хоровод) У меня для вас есть сюрприз. (детям весна раздает печенье)
О чём нужно помнить при подготовке квеста:
— Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.
— Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
— Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.
— Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
— Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
— Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
— Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
— Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
— В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.
Детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, и представляет собой мобильную систему: мобильной должна быть среда, мобильным должен быть педагог. Современные принципы воспитания и образования побуждают педагога к поиску новых форм работы и взаимодействия с детьми. Одной из таких форм и является образовательная технология квест-игра, способствующая развитию детской инициативы и познавательной активности дошкольников.
Литература:
1. Кисленко О. В. «Квест-игра в русле образовательной деятельности с дошкольниками коррекционной группы ДОУ»
- Позднякова Е. А. «Квест-игра как инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ»