На сегодняшний день изменения, которые мы можем заметить в системе образования, охарактеризованы необходимостью изменений, которые будут соответствовать развитию общества и всей образовательной системы. Отметим, что в Законе «Об Образовании в Российской Федерации» указывается, что те требования, которые предъявляются к образованию на современном этапе, обосновывают необходимость образовательных учреждений постоянно двигаться в направлении развития [1]. В связи с этим возникает необходимость модернизации системы управления в дошкольных образовательных учреждениях, что связанно также и с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране.
Руководителям на сегодняшний день необходимо выстраивать кадровую политику дошкольного образовательного учреждения таким образом, чтобы она могла быть эффективной на практике. Так как при этом возрастает необходимость управления и персоналом, появляется определенная проблема: она состоит в отсутствии определенной системы. Сегодня руководителю необходимо самостоятельно искать профессиональные кадры, однако это значительно затруднено тем, что настоящий период времени во многих ДОУ работает большое количество «случайных» людей.
В центре работы дошкольной образовательной организации находится такой важный структурный компонент как деятельность непосредственного руководства учреждения в слиянии с функционированием педагогического коллектива.
Первое звено — непосредственно управляющий, т. е. заведующий дошкольным образовательным учреждением. Его первостепенная задача — определение стратегии развития организации и принятие соответствующих решений, которые будут определяющими при достижении поставленной цели. Второе звено представлено заместителями заведующего учреждением, сюда же относятся и ответственный по административно-хозяйственной части дошкольной организации, детский психолог, логопед и пр. Они принимают решения согласно своим непосредственным функциональным обязанностям, следуя, тем не менее, общему плану развития учреждения. Третье звено управляющей системы — воспитатели, педагоги дошкольного образовательного учреждения [4]. Их управляющие решения распространяются на их воспитанников в учебно-воспитательной деятельности. В четвертое звено можно определить самих воспитанников, так как само направление деятельности дошкольного учреждения на современно этапе предполагает субъект-субъектные отношения между всеми членами учебно-воспитательного процесса. При этом ребенок является как объектом воздействия, так и субъектом развития одновременно [3].
В связи с современными событиями и обстоятельствами руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо придерживаться стратегии здоровьесбережения воспитанников и работников, а также сотрудничества с родителями [7]. В соответствии с требованиями к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни особое внимание уделяется взаимодействию образовательного учреждения с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактики у них вредных привычек, формирования безопасного образа жизни. Сотрудничество ДОУ с семьёй — один из основополагающих принципов дошкольного образования [2, п. 1.4]; среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [2].
В соответствии с изученными теоретическими источниками стратегия руководителя дошкольной образовательной организации должна разрабатываться с учетом следующих моментов:
— в ней должна быть обозначена приоритетная образовательная цель развития дошкольной образовательной организации;
— образовательные цели развития дошкольной образовательной организации могут определяться через выбор когнитивной, аффективной, валеологической, креативной или любой другой образовательной тактики, но не «захватывать» описание всех видов тактик [6];
— в соответствии с образовательными целями в ней должны быть выделены определенные проблемные области и соответствующие им области профессиональной деятельности сотрудников детского сада;
— обозначены средства решения приоритетных задач на каждом этапе работы и предполагаемые результаты (при этом требуется, чтобы используемые средства и методы работы, педагогический потенциал (кадровый состав, педагогическое сопровождение предметно-развивающей и пространственной среды) соответствовали поставленным образовательным целям);
— должны быть намечены ожидаемые результаты реализации программы развития с учетом образовательных целей развития дошкольной образовательной организации.
Таким образом, подводя итог исследованию в рамках заявленной темы, можно сделать общий вывод о том, что стратегия руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях должна выстраиваться и работать в режиме развития, так как это дает шанс выжить в условиях жесточайшей конкуренции. Для улучшения качества управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях необходима постоянная и планомерная работа в отношении структурирования педагогического состава и кадров учреждения. А также имеет значение выбор стратегии и программы развития учреждения, в контексте гуманизации и демократизации образования. Цель управления развитием дошкольного образовательного учреждения состоит в создании условий, обеспечивающих развитие педагогического процесса как целостной системы и индивидуально-творческого развития личности ребёнка и педагога.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) //http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2021)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., № 1155. (дата обращения: 30.03.2021)
- Акинфеев Н. В. Особенности управления изменениями в образовательной среде. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та. — 2018. — С. 1–3.
- Ганичева И. А. Этапы управления организационной культурой педагогического коллектива ДОУ / И. А. Ганичева, А. Д. Столярова // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 164–167.
- Губанихина Е. В. Организационно-педагогические условия управления организацией социжального партнёрства дошкольной образовательной организации / Е. В. Губанихина, Н. В. Замятина // Молодой ученый. — 2016. — № 24. — С. 444–446.
- Иванова М. Н. Стратегии развития образовательных организаций // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 421–423.
- Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы XI Международной научнопрактической конференции // под общей редакцией Г. П. Новиковой. — Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2018. — 606 с.
- Сацюк, И. Б. Педагогические основы управления в дошкольных образовательных учреждениях / И. Б. Сацюк. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osnovy-upravleniya-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah???history=18&pfid=1&sample=17&ref=0 (дата обращения: 01.04.2021).