В статье авторы показывают принцип работы устройства для более углубленной подготовки механиков-водителей многоосных специальных колесных шасси.
Ключевые слова: устройство, пешеход, упражнение.
Устройство предназначено для выработки правильных действий водителей при внезапном появлении на проезжей части дороги пешеходов, выходящих из-за стоящих транспортных средств.
Рис. 1. Устройство, имитирующее неожиданный выход пешехода из-за стоящего транспортного средства: 1 — макет пешехода; 2 — соединительные тяги; 3 — электродвигатель; 4 и 8 — шкивы; 5 — подшипники; 6 — реле включения с концевыми выключателями; 7 — вертикальный вал; 9 — приводной ремень; 10 — подставка; 11 — блок управления; 12 — задний борт грузового автомобиля (макет автомобиля)
Макет пешехода 1 установлен на двух тягах 2, которые могут поворачиваться вместе вертикальным валом 7.
Вращение от приводного электродвигателя 3 передается на вал через клиноременную передачу. Управление электродвигателем осуществляется с помощью реле включения К1, имеющего три пары контактов К1.2, К 1.3, К 1.4, и трех концевых переключателей S1, S2, S 3.
Рисунок 2. Схема электрическая принципиальная устройства, имитирующего неожиданный выход пешехода из-за стоящего транспортного средства: К1 — реле; S1 — S3 — концевые переключатели; С1 — конденсатор; М — электродвигатель
В исходном положении макет пешехода закрыт макетом стоящего транспортного средства.
При пересечении машиной рубежа датчика, установленного перед препятствием на расстоянии 30м, срабатывает блок управления (БУ), подключая обмотку К1.1 реле К1 к источнику питания. Контакты К1.2 замыкаются,
блокируя цепь обмотки К1.1 реле К1, а контакты К 1.3 и К1.4 переключаются, обеспечивая протекания тока через обмотки электродвигателя по следующему пути: «+» источника тока — контакты S2- контакты к1.3-обмотки электродвигателя — контакты К 1.4- «-» источника тока.
Электродвигатель включается в работу и приводит во вращение вертикальный вал, который, поворачиваясь, перемещает макет пешехода на проезжую часть дороги. Остановка электродвигателя происходит в момент срабатывания концевых переключателей S1, S2. Контакты S 3 при этом замыкаются.
Концевой переключатель S 2 прерывает цепь двигателя. Концевой переключатель S2 прерывает цепь двигателя. Концевой переключатель S1 прерывает цепь питания обмотки реле, но контакты реле переключаются спустя некоторое время, так как обмотка будет находиться под напряжением разряда конденсатора С1. В момент переключения контактов. К 1.3 и К 1.4 происходит реверсирование двигателя, так как по его обмоткам будет протекать ток в обратном направлении. Путь тока: «+» источника питания — контакты S3- контакты К 1.4- электродвигатель — контакты К 1.3- «-» источникам питания. Реверсирование двигателя происходит автоматически через интервалы времени определяемые параметрами цепочки С1 — К1.1. Остановка двигателя происходит в момент срабатывания концевого переключателя S3.
Устройство, имитирующее неожиданный выход пешехода из-за стоящего транспортного средства, применимо на практике. Рассмотрим устройство на схеме маршрута СШ 5. Упражнение предназначено для обучение и совершенствования навыков вождения шасси по ограниченным проездам. Выполняется для определения степени обученности механиков- водителей по вождению боевых машин при инспекторских проверках уровня под руководством командиров соединений, командиров воинских частей, начальников автомобильных служб соединений, а также для присвоения и подтверждения профессиональной профпригодности.
Упражнение отрабатывается на специализированном маршруте автодрома днем и ночью. Занятие состоит из:
– Правил вождения шасси по ограниченным проездам.
– Приемы управления шасси при движении в ограниченном по ширине проезде.
– Движение шасси по ограниченной кривой.
– Порядок выполнения разворота на «Т — образной площадке».
– Приемы управления шасси при преодолении «габаритного тоннеля».
– Порядок постановки шасси задним ходом на «габаритную площадку», в «хранилище».
До практического занятия по отработке упражнения изучаются:
– Содержание контрольного задания и оценочные нормативы.
– Особенности шасси, которые следует учитывать при движении задним ходом.
– Приемы управления шасси и ориентирование при движение задним ходом.
– Размеры ограниченных проездов.
– Отработка упражнения по элементам, обучения.
На данной схеме наглядно представлено, как выглядит упражнение 5СШ (малое), на котором будет установлено устройство имитирующее неожиданный выход пешехода из- за стоящего транспортного средства.
Рис. 3. Схема маршрута упражнения 5 СШ: 1- устройство, 2- макет транспортного средства, 3- транспортное средство, 4- датчик движения.
Основной задачей являлась разработка устройства, имитирующего неожиданный выход пешехода из-за стоящего транспортного средства, для выработки правильных действий водителей при внезапном появлении на проезжей части дороги пешеходов, выходящих из-за стоящего транспортного средства.