Ключевые слова: BPM, EPM, BPI, бизнес-процессы, процессный подход, стратегия организации.
Бизнес-процессы способны значительно повысить эффективность бизнеса в любой сфере. Бизнес-процесс является уникальным средством, чтобы взглянуть на процессы предприятия со стороны, увидеть узкие места и слабые стороны в процессе и улучшить процесс, оптимизировать его, если это будет необходимо. Технология описания бизнес-процессов позволяет обеспечить ясность и понятность каждой операции бизнеса, помогает проанализировать результаты различных сбоев, которые могут произойти на определенном этапе выполнения работ, а также своевременно обнаружить ошибки и исправить их.
Основное свойство бизнес-процесса заключается в том, что это взаимосвязанная и конечная совокупность определенных действий, которая определяется отношениями, ограничениями, ресурсами и мотивами внутри конечного множества субъектов и объектов, которые объединяются в систему с целью удовлетворения общих интересов и для получения конечного конкретного результата, потребляемого самой системой.
Для графического представления деятельности учреждения используются блок-схемы процессов. Любой бизнес-процесс, как правило, берет свое начало со спроса потребителя и заканчивается удовлетворением этого спроса.
Владельцем бизнес-процесса чаще всего выступает должностное лицо, имеющее в подчинении персонал, распоряжающееся инфраструктурой, оборудование и программным обеспечением, обладающее нужной информацией о процессе, управляющее течением бизнес-процесса и несущее ответственность за эффективность и результативность процесса.
Процессное управление помогает заниматься организацией и усовершенствованием бизнес-процесса более планомерно и осмысленно, а также изменять масштабность изучаемого бизнес-процесса. Люди, которые организуют и проектируют бизнес-процесс, напрямую связаны с менеджерами и с другими подразделениями предприятия. Эта связь состоит в передаче полномочий другим сотрудникам и распределении поручений между ними. Именно поэтому, сначала обязательно определяется порядок взаимодействия подразделений и руководителей, которые участвуют в управлении бизнес-процесса, а уже потом запускается процесс. Чтобы знать, кто, чем занимается, разрабатываются специальные документы, регламентирующие порядок работы каждого отдела и менеджеров, управляющих процессом.
На самом деле, объектом управления выступает сам процесс — его описание, контроль, измерение процесса, доведение до автоматизма согласно инструкциям, различным алгоритмам и критериям. Управление бизнес-процессом — это сложная постоянная работа над бизнес-процессом. Процесс проектируется, организуется и совершенствуется в деятельности учреждения в динамике.
Из-за усиления конкуренции и недостатка времени и запасов главные ресурсы для роста эффективности процессов содержатся внутри самих бизнес-процессов. Для того чтобы разобраться, как повысить эффективность и результативность бизнес-процесса, необходимо осуществить его моделирование. Именно поэтому сейчас компании активно описывают бизнес-процессы, их регламентацию, занимаются проектированием и аудитом. На сегодняшний день это является необходимостью.
Нужно отметить, что финансовая деятельность учреждений требует особого внимания. Финансовые бизнес-процессы во многих учреждениях являются второстепенными. Они выполняют обслуживающую или вспомогательную функции. Задача финансовых бизнес-процессов заключается в следующем: они помогают всем остальным функциям учреждения (производство, продажи, снабжение, логистика и администрирование) извлекать максимальную прибыль, при этом разумно используя основные и оборотные средства. Помощь финансовых бизнес-процессов состоит в оценке управленческих решений, обеспечении приемлемого объема финансирования операционной деятельности по доступной стоимости. Бизнес-процессы финансового отдела тоже бывают несовершенны, и в них часто имеются недостатки, поэтому им тоже очень важно уделять внимание, проектировать, анализировать и совершенствовать, обращая внимание на проблемные места.
Основная задача предприятия — управление финансовыми процессами. Предприятие должно анализировать, обрабатывать уже имеющиеся данные предыдущих периодов, выявлять недостатки, проблемные места и заниматься их исправлением. Планирование дает возможность учреждению стремиться к определенным целям, которые поставлены на основе уже имеющихся реальных данных. Таким образом, функции планирования и контроля гарантируют постоянную прибыль учреждению. Финансовое планирование и контроль происходят постоянно в деятельности компании. Перед началом описания любого бизнес-процесса необходимо сначала определиться с входными и выходными данными процесса, а также полностью описать окружение бизнес-процесса. Только после этого можно приступать к его моделированию и проектированию.
Управление бизнес-процессами (англ. Business Process Management, BPM) — это система управления, которая связывает цели и стратегию компании с потребностями и ожиданиями клиентов компании через определенную организацию сквозных процессов.
Таблица 1
Матрица областей использования ВРМ
Таким образом, методы управления бизнес-процессами сосредотачиваются на конечных результатах, а также на путях для их достижения. Следующая матрица наглядно изображает три основные области использования BPM.
Первая область применения BPM — усовершенствование бизнес-процессов (BPI). Она представляет собой проект, направленный на улучшение гармонии между ожиданиями клиентов и стратегией компании. BPI состоит из выбора, анализа, проектирования и внедрения улучшенного бизнес-процесса. В этой области могут использоваться такие прикладные методы, как методология BPM (жизненный цикл), шесть сигм, бережливый менеджмент, TQM и другие.
Нужно отметить, что в качестве BPM может приниматься целая система, которая включает в себя ряд проектов и инициатив.
Следующая область применения BPM — это управление процессами предприятия (EPM). EPM — это использование методов, принципов и процессов в определенном учреждении. EPM:
а) позволяет обеспечить согласование процессного регулирования, соответствие архитектуры и портфеля сквозных процессов ресурсам и стратегии учреждения;
б) передает модель регулирования с целью управления и оценки BPM инициативами. В EPM определяется степень зрелости управления процессами для определения достигнутого уровня.
И наконец, непрерывная оптимизация — область применения, представляющая собой долгосрочный метод для увеличения производительности и результативности определенных процессов, основываясь на постоянно работающей системе управления с обратной связью.
Литература:
- Горшков, Д. О. Реинжиниринг отдельных бизнес-процессов как средство нахождения новых точек роста сбытовой сети / Д. О. Горшков, Д. А. Корнилов — Текст: непосредственный // Вестник НГИЭИ. — 2017. — № 11 (78). — С.148–161.
- Лыкова, А. И. Система управления эффективностью бизнес-процессов / А. И. Лыкова — Текст: непосредственный // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. — 2017. — № 2. — С.66–74.
- Федорова, О. В. Применение методологий SADT и ARIS для моделирования и управления бизнес-процессами информационных систем / О. В.Федорова, А. А. Мамаева, Е. А. Якунина — Текст: непосредственный // Вестник ВГУИТ. — 2018. — № 1 (75). — С.105–109.