Законодательство как результат законотворческой деятельности непосредственно зависит от тех процессуальных форм, при помощи которых происходит его становление и которые обеспечивают его качество и эффективность применения. Отсюда стремление всех участников законодательного процесса к постоянному совершенствованию нормативно-правовой базы подготовки, рассмотрения и принятия законов [1].
Конституция Российской Федерации содержит достаточно широкий перечень лиц, которые вправе вносить проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания. Основной Закон называет такое внесение законодательной инициативой.
Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы имеет Государственный Совет Удмуртской Республики. Он представляет из себя законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти в Удмуртской Республике. Является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти в Удмуртской Республике.
На сегодняшний момент Государственный Совет состоит из 60 депутатов, избираемых сроком на пять лет. 30 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 30 — по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Государственный Совет утверждает новую структуру Правительства Удмуртии, принимает новые законы «О Правительстве Удмуртской Республики» и «О Государственном Совете Удмуртской Республики». В последнем законе закреплена контрольная функция Госсовета за деятельностью правительства.
На федеральном уровне многие инициативы субъектов Российской Федерации не всегда находят решение и понимание, а также рассмотрение.
Анализ деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации, в частности Удмуртской Республики, в федеральном законодательном процессе, позволяет говорить о том, что эффективность участия Удмуртской Республики в законотворчестве на федеральном уровне крайне низкая.
Так, с 2016 года Удмуртской Республикой было выдвинуто порядка 29 инициатив. Из приведенной обобщенной информации работа над 27 инициативами завершена, законопроекты были отклонены, 2 находятся на стадии рассмотрения. [1]
Диаграмма «Законодательные инициативы УР в период 2016–2021 гг.» (рис. 1) наглядно показывает эффективность участия Удмуртской Республики в законотворческом процессе на федеральном уровне.
Также особый интерес представляют результаты рассмотрения законодательных инициатив, внесенных Удмуртской Республикой, Государственной Думой Российской Федерации. В таблице 1 приведены формулировки результатов рассмотрения.
Рис. 1 Законодательные инициативы УР в период 2016–2021 гг.
Таблица 1
Результаты рассмотрения законодательных инициатив Государственной Думой Российской Федерации
вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции РФ и Регламента Государственной Думы |
3 законопроекта |
отклонить законопроект |
23 законопроекта |
вернуть инициатору законопроект, предусматривающий внесение изменений в закон утративший силу |
1 законопроект |
Анализируя причины отклонения законопроектов можно выделить наиболее типичные:
— противоречие (несоответствие) отклоняемого законопроекта Конституции, кодексам и другим законам Российской Федерации;
— несоответствие закона правилам законодательной техники;
— недоработки концептуального характера;
— ссылки в федеральном законе на другой закон, который еще не одобрен Советом Федерации и не подписан Президентом.
С правовых позиций наиболее актуальными являются причины отклонения федеральных законов, обусловленные нарушениями федеральной Конституции. Таким образом, основной главной причиной отклонения инициатив на федеральном уровне по-прежнему остается их слабая юридическая проработка.
Литература:
- Надеев Р. К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. — М., 1997.- С.15.
- www.duma.gov.ru