В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательных технологиях, по формированию военно-патриотического воспитания курсантов путем изучения заложенных традиций Александра Невского по воспитанию русских воинов.
Ключевые слова: военное образование, патриотизм, историческая память, патриотическое воспитание методы и формы воспитания
Актуальность статьи подчеркивается тем, что в 2021 году по указу Президента Российской Федерации В. В. Путина, отмечается 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.
Александр Ярославич Невский (1221–1263 гг.) — князь Новгородский, Киевский, Владимирский из рода Рюриковичей, великий полководец и талантливый дипломат [1]. Именно при его правлении Русь смогла отстоять независимость от католического Запада.
Общеизвестно, что жизнь Александра Невского всегда привлекала внимание потомков. Этот юбилей выдающегося государственного деятеля Руси вызывает особый интерес среди различных категорий населения страны. Выделим главное, что Александр Невский совершал княжеское служение в сложный исторический момент, когда Русская земля, раздираемая внутренними междоусобицами, оказалась под ударами внешних врагов [2–4].
В целом, исторические факты и вместе с ними ценности в настоящее время те, что великий князь одержал блестящие победы в битвах на Неве и Ледовом побоище. Благодаря государственной мудрости и дипломатическому искусству Александра Невского, Русь достойно выдержала тяжелейшие испытания. Вся деятельность Александра Ярославовича определялась искренней любовью к своему народу и преданностью [5, 6].
Несомненно, эти величайшие исторические ценности и традиции актуальны и в наши дни при подготовке курсантов военных вузов страны.
Поэтому, для поиска новых форм и методов обучения с позиции культивирования интереса к изучению русской истории, связанных с именем князя Александра Невского, а также закрепления имеющихся знаний, развития исторического кругозора и эрудиции курсантов, воспитание гордости за героическое прошлое нашей Родины, принято решение для проведения исследований.
Таким образом, в ходе исследования проведено анкетирование курсантов Военного института (инженерно-технического) 1–2 курсов в возрасте 19–20 лет, по разработанной анкете, со следующим перечнем вопросов, представленным в табл. 1. Фото-фрагмент анкетирования курсантов представлен на рис. 1.
Рис. 1. Фотофрагмент опроса курсантов о святом князе Александре Невском и традициях его почитания в России
Частичные результаты социологического опроса о святом князе Александре Невском и традициях его почитания в Россиикурсантов Военного института (инженерно-технического) представлены на рис. 2–4.
Таблица 1
Перечень вопросов о святом князе Александре Невском и традициях его почитания в России
Номер и наименование вопроса |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 2. Промежуточные результаты опроса по вопросу 1 разработанной анкеты
Из промежуточных результатов опроса курсантов видно, что около 65–70 % курсантов имеют слабые знания о святом князе Александре Невском и традициях его почитания в России.
Таким образом, существует необходимость продолжения повторения курсантами основных событий истории России XIII века; закрепления имеющиеся знания о знаковых датах и сражениях, связанных с именем князя Александра Невского.
Общеизвестно, что пропаганда (просвещение) знаний в области нравственно-патриотического воспитания — это важное государственное дело.
Очевидно, что положительные результаты воспитания выгодны государству, а, следовательно, любому гражданину страны, и, безусловно, курсантам — будущим офицерам, защитникам нашего государства.
Рис. 3. Промежуточные результаты опроса по вопросу 2 разработанной анкеты
Рис. 4. Промежуточные результаты опроса по вопросу 3 разработанной анкеты
Решить сегодня эту актуальную задачу предлагается путем разработки современных образовательных игровых методических подходов по формированию культуры нравственно-патриотического воспитания, на примере курсантов высших военных образовательных учреждений за счет влияния образа великого полководца Александра Невского.
На основании вышеизложенного, сформулирована цель и задачи исследования.
Таким образом, целью является изучение биографии Александра Невского и определение традиций, заложенных им при служении Отечеству.
Задачами исследования являются:
- Обобщить и систематизировать знания об Александре Невском.
- Провести опрос курсантов о святом князе Александре Невском и традициях его почитания в России.
- Выявить и описать традиции, заложенные Александром Невским, по духовно-нравственному воспитанию русских воинов.
- Разработать методические материалы, основанные на современных образовательных технологиях, по просвещению курсантов о святом князе Александре Невском и заложенных им традициям почитания в России.
- Представить социальный эффект от внедрения предлагаемых новых решений.
Выбраны следующие методы исследований:
— теоретический — обзор, анализ и обобщение литературных источников, системный анализ данных.
— практический — сбор информации, опрос, анкетирование, диалог, наблюдение, математическая обработка данных, построение диаграмм.
Таким образом, актуальность исследованиянаправлена на реализацию инновационной стратегии по формированию патриотического воспитания курсантов высших военных образовательных учреждений.
Литература:
1. Президентская библиотека [Электронный ресурс]: URL: https://www.prlib.ru/news/1302180 (дата обращения: 12.03.2021).
2. Цитаты Александра Невского [Электронный ресурс]: https://www.abcfact.ru/5108.html. (дата обращения: 12.03.2021).
3. Анищенков В. Русские святые воины. Жития. М.: Держава. 2000.
4. Арефьева Л. И. Иллюстрированная хронология истории Российского государства. М.: Планета. 1990.
5. Бегунов Ю. К. Александр Невский: Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М.: Молодая гвардия. 2003.
6. Каргалов В. В. Исторические портреты: Святослав, Дмитрий Донской, Михаил Скопин-Шуйский и др. М.: Астрель. 2004.