Свойства покрытий многоэлементных композиций, полученных магнетронным распылением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 04.04.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Жармагамбетова, Г. А. Свойства покрытий многоэлементных композиций, полученных магнетронным распылением / Г. А. Жармагамбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79751/ (дата обращения: 17.10.2024).



Свойства покрытий многоэлементных композиций, полученных магнетронным распылением

Жармагамбетова Гулжан Аскаркызы, студент магистратуры

Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова (Казахстан)

Повышение надежности и производительность рабочих машин за счет снижения скорости износа и коэффициента трения связанных площадей поверхностей — эта проблема решается с помощью покрытий из тонкослойных твердых тел, полученных методом вакуумного напыления. На сегодняшний день для поставленной цели увеличения срока службы промышленных деталей, в частности работающих в агрессивной среде. Работа по созданию многоэлементных конструкций не нова, ведущим данным исследованиям около 100 лет. Эти структуры обладают рядом исключительных свойств, которые нельзя получить методами классической металлургии. Развитием создания такой технологии является формирование сплавов со следующими свойствами: жаропрочность, износостойкость, высокая твердость, трещиностойкость, шероховатость.

Ключевые слова : многоэлементное покрытие, защитное покрытие металла, износостойкое покрытие, коэффициент трения, микротвердость, износ.

Создание твердых структур из металлических сплавов, размещенных в равных слоях с примерно одинаковыми атомными объемами, зовутся высокоэнтропийными сплавами (ВЭC). По составу ВЭС аналогичны обычным сплавам в твердом состоянии, как многоэлементный сплав, также здесь можно включить содержание частиц дисперсионно-упрочненных фаз. Эта технология открывает безграничные возможности для производства новых сплавов и машиностроительных устройств.

В самом начале основой для ВЭС служили только тугоплавкие металлы, а именно: молибден, вольфрам, таллий, ванадий, ниобий. Поскольку эти сплавы имеют объемно-центрированную кубическую решетку (ОЦК, 2 атома на ячейку), в результате они показывают высокую прочность, но гораздо более высокую плотность, чем промышленные никелевые сплавы. Решением этой проблемы стало повышение удельной прочности, но тогда эксплуатационная теплостойкость теряется, и, несмотря на это, она должна быть основным критерием при выборе составляющих слоев композиции.

Свойства этих сплавов в эксплуатации зависят от состава, но также и от конструктивного решения, касающегося характеристик конечного продукта — уменьшения площади контакта.

Экспериментальная работа. Для получения многоэлементных покрытий использовались микропорошки следующих составов:

  1. CrNiTiFeCu
  2. CrNiTiCoCu
  3. CrNiTiTaCu
  4. CrNiTiAlCu
  5. CuNiCrTiZn
  6. CuNiTiFeCu
  7. CuNiTiFeCu
  8. CuNiCrTiZn

Таблетки были созданы из ранее представленных микропорошков и смешаны в эквиатомных пропорциях. В ходе работы применялась вакуумная установка с ионно-плазменной камерой ННВ-6.6И1. Данная установка, ионно-плазменная камера вакуумная ННВ-6,6-И1, предназначена для нанесения прочных однослойных и многослойных покрытий на обширный спектр устройств диаметром до 200 мм и длиной до 250 мм при ионной бомбардировке с помощью конденсация вещества.

В результате гомогенизированные составы обсушивали в вакууме и прессовали в пресс-форме (давление 20 т) в плоские диски диаметром 12 мм и толщиной 3 мм (рис. 1, 2).

полученные диски

Рис. 1. полученные диски

полученные шестигранники

Рис. 2. полученные шестигранники

Определение коэффициента трения. Для определения коэффициентов трения использовалась экспериментальная установка «Информационно-измерительное устройство для определения коэффициента трения скольжения» (рис. 3), созданная на базе вуза. Измерения проводились 20 раз. Вес загрузки — 50 г, резиновая накладка — 0,6 г.

Определение микротвердости . Микротвердость по Виккерсу измеряли с помощью алмазной пирамиды с углом при основании 136 °, с нагрузкой 100 грамм и временем выдержки 15 с. Наноиндентирование проводили на приборе HVS-1000A производства Lyric с использованием алмазной пирамиды с расстоянием 85 мм от центра индентора до внешней стенки. Точность измерения глубины вдавливания составляет ± 0,04 нм. Нагрузка — 10 мН, выдержка 200 с. Измерения проводились 20 раз.

Определение износа . Методы испытаний на износ на переменной площади контакта с определением параметров модели износа.

Рассмотрено контактное взаимодействие вращающегося, вращающегося шара, радиуса и неподвижной плоскости под действием нагрузки.

Ровная поверхность, покрытая тонким слоем толщины. При вращении неизнашиваемого шара сначала изнашивается тонкий слой с образованием круглой сферической лунки определенного радиуса. Измерения проводились 20 раз.

Средние значения экспериментальных данных приведены в таблице ниже.

Таблица 1

Безымянный12.png

Где для Al, для стали, для Cu — коэффициенты трения; HV — значение микротвердости, (0,025) ^ — 3 — нагрузка; износ — степень износа; d — диаметры полученных лунок.

Безымянный13.png

Полученные результаты свидетельствуют о том, что использование композиционных многоэлементных композиций для узлов и машин может иметь достаточную твердость и износостойкость. Следственно при использовании вакуумно-плазменных покрытий общая ионная оценка покрытий основана на низком коэффициенте трения, который, как следствие, увеличивает твердость и износ деталей машин.

Заключение. Методом ионно-плазменного напыления получены однородные износостойкие покрытия на основе: CrNiTiFeCu, CrNiTiCoCu, CrNiTiTaCu, CrNiTiAlCu, CuNiCrTiZn, CuNiTiFeCu, CuNiTiFeCu, CuNiCrTiZn.

Исследованы их трибологические свойства.

Литература:

  1. Energy Consumption Due to Friction in Motored Vehicles and Low-Friction Coatings to Reduce It, © Springer International Publishing Switzerland 2015 1 S. C. Cha, A. Erdemir (eds.), Coating Technology for Vehicle Applications, DOI 10.1007/978–3–319–14771–0_1
  2. Influence of tribology on global energy consumption, costs and emissions Kenneth HOLMBERG1,*, Ali ERDEMIR2 1 VTT Technical Research Centre of Finland, VTT FI-02044, Finland 2 Argonne National Laboratory, Argonne, IL 60439, USA Received: 17 May 2017 / Accepted: 06 July 2017
  3. Key Engineering Materials Submitted: 2018–05–20 ISSN: 1662–9795, Vol. 788, pp 59–67 Revised: 2018–09–28 doi:10.4028/www.scientific.net/KEM.788.59 Accepted: 2018–10–02 © 2018 Trans Tech Publications Ltd, Switzerland, Evaluation of the Physical and Mechanical Characteristics of Ion-Plasma Antifriction Coatings Based on Ti-Cu Aleksandrs Urbahs1,a, Konstantins Savkovs2,b, Margarita Urbaha3,c, Darja Andrejeva4
  4. XII International Conference Radiation-thermal Effects and Processes in Inorganic Materials IOP Publishing IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 168 (2017) 012038 doi:10.1088/1757–899X/168/1/012038, Comparative physical-tribological properties of anti-friction ion-plasma Ti-C-Mo-S coating on VT6 alloy or 20X13 and 40X steels A Y Shubin1,3,A I Potekaev2,V M Savostikov2, S V Galsanov2, V S Dmitriev1, I B Stepanov1, E B Kashkarov1 and V H Dammer3
  5. А. П. Уманский, Е. Н. Полярус, М. С. Украинец, А. У. Стельмах, «Исследование механизмов изнашивания оксидов титана, хрома и циркония при трении в условиях высоких температур»
  6. “Структурные аспекты износостойкости вакуумных ионно-плазменных покрытий”, Колесников В. И., Кудряков В. И., Забияка И. Ю. и др., “Физическая мезомеханика, 23”, 2020г., 62–77 https://studme.org/99937/tehnika/struktura_katoda_ustanovki_ionno_plazmennogo_naneseniya
  7. Sutton, D. C., Limbert, G., Burdett, B., & Wood, R. J. K. (2013). Interpreting the effects of interfacial chemistry on the tribology of diamond-like carbon coatings against steel in distilled water. Wear, 302(1–2), 918–928.
Основные термины (генерируются автоматически): коэффициент трения, алмазная пирамида, износ, ионно-плазменная камера, покрытие, сплав.


Ключевые слова

износ, микротвердость, коэффициент трения, многоэлементное покрытие, защитное покрытие металла, износостойкое покрытие

Похожие статьи

Современная технология нанесения антифрикционных покрытий

Рассмотрен способ получения антифрикционных покрытий и упрочнения деталей цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания. В результате предлагаемой технологии повышается работоспособность деталей, сокращается период приработки и уменьшается...

Исследования структуры и свойств соединений, полученных фрикционной наплавкой

Создание прочных, бездефектных металлургических соединений между несколькими соседними перекрывающимися фрикционными наплавками, также называемыми многодорожечными фрикционными наплавками, из разнородных алюминиевых сплавов, находится в центре вниман...

Применение композиционных полимерных материалов на основе углерода в химическом машиностроении

В статье авторы исследования пытаются найти закономерность влияния химического состава антифрикционного материала на основе углерода на его износостойкость в паре со сталью.

Стеклокерамические покрытия на основе карбосилицида титана для пленочных электронагревателей

Работа посвящена изучению процессов, протекающих в тонких слоях порошковой системы PbO2-B с добавлением порошка Ti3SiC2 в качестве наполнителя в режиме «теплового взрыва». Изучено влияние скорости нагрева образца, количества Ti3SiC2 в исходной смеси ...

Стеклопластиковая арматура с повышенными рабочими характеристиками

Большинство характеристик стеклопластиковой арматуры выше, чем у металлического аналога. Но есть некоторые параметры не позволяющие применять ее при больших нагрузках. Одним из них является невысокая адгезия затвердевшего эпоксидного связующего. Что ...

Определение силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фибропенобетона

В статье рассматривается методика проведения испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фибробетона. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из конструкционного пенобетона, армированные стальной проволочной фиброй ...

Метод уменьшения аварийности и повышения надежности подшипников скольжения в тяжелых режимах работы при конструировании машин и оборудования с использованием антифрикционного литого композиционного материала

Задача по уменьшению риска аварийности на производстве приводит к конструированию высоконадежного металлургического и другого оборудования. Эксплуатация машин и оборудования является безопасной, если они сконструированы с учетом требований надежности...

Вибрационная обработка сварных конструкций

Разработаны методы эффективной виброобработки сварных соединений, изготовленных из простых малоуглеродистых сталей. Приведено влияние вибро- и термообработки на критическую температуру хрупкости сварных соединений.

Повышение долговечности узлов трения пожарных машин

Проведенные исследования с применением плазменного легирования и поверхности и объёмного модифицирования стали позволили повысить долговечность деталей пожарных машин.

Анализ методов повышения эффективности и качества лазерной сварки

В данное статье проводится анализ методов повышения эффективности и качества лазерной сварки. Повышение требований к сварным соединениям при производстве ответственных изделий, выполненных из цветных и алюминиевых сплавов, поставило ряд проблем, поск...

Похожие статьи

Современная технология нанесения антифрикционных покрытий

Рассмотрен способ получения антифрикционных покрытий и упрочнения деталей цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания. В результате предлагаемой технологии повышается работоспособность деталей, сокращается период приработки и уменьшается...

Исследования структуры и свойств соединений, полученных фрикционной наплавкой

Создание прочных, бездефектных металлургических соединений между несколькими соседними перекрывающимися фрикционными наплавками, также называемыми многодорожечными фрикционными наплавками, из разнородных алюминиевых сплавов, находится в центре вниман...

Применение композиционных полимерных материалов на основе углерода в химическом машиностроении

В статье авторы исследования пытаются найти закономерность влияния химического состава антифрикционного материала на основе углерода на его износостойкость в паре со сталью.

Стеклокерамические покрытия на основе карбосилицида титана для пленочных электронагревателей

Работа посвящена изучению процессов, протекающих в тонких слоях порошковой системы PbO2-B с добавлением порошка Ti3SiC2 в качестве наполнителя в режиме «теплового взрыва». Изучено влияние скорости нагрева образца, количества Ti3SiC2 в исходной смеси ...

Стеклопластиковая арматура с повышенными рабочими характеристиками

Большинство характеристик стеклопластиковой арматуры выше, чем у металлического аналога. Но есть некоторые параметры не позволяющие применять ее при больших нагрузках. Одним из них является невысокая адгезия затвердевшего эпоксидного связующего. Что ...

Определение силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фибропенобетона

В статье рассматривается методика проведения испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фибробетона. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из конструкционного пенобетона, армированные стальной проволочной фиброй ...

Метод уменьшения аварийности и повышения надежности подшипников скольжения в тяжелых режимах работы при конструировании машин и оборудования с использованием антифрикционного литого композиционного материала

Задача по уменьшению риска аварийности на производстве приводит к конструированию высоконадежного металлургического и другого оборудования. Эксплуатация машин и оборудования является безопасной, если они сконструированы с учетом требований надежности...

Вибрационная обработка сварных конструкций

Разработаны методы эффективной виброобработки сварных соединений, изготовленных из простых малоуглеродистых сталей. Приведено влияние вибро- и термообработки на критическую температуру хрупкости сварных соединений.

Повышение долговечности узлов трения пожарных машин

Проведенные исследования с применением плазменного легирования и поверхности и объёмного модифицирования стали позволили повысить долговечность деталей пожарных машин.

Анализ методов повышения эффективности и качества лазерной сварки

В данное статье проводится анализ методов повышения эффективности и качества лазерной сварки. Повышение требований к сварным соединениям при производстве ответственных изделий, выполненных из цветных и алюминиевых сплавов, поставило ряд проблем, поск...

Задать вопрос