Арбитраж (третейский суд) в Республике Казахстан: история развития и правовое регулирование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.04.2021

Статья просмотрена: 482 раза

Библиографическое описание:

Ибрагимов, А. А. Арбитраж (третейский суд) в Республике Казахстан: история развития и правовое регулирование / А. А. Ибрагимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 205-210. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79779/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время значительная часть споров во всем мире разрешается частным судопроизводством, а именно — арбитражным, являющимся действенной альтернативой государственным судам.

У всех на слуху Международный арбитражный суд в Париже, Лондонский МАС, Американская арбитражная ассоциация, Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, Китайская комиссия по международному экономическому и торговому арбитражу.

В Казахстане применение эффективных механизмов альтернативных способов регулирования и разрешения гражданско-правовых споров, дозволяющих упростить и ускорить данное вето, зародились после приобретения страной независимости. Обуславливается это курсом провозглашения и привлечения иностранных инвестиций в Казахстан. Можно констатировать тот факт, что арбитражные (третейские) суды берут свое правовое начало с 1993 года.

Однако ввиду пробелов и несовершенства законодательства развитие данных судов было затруднено, а в 1999 году после принятия Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, в котором законодатель упустил (не включил) норму о принудительном исполнение решений третейских судов государственными судами, арбитражные (третейские) суды были практически парализованы вплоть до 2004 года.

Лишь 28 декабря 2004 года правительством Казахстана были приняты Закон «О третейских судах» и Закон «О международном коммерческом арбитраже».

На основании вышеуказанных законов арбитраж и третейские суды получили надежную правовую основу и стали развиваться быстрыми темпами, а казахстанские компании получили реальную возможность разрешать крупные международные коммерческие споры, значительно сократив связанные с этим расходы.

8 апреля 2016 года произошла консолидация норм двух вышеуказанных Законов в принятый новый Закон Республики Казахстан «Об арбитраже» и уже в ноябре месяце того же года в Казахстане была создана первая Арбитражная палата при Министерстве Юстиции Республики Казахстан как независимая некоммерческая организация, представляющая собой добровольное объединение постоянно действующих арбитражей и арбитров. С принятием вышеуказанного Закона деление на внутренние третейские суды и международный арбитраж в Казахстане было упразднено.

Ведущими арбитражами Республики Казахстан было проведено собрание, на котором была учреждена Арбитражная палата Казахстана, были приняты и подписаны Учредительный договор и Устав. Этому предшествовала достаточно кропотливая работа, проведенная арбитражами и министерством юстиции, по разработке указанных учредительных документов, приведению их в соответствие с положениями действующего законодательства.

С этого момента арбитраж зарекомендовал себя как эффективный механизм разрешения гражданско-правовых споров.

В Арбитражной палате Казахстана сейчас значится 18 постоянно действующих Арбитражей, наиболее значимым из которых является Казахстанский Международный Арбитраж, возглавляемый ученым-правоведом Сулейменовым М.

В июле 2018 года был запущен уникальный финансовый хаб МФЦА, при котором действует Международный Арбитражный Центр.

Арбитражи основывают свою деятельность на нормах национального и международного законодательства, в том числе на положениях Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже, Закона Республики Казахстан «Об арбитраже», а также ГПК РК, иных законодательных актов Республики Казахстан в случае, если спор рассматривается согласно законодательству Республики Казахстан.

Арбитраж — это место разрешения спора по согласию сторон, избираемый самими сторонами, для разрешения имущественных споров. Как средство разрешения экономических споров, он уже достаточно давно известен мировой судебной практике. Именно в подобных судах сегодня разрешаются большинство экономических споров, так как арбитраж, как правило, рассматривают споры между коммерческими организациями.

Появление в РК первых арбитражей можно связать с тремя стратегическими целями в сфере экономики, среди которых открытие казахстанского рынка для иностранных производителей, обеспечение свободы экономики, поддержка предпринимательства. Это связано со следующими фактами. С момента провозглашения государственной независимости Республики Казахстана, первым Президентом страны Н. А. Назарбаевым были очерчены линии развития казахстанской государственности и намечены образцы управления государством. Современники именуют данный метод «Назарбаевской моделью управления — путем развития страны».

Следует добавить, что президентский курс развития государства не только оправдал надежды и превзошел ожидания, но и получил всеобщее признание и поддержку. Именно этот курс развития государства к передовому развитию экономики на мировом уровне послужил импульсом для пересмотра, в том числе и законодательной базы арбитража.

В своем выступлении на V Съезде судей РК в ноябре 2009 года Елбасы направил внимание судей на «сокращение числа споров, подлежащих рассмотрению в судебном порядке, внедрение альтернативных способов их разрешения, в том числе примирительных процедур и медиации».

О применении альтернативных способов разрешения споров говорилось и на VI Съезде судей, состоявшемся в ноябре 2013 года, в выступлении первого Президента страны «Задачи национальной судебной системы в контексте Стратегии «Казахстан-2050» как об огромном потенциале развития правовой системы Казахстана: «Это окажет позитивное воздействие на судебную систему Казахстана, будет способствовать снижению нагрузки на суды. И в то же время окажет воздействие на усиление деловой активности, создание благоприятного инвестиционного климата в стране».

В послание Главы государства народу Казахстана от 01 сентября 2020 года Касым-Жомарт Токаев также отметил необходимость развития альтернативных способов разрешения споров без участия государства.

На сегодняшний день благодаря успешной реализации плана нации «100 конкретных шагов», а также стратегий и программ Республики Казахстан, в том числе стратегии развития «Казахстан-2050», наше государство стоит на пути вхождения в тридцатку развитых стран мира.

В целях экономического развития страны одним из приоритетов указанной стратегии особое внимание уделено международному сотрудничеству Казахстана на мировой арене.

Государством принят комплекс мер, которые направлены на пресечение недобросовестного поведения участников при исполнении контрактных обязательств. Действенной мерой в данном направлении явилось развитие арбитража. Данная мера значительно снизила нагрузку на государственные суды, а также благоприятно повлияла на взаимодействие Республики Казахстан с иностранными государствами.

Таким образом, по мере развития в Казахстане рыночной экономики и роста частной внешнеэкономической активности рассмотрение коммерческих споров арбитражами приобретает все более широкий характер.

Несомненно, судебная защита является гарантом защиты нарушенных гражданских прав, осуществляемая государственными судами, которые в свою очередь в современных реалиях перегружены большим количеством поступающих заявлений и дел.

В рамках защиты гражданских прав и законных интересов в РК могут создаваться постоянно действующие арбитражи для разрешения определенного гражданского спора в силу закона, по своей юридической природе такие суды называются суды ad hoc (разовые суды).

Постоянно действующие арбитражные суды образуют фундаментальную основу для разрешения конкретного гражданско-правового спора в порядке, регламентированными их внутренними юридическими документами. Арбитражи создаются юридическими лицами, понятие, которое закреплено в ГК РК.

Для принятия определенного гражданского спора в арбитражные (третейские) суды способом альтернативного разрешения, которым является, обязательным условием выступает наличие «арбитражного соглашения» или «арбитражной оговорки» между сторонами о передачи правового спора в целом, а также в отдельных частях в связи с конкретным правоотношением в арбитражное (третейское) производство.

Обязательное требование — de jure, вышесказанное соглашение должно быть в письменной форме. Данное соглашение может быть подписано между сторонами в виде отдельного документа или же присоединением в основной гражданский договор о передаче дела в арбитражные (третейские) суды.

Стороны арбитражного разбирательства в первую очередь рассчитывают на справедливое, законное и оперативное рассмотрение спора, а также добровольное и своевременное исполнение решения, однако на практике все складывается иным образом.

Зачастую стороны, участвующие в деле которые проиграли арбитражный или же третейский процесс, уклоняются от своих обязанностей по исполнению решения.

Для пресечения таких незаконных действий, законодателем создан правовой инструмент путем обращения одной из сторон (взыскателя) в государственные суды для обеспечения реализаций арбитражных и третейских решений.

Процессуальные последствия исполнения решений арбитражного и третейского суда определены в ст. 253 ГПК РК согласно норме, которой в случае, если арбитражное решение не исполнено добровольно в установленный в нем срок, сторона арбитражного разбирательства, в пользу которой вынесено арбитражное решение (взыскатель), вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном исполнении арбитражного решения по месту рассмотрения спора арбитражем либо по месту жительства должника или по месту нахождения органа юридического лица, если место жительства или место нахождения неизвестно, то по месту нахождения имущества должника.

Основания проверяются судом лишь с точки зрения соблюдения процессуальных норм.

Если арбитражное решение по вопросам, которые охватываются арбитражным соглашением, могут быть отделены от решений по вопросам, которые не охватываются таким соглашением, то в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение той части арбитражного решения, которая охватывается арбитражным соглашением, не может быть отказано.

Суд выносит по вопросу о приведении в исполнение арбитражного решения определение, на которое может быть подана частная жалоба, принесено ходатайство прокурором.

Арбитражу подведомственны споры, которые возникли или могут возникнуть между сторонами по какому-либо конкретному гражданско-правовому отношению между физическими и (или) юридическими лицами.

Арбитражу не подведомственны споры, по которым затрагиваются интересы детей, лиц, признанных недееспособными, ограниченно дееспособными, о реабилитации и банкротстве, между субъектами естественных монополий и их потребителями, между государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, а также споры, возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными.

Кроме того, имеется отдельный пункт относительно случая, когда стороной является государственный орган, предприятие или юридические лица с 50 % и более участия государства. В таком случае возможно арбитражное разбирательство при согласии на это уполномоченного государственного органа той или иной отрасли либо местного исполнительного органа.

Не могут быть предметом арбитражного разбирательства такие споры, как возмещении морального вреда, споры о восстановлении на работе, о защите чести и достоинства, либо вытекающие из публично-правовых отношений, а также споры об оспаривание действий государственных органов.

Арбитражное разбирательство схоже с судебным разбирательством: также подается исковое заявление, ответчиком представляется отзыв, стороны знакомятся с материалами дела, имеют право представлять доказательства, которые исследуются на заседании, ведется протокол заседания арбитража, принимается арбитражное решение. Стороны могут урегулировать спор, в том числе и в порядке медиации. При неисполнении решения Арбитража, оно подлежит принудительному исполнению.

Рассмотрение дела включает в себя подготовку, на проведение которой отводится не более 15 дней, и само разбирательство, подлежащее завершению в срок до 2 месяцев. Закон предусмотрел право постоянно действующего арбитража на установление иных сроков в регламенте либо соглашением сторон.

В государственных судах этот срок в случае реализации права на обжалование, что случается довольно-таки часто, может составить до вступления решения в законную силу 7–8 месяцев, а с учетом кассационного обжалования и того дольше.

Практика показывает, что разрешение споров между сторонами на основе переговоров эффективнее проводить с участием нейтрального посредника. Это позволяет не только устранить разногласия, но и сохранить деловые отношения сторон. Несудебные формы разрешения споров, зародившиеся, как альтернатива гражданскому судопроизводству, в недрах американской правовой системы, в последние годы все чаще стали применять в странах СНГ. У конфликтующих сторон появилась потребность обращения к третьей стороне, которая может объективно и справедливо разрешить возникший спор, квалифицированно и обоснованно применить действующие нормы права.

Преимущество арбитража:

Первое и основное преимущество заключается в том, что стороны сами выбирают арбитра. Они же сами решают, сколько арбитров будет рассматривать их спор. Если обе стороны доверят разрешение возникшего между ними спора одному арбитру, то он и будет рассматривать спор. Если назначается 3 арбитра, то по одному выбирает каждая сторона, и два выбранных арбитра назначают третьего арбитра- председательствующего. Следует отметить, что наличие высшего юридического образования необходимо лишь в случае единоличного рассмотрения либо если арбитр является председательствующим по делу. Общие требования, предъявляемые к арбитру — возраст старше 30 лет, наличие высшего образования, стаж работы не менее пяти лет, независимость от сторон, отсутствие заинтересованности в исходе дела, согласие на исполнение обязанностей арбитра. Также, сторонами могут быть предъявлены и дополнительные требования к арбитрам. Кроме того, арбитром может быть избран как гражданин РК, так и иностранец, либо лицо без гражданства.

Второе преимущество — это определение процедуры разрешения спора самими сторонами, таких как, место проведения арбитражного разбирательства, язык производства, сроки, проводить ли устное слушание или обойтись без него, разбирательство только на основе документов, выбирают эксперта, специалиста, возможно проведение в режиме онлайн. Законом предусмотрено такое выражение, как: «с учетом обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон». Тем самым, стороны имеют определенный контроль над процессом. В государственном суде права и обязанности сторон, процедура судопроизводства строго регламентированы, выбор стороны, его мнение, какое-либо иное соучастие в процедуре, а тем более контроль не допустим.

Третьим преимуществом является оперативность арбитражного разбирательства. В современном мире как нельзя актуально выражение «время –деньги». Если стороны согласовали срок рассмотрения дела, к примеру — 10 дней, следовательно, в этот срок разбирательство будет завершено.

Кроме того, следует отметить, что арбитражное решение является окончательным и вступает в силу в день, когда оно подписано арбитрами. Если спор возник из международного контракта, то решение арбитража подлежит исполнению в любой стране — участнице Нью-Йоркской конвенции 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Эта конвенция установила надежные гарантии для признания и исполнения решений на территории стран-участников. Казахстан присоединился к участникам в 1995 году.

Арбитражное решение, если в нем не указан срок исполнения, подлежит немедленному исполнению. Решение суда же подлежит немедленному исполнению лишь в случаях, указанных в процессуальном законе.

Если арбитражное решение не исполнено добровольно, судом по ходатайству стороны выдается исполнительный лист.

Нельзя не отметить и материальный аспект, экономичности арбитража, то есть стоимости арбитражных услуг, которые обойдутся стороне значительно дешевле, чем в государственном суде, так как в арбитраже действует таблица с указанием сумм арбитражного сбора, размер которого пропорционален сумме исковых требований, чем больше сумма, тем меньше расходы.

Еще одним преимуществом следует назвать применение не только национального законодательства, но и законов любой другой страны. Национальное законодательство подлежит применению в случае, если стороны граждане или юридические лица РК.

Согласно закону «Об арбитраже» стороны сами избирают применимое право. При отсутствии соглашения сторон арбитраж определяет применимое право в соответствии с коллизионными нормами, которые он сочтет в данном случае применимыми. Это обстоятельство особенно привлекательно для инвесторов.

Немаловажным фактором преимущества арбитража является конфиденциальность арбитражного разбирательства. Если стороны не договорились об ином, то арбитражное разбирательство проводится в закрытом заседании с участием только сторон или их представителей, информация об арбитражных решениях размещается только с согласия сторон спора. Строго соблюдаются правила коммерческой тайны. Это правило весьма притягательно для субъектов предпринимательства.

Как и в суде, в ходе арбитражного разбирательства стороны могут мирно урегулировать спор. Однако, если государственный суд выносит судебный акт в виде определения, то арбитраж принимает решение на согласованных сторонами условиях.

Процессуальный закон предусматривает достаточно широкий круг оснований для отмены решения суда, это и нарушение или неправильное применение материального закона, недоказанность обстоятельств, несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам и т. д. Арбитражное же решение может быть отменено только в случае процессуальных нарушений, то есть суть принятого арбитражем решения не рассматривается вовсе.

Все изложенное дает основание для вывода о том, что арбитражная форма судопроизводства в силу предоставляемых сторонам преимуществ в отличие от государственного суда, являющегося органом государства, обеспечивающего правопорядок силой принуждения и власти, более привлекательна для предпринимателей, реализовавших свое право на защиту в арбитражном суде. А анализ практической деятельности существующих арбитражей свидетельствует о росте сторонников и почитателей арбитражного разбирательства.

Вместе с тем, согласно законодательству Республики Казахстан специальная лицензия на осуществление деятельности Арбитража не предусмотрена. Если для адвокатов и нотариусов требуется обязательно состоять в профессиональных палатах, то для арбитров это условие также не предусмотрено. В реестре Арбитражной палаты Казахстана сегодня зарегистрировано 18 арбитражей. Но сколько их на самом деле, не могут сказать даже сами арбитры.

Таким образом, предлагается внести дополнения в закон об арбитраже, о введении требований к арбитражам, таких как наличие у арбитров ученной степени по юридической специализации либо определенного судейского стажа. Руководителем арбитража должен быть не просто бывший работник прокуратуры или МВД, а человек, поработавший в бизнесе либо на руководящих должностях не менее трех лет. Кроме того, необходимо обязать арбитражи периодически отправлять отчеты о его функционировании, а также проделанной работе в уполномоченный орган.

Литература:

  1. Конституция Республики Казахстан: принята 30 августа 1995 года // http://zan.kz/rus/docs/K950001000_#z94 22.12.2020.
  2. Гражданский кодекс Республики Казахстан: принят 27 декабря 1994 года // http://zan.kz/rus/docs/K940001000_ 22.12.2020.
  3. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть): принят 1 июля 1999 года // http://zan.kz/rus/docs/K990000409_ 22.12.2020.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан: принят 31 октября 2015 года // http://zan.kz/rus/docs/K1500000377 22.12.2020.
  5. Закон Республики Казахстан «Об арбитраже»: принят 08 апреля 2016 года // http://zan.kz/rus/docs/Z1600000488 22.12.2020.
  6. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года N 9 «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам» // http://zan.kz/rus/docs/P06000009S_ 22.12.2020.
  7. Обобщение Верховного Суда Республики Казахстан о судебной практике о признании и исполнении, отмене арбитражных решений за 2016, 2017 и 1 квартал 2018 года
  8. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года // http://zan.kz/rus/docs/K1200002050 22.12.2020.
  9. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2020 года // https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g 22.12.2020.
  10. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 // https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana 22.12.2020.
  11. План нации — 100 конкретных шагов. Программа Президента РК от 20 мая 2015 года // http://zan.kz/rus/docs/K1500000100#z0 22.12.2020.
  12. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентноспособность». Послание Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года // http://zan.kz/rus/docs/K1700002017 22.12.2020.
  13. Программы «Рухани жангыру», которая была разработана на основе положений статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». 12 апреля 2017 // www.akorda.kz 22.12.2020.
  14. Арбитраж в Казахстане: возможности и перспективы https://newtimes.kz/silovoj-blok/59930-arbitrazh-v-kazakhstane-vozmozhnosti-i-perspektivy
  15. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства: Государственная программа Президента РК от 16 мая 1992 г. // Доступ из ИПС «Параграф». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30006969&pin=406028 (дата обращения: 21.12.2020).
  16. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации: Послание Президента РК народу Казахстана от 18 февраля 2005 г. // Доступ из ИПС нормативных правовых актов РК "Әдiлет». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K050002006_ (дата обращения: 21.12.2020).
  17. Указ Президента Республики Казахстан от 16 января 2001 г. N 535 «Об образовании в городе Алматы и Карагандинской области специализированных межрайонных экономических судов» // ИПС " Әдiлет " (дата обращения: 22.12.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, арбитражное разбирательство, арбитражное решение, сторона, арбитраж, спор, суд, арбитр, государственный суд, принудительное исполнение.


Похожие статьи

Приказное производство в российском гражданском судопроизводстве: вопросы теории и практики

Государственная администрация в странах Южной Европы: конституционно-правовые основы деятельности

Судебный штраф: теория и практика правоприменения

Судебный штраф: теория и практика правоприменения

Правовые основы института государственной тайны в России: эволюция и характеристика

Правовая регламентация тендерной деятельности в Российской Федерации. Проблемы и перспективы

Правовое регулирование фактических брачных отношений в России: историко-правовой аспект

Штрафная ответственность в гражданском процессуальном праве: проблемы правового регулирования и применения

Соотношение светской и религиозной культуры в Республике Казахстан: традиция и современность

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Похожие статьи

Приказное производство в российском гражданском судопроизводстве: вопросы теории и практики

Государственная администрация в странах Южной Европы: конституционно-правовые основы деятельности

Судебный штраф: теория и практика правоприменения

Судебный штраф: теория и практика правоприменения

Правовые основы института государственной тайны в России: эволюция и характеристика

Правовая регламентация тендерной деятельности в Российской Федерации. Проблемы и перспективы

Правовое регулирование фактических брачных отношений в России: историко-правовой аспект

Штрафная ответственность в гражданском процессуальном праве: проблемы правового регулирования и применения

Соотношение светской и религиозной культуры в Республике Казахстан: традиция и современность

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Задать вопрос