В последнее время одним из значимых условий преподавания истории и обществознания стоит отметить совокупность условий, способствующих повышению уровня сформированности у учеников определенных умений и навыков. Условие, которое включает в себя создание образовательной среды, развивает потенциал учеников и ориентирует на достижение цели. Не вызывает сомнений, что на уроках истории и обществознания, формируются не только личностные качества: гражданственность, патриотизм, но и совершенствуется личность, происходит процесс самообразования, саморазвития и самореализации.
Современные ученики — это поколение высоких технологий и обширного информационного общества. Понимание и осознание себя не только в настоящий период времени, но и рассматривая себя в будущем, имеет особое значение. Говоря об исследовательских компетенциях, необходимо дать определение данному термину. Согласно Словарю иностранных слов дефиниция «компетенция» рассматривается как «способность применять умения, знания и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». [5; 27]. В Словаре русского языка автора Ожегова С. И. отмечается, что «компетенция» — это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. [4; 82]. Кроме того, современные ученые сходятся во мнении, что исследовательские компетенции — это своего рода умения и свойства личности, которая владеет навыками исследовательской работы. Исследователь, под влиянием побудительных качеств, развивает личностное отношение к определенной проблеме. Интегрируя имеющиеся навыки, умения и знания, реализует свою компетентность в процессе исследования. В общем, и в целом, весь процесс направлен не только на применение в урочной деятельности новых подходов для развития исследовательских качеств у учащегося, но и в подготовке его к этапу жизни, который ожидает его после окончания школы. Таким образом, современный ученик должен быть ориентирован на самостоятельный поиск информации при ответе на возникающие вопросы, уметь генерировать идеи и преломлять их в соответствии с ситуационными условиями, рассматривать или предлагать различные варианты, решая типичные жизненные задачи.
Ранее учитель истории и обществознания был ориентирован на подготовку ученика в рамках требований, предъявляемых к историческому содержанию школьного курса. Организация учебно-воспитательного процесса предусматривала определенную образовательную подготовленность и формирование общей культуры школьника. Между тем, происходящие изменения в российском образовании, внесли существенные коррективы. Поэтому в последнее время, остро стоит вопрос о развитии исследовательских компетенций, так как рождается новый образовательный продукт, который может быть новым проектом, новым или иным знанием, подходом к решению вопроса.
Не вызывает сомнения, что формирование исследовательских компетенций, предусматривает системность и комплексность. Однако ученые считают, что немаловажно принимать во внимание специфику учебного заведения, особенность организации учебного процесса, взаимодействие всех социальных и научных партнеров, организацию научного сообщества в школьном коллективе через работу внеурочной деятельности и другое. Педагоги, административный ресурс школы, обучающиеся и их родители, должны быть вовлечены в целенаправленный и кропотливый процесс, который способствует формированию исследовательских компетенций. Общая заинтересованность социальных партнеров заключается в том, что школьник будет способен не только приобрести новый интеллектуальный багаж, но и владеть им с точки зрения научного подхода, а также формулировать гипотезу, определять инструментарий в процессе исследования, в соответствии с конкретной темой, проводить наблюдение или предлагать иные варианты решения проблемы. Уметь не только высказывать свою точку зрения, но и рационально подходить к решению задачи.
На уроках истории и обществознания с обучающимися проводится большая работа, которая ориентирует их на погружение в исследовательскую деятельность. Они знакомятся с научными терминами, с методическими основами ведения исследований, а также необходимой литературой. В целом, выстраивается определенная стратегическая линия, которая предусматривает ценностно-процессуальное обновление преподавания историко-обществоведческих дисциплин и направлена на поиск оптимальных путей, формирующих исследовательские компетенции.
Отметим, что формирование учебно-воспитательного пространства способствует созданию среды, в которой не только происходит объединение людей, но и реализуются проекты, идеи, которые мотивируют обучающихся заниматься исследовательской деятельностью.
Рассматривая исследовательский метод обучения как путь познания окружающего мира и как возможность подготовки школьника к взрослой жизни, немаловажен акцент на воспитательную основу личности. Объединяя учебный процесс и внеучебную деятельность, наблюдается создание единого организма учебной организации, которая дает старт исследовательской работе и ориентирует обучающихся на получение конечного результата, который можно будет применить в реальной жизни.
Стратегические линии развития современного образования обусловили развитие личностных качеств школьников через воспитание ценностных ориентиров, предусматривающих активную деятельность, овладение методами и приемами самостоятельного решения проблемы и реализации внутреннего потенциала.
Педагогу важно понимать, что от того как будет организован учебный процесс, от разработки комплекса образовательных элементов и акцентирование внимания не только на формирование предметных знаний, но и развитие исследовательских компетенций, зависит эффективность преподавательской деятельность в данном направлении. Кроме того, стоит обозначить существенную значимость в учебном процессе применение информационных, технологических, организационных и коммуникационных компонентов в современной инфраструктуре обучения. Развивая исследовательские компетенции, педагог применяет всю имеющуюся у него методическую палитру, многообразие технических и дидактических средств.
Наблюдая за учениками, пришли к пониманию, что исследовательская деятельность положительно влияет на повышение уровня коммуникативных умений, развитие системного и критического мышления. Школьники постепенно погружаются в мир научных источников информации, приобретают навыки работы с непростой специфической литературой. Постепенно обучаются основам оформления, представления и защиты своей исследовательской работы. Формирование исследовательской компетентности является частью основных ключевых учебных компетенций, необходимых для интеллектуально развитого современного человека. Современный специалист — это думающий, ищущий человек, который умеет работать с различного рода информацией, а также выявлять проблемы, давать оценку, анализировать ход событий, предлагать новые идеи, отстаивать точку зрения.
Хорошим показателем сформированности исследовательских компетенций могут служить такие методы как анкетирование, наблюдение, тестирование, защита научно-исследовательских работ учащимися, их участие в школьных и межшкольных научных мероприятиях.
Актуальность формирования исследовательских компетенций школьников не вызывает сомнений, так как своевременно говорить о новом векторе развития современного образования, вытеснившего традиционный академизм. Приоритетность исследовательской компетентности заключается в развитии способности самосовершенствования и динамичного поиска новых средств решения поставленных задач, стремления к творчеству и созиданию.
При этом современный педагог организует учебно-воспитательный процесс как целенаправленную деятельность, которая ориентирована на коллективное сотрудничество, применяя различные методы и формы деятельности. Можно сказать, что взаимодействие педагога и учеников выстраивается иначе, так как потенциал создаваемой среды в процессе исследовательской деятельности вносит определенные изменения в учительскую позицию, которая постепенно корректируется в пользу тьюторства. Расширяя границы авторского действия, школьниками выстраивается образовательная траектория, в которой исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания может транслироваться в иные образовательные области, а в дальнейшем и в получение профессиональных знаний и навыков.
Литература:
- Гребенюк О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся /О. С. Гребенюк. — М.: Педагогика, 2011.
- Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология/В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2013.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987.
- Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. М., 1987.