В данной статье автор рассматривает устный журнал, как форму развития УУД кадет-будущих офицеров. В работе отмечаются цели и задачи данной педагогической технологии, такие как развитие познавательной активности обучающегося, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, проявление желания к познанию, проявлению самостоятельности, направленной на вовлечение кадета в творческую деятельность и на военно-профессиональное самоопределение.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, устный журнал, коммуникативные УУД, познавательные УУД, кадет-будущий офицер
В настоящее время в образовании фактически признана активная роль учащегося при овладении им знаний, реализовывающаяся в формировании «универсальных учебных действий (УДД)» под руководством и в сотрудничестве с педагогом. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться [5]. Возможности сотрудничества реализуются посредством коммуникативных УУД, обеспечивающих умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Действия исследования, поиска и отбора информации, её структурирование; логические действия и операции, способы решения задач формируют познавательные УУД. Таким образом, ученик овладевает логическими операциями, учится анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, выдвигать гипотезы, а не только общеучебными действиями, при которых он умеет ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию.
Понятие познавательной деятельности рассмотрено во многих трудах психологов, методистов и педагогов. Суть его определения во всех их трудах одна: познавательная деятельность — это сознательная деятельность, при которой субъект приобретает информацию о тех или иных объектах и явлениях.
Особое место в активизации познавательной деятельности школьников отводится самостоятельной и творческой работе.
Однако, познавательное развитие определяется особенностями взаимоотношений и сотрудничества с одноклассниками и взрослыми. Содержание и способы общения обуславливают развитие способности обучающегося к познанию окружающего мира. Именно поэтому в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
Характер организации учебно-воспитательного процесса в ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» направлен на формирование у кадет одновременно всех видов универсальных учебных действий, формирующихся не только в учебной, но и во внеучебной деятельности. Использованию разнообразных педагогических технологий, направленных на достижение метапредметных результатов, отводится особая роль во внеурочной деятельности.
Одной из форм развития коммуникативных и познавательных УУД, широко применяемой воспитателями училища, является час личностного развития в форме устного журнала.
Устный журнал — это одна из нетрадиционных форм внеклассной работы, позволяющая осуществлять интеграцию знаний из различных областей, развивать творческие и организационные способности кадет, стимулировать интерес к определённой теме. Данная форма с успехом прошла апробацию педагогическим сообществом.Многие известные педагоги и психологи считают, что главным мотивирующим аспектом в обучении является пробуждение познавательной активности учащихся. Именно устные журналы отвечат требованиям возрастных особенностей подростков, стремящихся к самостоятельности и автономии. По словам Г. И. Щукиной, при самостоятельном поиске и при выполнении творческой деятельности «в движение приводится множество процессов: догадка, озарение, додумывание, привнесение прошлого опыта, мыслей, взглядов, переживаний. В этих условиях иными становятся знания, умения, прошедшие через мысль, волю, участие самой личности» [7]. В труде Г. И. Щукиной отмечается роль используемых методов обучении: «Метод обучения должен оказывать побуждающее действие» [7]. Именно от побуждающей силы методов обучения и зависит становление ученика и его интереса к предмету, а также «становление ученика как субъекта обучения» [7].
В результате проведения часа личностного развития в форме устного журнала реализуются следующие задачи:
— расширение круга тех знаний кадет, которые не нашли отражение в учебных программах (обобщение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике и т. д.);
— формирование определенного отношения к окружающему миру и выработке материальных и духовных ценностей;
— формирование у учащихся навыков общения, обдумывания и оценки своих выступлений и самих себя, отстаивания собственного мнения;
— усвоение подростками умений и навыков познавательной деятельности;
— формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ученика;
— содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала детей, их творческих и других способностей;
— формирование и развитие классного коллектива.
Познавательный потенциал является стержнем устного журнала, поскольку подчинён какой-то одной теме (нравственной, литературной, исторической, политической и т. д.), рассматриваемой на отдельных «страничках», которые иллюстрируются любым способом, соединяя слово и иллюстрацию. Безусловно, в настоящее время развитых информационно-коммуникационных технологий, форма проведения устного журнала претерпела изменения, поскольку традиционные странички всё чаще представляются мультимедийными, поскольку современный подросток-кадет абсолютно свободно ориентируется в данном пространстве. На данном этапе реализуются умения и навыки, приобретённые на уроках изобразительного искусства, уроках технологии и информатики.
С точки зрения решения задач военно-профессиональной ориентации кадет, интересными являются устные журналы, посвященные военной тематике. Изучение родов войск, специальностей, видов вооружения всегда удачно реализуется посредством именно такой формы. Проведение подобных устных журналов требует от мальчишек большой подготовительной работы. И вот именно на данном этапе организация работы во всем подчиняется организационной структуре взвода (в количестве 20 кадет) «командир взвода — заместитель командира взвода — командиры трех отделений». При этом огромное значение уделяется использованию и популяризации принципа воинского единоначалия, когда задачи ставятся младшему командному составу взвода, а они в свою очередь распределяют задачи и зоны ответственности: планируют инициативное сотрудничество с одноклассниками, определяя цели, функции каждого кадета в отделении, способы их взаимодействия (подбор необходимой литературы, оформление ее в виде сообщений, сценок, монтажа, поиск выразительных, ярких иллюстраций, видеоматериала, планирование выступлений). На данном этапе подростки заместитель командира взвода и командиры отделений обретают первые навыки управленческого характера при разрешении каких-либо конфликтов, выявляют проблемы, ищут самостоятельно альтернативные пути их решения. Незаметная координация действий со стороны воспитателя необходима исключительно с точки зрения контроля взаимодействия между отделениями взвода при прогнозировании тем и количества страниц журнала, а также при совместном необходимом оформлении кабинета. На данном этапе идет формирование межличностных взаимоотношений кадет, что абсолютно бесценно и необходимо в условиях закрытого образовательного учреждения.
При проведении устного журнала коммуникативная и познавательная компетенции на финише реализуются и взаимно дополняют друг друга. За простыми этапами от поиска информации до представления ее стоит сложный вид кооперации, объединяющий все задачи подобной формы проведения внеклассной работы. Основой решения этих задачи стало ключевое значение познания и коммуникации для психического и личностного развития кадета: «познание», «содействие» и «сотрудничество» выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.
Кроме того, по результатам серии часов личностного развития в форме устного журнала можно собрать сведения об особенностях развития кадет, межличностных отношениях, систематизировать эти особенности и использовать эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса в дальнейшем
Устный журнал — одна из эффективных форм внеклассной работы, решающая многие вопросы, способствующая популяризации познания, поиска информации, представления результатов. Эта форма за короткое время дает возможность познакомить обучающихся со многими фактами, дополнительным материалом, выходящим за рамки учебной программы. Результативный потенциал при решении целевых установок и решения частных педагогических задач данной формы работы огромен: начиная от формирования конкретных познавательных задач, развития творческих способностей кадет, умения самостоятельно работать с материалами, до сплочения взвода, а применительно к военному училищу, формирование единого воинского коллектива.
Литература:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
- Бабина Н. Ф. Как развивать познавательную активность учащихся / Н. Ф. Бабина // Школа и производство. — 2002. — № 3.
- Дмитриев В. А. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся / В. А. Дмитриев. — М., 2001.
- Лисина М. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М., 1986.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2013.
- Шумакова Н. Б. Возраст вопросов / Н. Б. Шумакова. — М., 1990
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979. — 160