В статье рассмотрены показатели склонности к зависимому поведению среди учащихся старших классов. Статистические данные представлены на основе выборки 10-х классов. В проведенном исследовании было установлено, что среди старшеклассников преобладают испытуемые, у которых риск склонности к зависимому поведению не выражен. У большинства старшеклассников нет предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и пагубных пристрастий или стремления и интереса к ним, но для 5 % старшеклассников риск попробовать те или иные опасные вещества или способы повышенный.
Ключевые слова: зависимость, зависимый, зависимое (аддиктивное) поведение, склонность к зависимому поведению, поиск новых ощущений.
В современном обществе проблема зависимого (аддиктивного) поведения с каждым годом обостряется. Повсеместно растет процент людей, страдающих от какой-либо зависимости. Ситуация усугубляется тем, что омоложение зависимого поведения происходит неуклонно, что особенно пугает, поскольку зависимое поведение искажает процесс формирования личности, приводя к его ухудшению, грубому искажению и часто к смерти [3, с.17].
Сегодня изучение зависимого поведения отражено в работах отечественных и зарубежных авторов по психологии, педагогике, медицине, философии и социологии. В разных теоретических подходах рассматриваются вопросы, связанные с концепцией, видами, причинами и этапами формирования зависимого поведения. Концепция зависимого поведения изучается наряду с такими понятиями, как зависимость (аддикция), зависимое (аддиктивное) поведение, зависимая личность, склонность к зависимостям.
Изучению особенностей проявления зависимости у старшеклассников посвящены исследования В. М. Ялтонского, Е. В. Змановской, А. А. Ярышевой, В. А. Фролова, Л. И. Максименковой, О. В. Ляпустиной, Н. Ю. Максимовой. Ранняя юность как кризисный период описан в работах Л. И. Божович, И. С. Кона, Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной, А. К. Болотовой, Д. И. Фельдштейна, С. Степанова и др [6, с.27].
Зависимое поведение — это один из типов девиантного поведения, при котором желание уйти от реальности возникает при изменении психического состояния путём приёма определенных веществ или постоянного сосредоточения внимания на определенных действиях с целью развития сильных эмоций.
В широком смысле слова, зависимость понимается как «желание положиться на кого-то или что-то для удовлетворения или приспособления». Выраженность зависимого поведения может быть разной: от почти нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся тяжелыми соматическими и психическими патологиями [5, с.190].
Для незрелой личности с несформировавшимися адаптивными механизмами зависимость может стать результатом адаптации. Эти старшеклассники отличаются нестабильностью эмоций, сниженным интеллектом, искаженными ценностями, самосознанием, идентичностью и нарушенным общением с окружающими. Своевременное выявление старшеклассников, склонных к зависимому поведению, разработка комплексных программ, занятий с юношами и девушками и их родителями, снижает риск формирования форм зависимого поведения [2, с.115].
Мы решили выяснить склонность к зависимому поведению среди учащихся 10-го класса. С этой целью нами было проведено исследование в МБОУ «Лицей № 106 «Содружество» г. Уфы. Выборка составила 22 человека, ими являются учащиеся 10-го класса в возрасте 16–17 лет, из них — 19 девушек и 3 юноши. Для проведения исследования нами были выбраны следующие методики:
- Тест-опросник «Аддиктивная склонность» В. В. Юсупова и В. А. Корзунина;
- Диагностика потребности в поисках ощущений М. Цукермана.
Объектом исследования является зависимое поведение. Предметом исследования является склонность к зависимому поведению.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что старшеклассники в данном возрасте подвержены риску развития зависимого поведения.
В результате исследования, представленных на диаграмме 1, нами было выявлено, что среди старшеклассников преобладают испытуемые, у которых риск склонности к зависимому поведению не выражен — 95 % (21 человек). Далее следуют те, кто имеет выраженные признаки склонности к зависимому поведению — 5 % (1 человек). Старшеклассники с умеренно выраженным риском к зависимому поведению отсутствуют.
Рис. 1. Распределение испытуемых по показателям склонности к зависимому поведению
В итоге, у большинства старшеклассников нет предрасположенности к употреблению психоактивных веществ и пагубных пристрастий или стремления и интереса к ним, но для 5 % старшеклассников риск попробовать те или иные опасные вещества или способы повышенный.
Результаты исследования диагностики склонности к поиску новых ощущений М. Цукермана представлены на диаграмме 2.
Рис. 2. Распределение испытуемых по показателям склонности к поиску новых ощущений
Из показателей на диаграмме 2, следует, что среди старшеклассников преобладают испытуемые со средним уровнем склонности к поиску новых ощущений — 59 % (13 человек). Далее следуют те, кто имеет низкий уровень — 41 % (9 человек). Старшеклассников с высоким уровнем склонности к зависимому поведению не выявлено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство старшеклассников, стремясь уйти от скуки и однообразия, ищут приятные ощущения и необычные впечатления, но действуют они осознанно и обдуманно, а не под влиянием сиюминутного импульса.
В подростковом и раннем юношеском возрасте, как считает О. Д. Донской, возникает противостояние между постоянно растущими потребностями и неадекватными способами их удовлетворения. Например, желание утвердиться во взрослом мире сталкивается с недостатком жизненного опыта и социальной незрелостью.
Трудности социальной адаптации, возникающие на данном этапе жизни, способствуют формированию зависимых форм поведения. К особенностям зависимости у старшеклассников относятся раздражительность, вспыльчивость, тревожность, нарушения мышления, несформированная личность, склонность к нарушению моральных норм и правил, низкий уровень коммуникативных навыков, неразвитая самооценка и трудности в постановке и достижении целей [4, с.89].
Ранняя юность как период взросления играет важную роль в профессиональном самоопределении, выборе жизненного пути, поиска смысла жизни, верных и близких друзей, выстраивании отношений с лицами противоположного пола, становлении самосознания, мировоззрения и системы ценностей, общественно-полезной активности. Благодаря этому старшеклассники готовятся к вступлению в самостоятельную жизнь.
Литература:
- Амбрумова А. Г., Тихоненко, В. А. Диагностика суицидального поведения [Текст] / А. Г. Амбрузова, В. А. Тихоненко. — М.: Медицина, 2010. — 148 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
- Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 240 с.
- Донская О. Д. Особенности самооценки в период подростничества / О. Д. Донская // Образование и современность. — 2011. — № 3. — С. 88–92
- Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Журнал Вестник Томского государственного педагогического университета. — Выпуск № 5 (133) / 2013. — С.189–194
- Мандель В. Р. Психология зависимостей (аддиктология) — Москва, 2013. — 320 с.