В данной статье рассмотрены основные противоречия в развитии современной теории спорта. Так же описаны разные подходы к методикам физических тренировок спортсменов.
Ключевые слова: теория спорта, противоречия в развитии спорта, спорт, физическая культура, типы тренировок.
Перед тем, как начать работу, стоит определиться с основными определениями, из которых автор будет исходить в дальнейшем.
Теория спорта сегодня — это наука, направленная на познание, описание, объяснение и прогнозирование объективных закономерностей спорта с социальной и педагогической точек зрения. Так же теория спорта использует и объединяет данные из прочих наук, изучающих спорт, например, биологии, психологии, спортивной метрологии и эстетики [3].
Определение спорта несколько разнится от источника к источнику.
Так, в «Большой олимпийской энциклопедии», спорт — это часть физической культуры, в которой основной упор делается на физическое развитие человека, в частности — на укрепление его здоровья и самочувствия [6]. Она также выделяет профессиональный спорт, основная цель которого — соревнование.
В тоже время В. В. Григоревич в своей работе «Физическая культура Древней Греции» определяет спорт как непосредственно соревновательную деятельность и подготовку к ней [1].
В данной статье опираться будем на энциклопедическое определение, так как оно лучше отражает различные подходы к спорту у разных людей, а также демонстрирует, что люди имеют разные цели, начиная заниматься спортом. Для лучшего понимания мотивов людей в совершенствовании своей физической подготовки, и как следствие — разных подходов к методикам физических тренировок спортсменов и даже различий в теоретической части подготовки спортсменов, стоит проследить историю зарождения спорта.
Так, первые спортивные игры появляются еще в Древней Греции, с началом Олимпийских игр (776 год до н. э.). Однако некоторые виды спорта существовали еще в Древнем Египте за 4000 лет до нашей эры. Более того, найдены наскальные рисунки, датируемые 30 000 лет до нашей эры, на которых изображено подобие спортивных соревнований.
Для чего древнему человеку, и без того имеющему множество проблем, связанных с выживанием, тратить время и силы еще и на не приносящее явную пользу занятие? Ответов несколько.
Первое — выживание индивида. Более физические подготовленные люди проще адаптировались к окружающей среде и лучше ей противодействовали. Разумеется, некоторые люди были сильнее других, и это вызывало определенный интерес, цель которого — выяснить, как стать сильнее. Интуитивно, или же опытным путем, люди выяснили, что постоянные высокие нагрузки при хорошем питании делают человека более привычным к ним — он становится сильнее.
Второе — выживание общности, связанное с более рациональным использованием людского ресурса в ней. Так, необходим был способ сравнить возможности разных членов общины для более эффективного их использования. Так, более выносливые и быстрые люди могли быть охотниками либо выполнять работу, связанную с длинными переходами. Более сильные люди становились воинами и так далее. Плюс ко всему, в зависимости от опасности предприятия (ловля хищника, набег на чужую общину), можно было назначить более сильных индивидов для достижения целей с меньшими потерями.
Третье — соревнование и статус. У некоторых животных более высокие позиции в стае (волки, гиены) или стаде (бегемоты) занимают более сильные особи. У людей каменного века иерархия зачастую выстраивалась аналогично. Для более безопасного выявления сильнейших особей и были придуманы различные игры. Это позволяло без жертв выявить иерархию сильнейших представителей общности, снижало прямую конкуренцию в ней.
Четвертое — развлечение и тренировка. Дети копировали поведение взрослых, часто имели игрушки, имитирующие настоящее оружие или инструменты. Постоянное повторение действий, близких к тем, что требовались на практике, позволяли им с самого детства развивать необходимые во взрослой жизни качества. В целом, схожая методика сегодня применяется при разминке перед тренировкой — спортсмены задействуют важные для их спорта группы мышц, тем самым готовя их к скорым нагрузкам.
В целом, и на сегодняшний день цели остаются такими же. Тем не менее, огромное разнообразие методик подготовки порождает некоторые противоречия. Связаны они в первую очередь с различными подходами к спорту и целями, которые данные методики преследуют.
Так, сегодня применяются следующие типы тренировок:
— Аэробные (баскетбол, бег, аэробика, плаванье и тому подобное). Их цель — повысить выносливость спортсмена. Такие тренировки не имеют цели достичь максимального силового потенциала. Их задача скорее — поддержание здоровья в организме, подготовка его к длительным нагрузкам.
— Анаэробные (бодибилдинг, пауэрлифтинг, спринтерский бег). Ставят перед собой задачу достижения максимальных силовых показателей.
— Смешанные. Их задача — совместить преимущества аэробных и анаэробных тренировок, комбинируя их. Например, одно занятие включает в себя 40 минут аэробных и 20 минут анаэробных тренировок, что позволяет развить как силу, так и выносливость спортсмена.
Так же тренировки бывают:
— Круговые (2–4 круга, в каждом от 3 до 10 упражнений на разные группы мышц)
— Интервальные (короткие предельные нагрузки с короткими периодами отдыха между ними)
— Сплит (тренировка разбивается на циклы по 2–4 дня. Один день — одна группа мышц)
— По количеству участников:
— Групповые (занятия с группой в спортивном зале или секции)
— Индивидуальные (самостоятельная работа)
— Смешанные (занятия с группой, после которых — дополнительная проработка упражнений самостоятельно)
Можно привести другие типы классификации, но общий смысл ясен — имеется множество разных типов тренировок, которые можно совмещать или комбинировать в зависимости от целей. Так, военные стремятся достичь в первую очередь предельной выносливости, силовые качества для них отходят на второй план, хотя, несомненно, также важны [4]. Силовые же части полиции, задача которых в быстром силовом подавление противника тренируют в первую очередь силу, потому что им не так критичен навык длительных переходов с большим весом.
Спортсмены стремятся достичь максимальных показателей в своей дисциплине. Многие типы единоборств направлены не столько на боевую эффективность, сколько на поддержание хорошей физической формы. Кто-то занимается танцами с целью просто научиться разным типам танцев, кто-то доводит до совершенства один или несколько, после чего соревнуется с другими танцорами.
И в связи с этим часто возникают некоторые проблемы с пониманием методологии тренировок. Они возникают по причине некоторой профессиональной деформации спортсменов, специализирующихся на своих спортивных дисциплинах.
Например, профессиональные танцоры, имеющие цель достичь именно лучших показателей в своей дисциплине, для развития необходимых умений зачастую занимаются и гимнастикой, и акробатикой. Им это необходимо для получения нужной гибкости и подвижности, однако эти навыки совершенно излишни для людей, занимающихся танцами, например, в качестве фитнеса. Им важнее сама двигательная активность, а гимнастические навыки для них излишни. Поэтому едва ли спортсмен-танцор, выступающий на профессиональных соревнованиях, сочтет методику тренировок танцора-любителя эффективной. При этом для любителя именно такая, не отнимающая слишком много ресурсов, но позволяющая поддерживать хорошую физическую форму тренировка, будет наиболее оптимальной.
К тому же со временем спортивная мода также может меняться. Наиболее нагляден пример с бодибилдингом. Так, в 70-е-80-е годы XX века популярностью пользовались «произвольные программы», в которых особое внимание уделялось артистичности атлетов и их умению заинтересовать публику своим выступлением. Затем их важность стала падать и на первое место вышли более объективные показатели пропорциональности и объемности мышц.
С одной стороны, это упростило судейскую работу и сделало ее более объективной. С другой же стороны это практически убило эффектность чемпионатов по бодибилдингу.
Многие спортсмены «старой школы» или «золотого века» бодибилдинга отстаивали важность произвольной программы и к 2010-м годам сумели сделать данную программу частью многих турниров. Тем не менее, бодибилдеры, цель которых была в наращивании мышечной массы теперь вновь вынуждены сменить подход к тренировкам и сами их методики. Дабы достичь большей пластичности движений [5].
Все это говорит о том, насколько важно предварительно оценить цели, с которыми человек начинает занятия спортом. Далее необходим тренер, который позволит достичь именно данных целей, либо скорректировать их и вновь проработать грамотную программу. Самостоятельные же занятия крайне не рекомендуются в силу разнообразия источников и зачастую противоречия данных в них (как уже было сказано, это не ошибки в методиках, это специальная их проработка под конкретные задачи), что значительно затрудняет подбор грамотной программы тренировок для не имеющего академического образования человека.
В заключение можно сказать, что если не все противоречия в теории спорта, то значительная их часть вызвана именно различием целей тех или иных тренировок. В статье затронута лишь малая их часть, но даже ее достаточно, чтобы оценить различия тех или иных методик тренировок и понять, что не каждая методика применима к тем или иным людям, видам спорта или сферам деятельности.
Литература:
- Григоревич В. В. Зарождение олимпийского движения современности // Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.: Советский спорт, 2008. — ISBN 978–5-9718–0254–9
- Григоревич В. В. Физическая культура Древней Греции // Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.: Советский спорт, 2008. — ISBN 978–5-9718–0254–9.
- Двейрина, О. А. Теория спорта: конспекты лекций, вопросы для самопроверки и задания по УИРС / О. А. Двейрина. — 1. — Санкт-Петербург: СПбГАФКим. П. Ф. Лссгафта, 2003. — 124 c. — Текст: непосредственный.
- Положение по физической подготовке и спорту военнослужащих Вооруженных Сил. — Мн.: МО РБ, 2001
- Соревновательные дисциплины в бидибилдинге // iq-body URL: https://iq-body.ru/articles/trening/sorevnovatelnye-discipliny (дата обращения: 04.04.2021).
- Штейнбах, В. Большая олимпийская энциклопедия. Комплект в 2-х томах / В. Штейнбах. — 1. — Москва: Олимпия-пресс, 2006. — 1752 c. — Текст: непосредственный.